Герман Полев (в миру Григорий; по прозвищу Садырев) (1530-е гг. – 1568 г.) – архиепископ Казанский, автор поучения царю, книгописец. Он происходил из семьи Полевых, многие из которых были постриженниками Волоколамского монастыря, был сыном Филофея (в миру Федора) Полева. Сведения о Г. П. сохранились в ряде источников: 1) в кратком волоколамском летописце Игнатия Зайцева по рук. ГБЛ, Волок. собр., № 362; 2) в Летописи Никоновской – ПСРЛ, СПб., 1905–1906, т. 13; 3) в «Истории о великом князе московском» А. Курбского – РИБ, СПб., 1914, т. 31, стб. 317–319; 4) в Житии Филиппа митрополита – рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 380 и рук. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 694 (две редакции); 5) в Житии Гурия Казанского, написанном Гермогеном, 6) в Житии Германа Садырева, составленном между 1657–1672 гг. на основании житий Филиппа и Гурия – рук. ГИМ, собр. Уварова, № 792.
Расцвет политической карьеры Г. П., завершившейся его гибелью, падает на 50–60-е гг. В 1551 г. он занял должность архимандрита Старицкого Успенского монастыря. После следствия над Матвеем Башкиным, проведенного его отцом Филофеем Полевым, Г. П. было поручено привести его в заточение в Волоколамский монастырь, что и случилось в декабре 1553 г. Оставшись в монастыре, Г. П. в течение 1554 г. выполнял обязанности казначея. В 1555 г. он получил должность архимандрита Свияжского монастыря. После смерти казанского архиепископа Гурия Руготина, с которым Г. П. был тесно связан, 12 марта 1564 г. его перевели в архиепископы Казани. 19 мая 1566 г. Афанасий оставил митрополичий престол. В это время Г. П. находился в Москве, и Иван Грозный предоставил ему митрополичью кафедру. Однако, как сообщается в «Истории о великом князе Московском» А. Курбского, Г. П., не успев освоиться с полученным высоким саном, сразу же выступил с поучением царю, в котором резко осудил его за проведение опричной политики. О содержании этого поучения можно судить только по пересказу его А. Курбским (РИБ, т. 31, стб. 317–318). Царь немедленно лишил его митрополичьего сана. 24 июля 1566 г. митрополитом был утвержден Филипп II. В Никоновской летописи среди участников обряда поставления назван и Г. П. как архиепископ Казанский. Новый митрополит, активно выступивший против опричного террора, нашел поддержку только со стороны Г. П. Филипп Колычев был сведен с митрополии 4 ноября 1568 г., а через два дня после этого Г. П. был найден мертвым у себя на московском подворье. В разных источниках несколько по-разному сообщается об обстоятельствах и времени гибели Г. П.
Не считая критического выступления Г. П. по адресу царя, у нас нет никаких свидетельств о его писательской деятельности. Есть основания полагать, что до начала выдвижения Г. П. на церковно-политические посты он трудился в Волоколамском монастыре как профессиональный писец. В описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. имеются следующие записи: «Евангелие в десть Германова письма Садырева», «Богородичник в десть Германова письма Садырева» (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение, с. 8, 11). В рук. ГИМ, Епарх. собр., № 74 сообщается о том, что она написана Г. П. в 1544 г. (Щепкина М. В. и Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958, с. 51).
Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсанофия казанских и свияжских чудотворцев. Казань, 1847; Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950, с. 26, 58; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964, с. 240–247, 255, 256.
Р. П. Дмитриева