Германия в XII—XIII вв
Германия в XII—XIII вв.
В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии, в силу особых исторических условий, политическая раздробленность продолжала усиливаться. Этому обстоятельству немало способствовали бесплодные попытки германских императоров подчинить себе Италию и славянские земли. В результате всех этих процессов Германское королевство уже в XIII в. фактически распалось на территориальные княжества.
Состав Германской империи в XII—XIII вв.
XII в в состав Германской империи входили как прежние ее владения, из которых и состояло собственно Германское королевство,— Саксония, Фризия, Тюрингия, Франкония, Швабия, Бавария и Лотарингия, так и вновь захваченные маркграфство Австрия, Штирия, Каринтия, Крайна, а также и область расселения лужицких сербов между Одером и Эльбой (Лабой). В вассальной зависимости от империи находились Чешское королевство, Ободритское государство (с конца XII в ), Северная и Средняя Италия (Ломбардия и Тоскана) и Бургундия (с середины XI в.). Кроме того, в течение XIII в. немцы захватили Поморье (между Одером и Вислой), область расселения родственного литовцам племени пруссов (между Нижней Вислой и Неманом), а также владения куров, леттов, эстов и ливов (в бассейне Западной Двины и по берегам Рижского залива до берегов Чудского озера на востоке). В конце XII и первой половине XIII в. империи принадлежало и Сицилийское королевство, состоявшее из Апулии, Калабрии и острова Сицилия
Все эти страны и области не составляли экономического и политического целого и сильно отличались друг от друга по уровню и характеру своего общественного развития. В то же время и в самой Германии господствовала феодальная раздробленность.
Рост городов и товарного производства в XII—XIII вв.
С конца XI — начала XII в. в Германии начали сказываться результаты отделения ремесла от сельского хозяйства. Большое значение в ее экономике приобрели города. Многие из них были связаны торговыми отношениями лишь со своей ближайшей сельской округой, другие уже в XII в. стали крупными центрами ремесленного производства, продукты которого сбывались на весьма отдаленных рынках. Одним из таких крупных центров был Кельн с его развитым шерстяным и металлообрабатывающим производством.
Города, находившиеся под властью феодальных сеньоров, вели с ними ожесточенную борьбу, которая вначале нередко носила форму тайного заговора, а затем превращалась в открытую борьбу за коммуну и освобождение от сеньориальной власти (Кельн, Вормс, Майнц, Ульм, Аугсбург и др.). Развитие товарно-денежных отношений в Германии приводило к большим изменениям как в помещичьем, так и в крестьянском хозяйстве. И помещики, и крестьяне начали продавать на рынке часть своей зерновой, животноводческой и винодельческой продукции, а в связи с этим переходить к ведению более интенсивного хозяйства — осушать болота, расчищать леса, разрабатывать пустоши, разводить виноградники и т. д. Несмотря на продолжавшееся господство натурального хозяйства, в XII в. уже намечались новые формы экономического развития и совершался частичный переход к денежной ренте. Вместе с этим в ряде мест росла барщина и увеличивалась продуктовая рента.
Рост могущества многих крупных феодалов, превращавшихся в самостоятельных политических властителей — территориальных князей, использовавших развитие городов и товарного производства Германии в собственных интересах, ослабил власть императора в пределах Германского королевства. Правда, отдельные германские города (Вормс, Кельн, Ульм и др.), стремясь избавиться от власти своих сеньоров — епископов и князей, поддерживали императоров как в конце XI в., так и позднее. Однако эта поддержка императорской власти была недостаточна. Остальные германские города все более и более становились княжескими.
В этой обстановке императорская власть могла стать хотя сколько-нибудь независимой от крупных феодалов и князей лишь путем частичного перехода к системе наемных войск и усиления роли личных королевских слуг (министериалов) в составе администрации. Вот почему германские императоры стремились увеличить собственные земельные владения, а необходимые им денежные средства добыть путем эксплуатация богатых ломбардских городов, ибо доходы с большей части германских городов уже ускользнули из их рук.
Походы немецких феодалов в Италию в XII в.
Один из представителей династии Штауфенов (Гогенштауфенов) — Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый, 1152—1190) возобновил завоевательную политику в Италии. Чтобы обеспечить себе помощь со стороны крупнейших немецких князей, Фридрих I перед походом в Италию сделал им ряд серьезных уступок. Так, например, он предоставил Генриху Льву право на обладание Баварией и Саксонией и на хозяйничанье в славянских землях, потребовав за это от него лишь военной помощи при походах в Италию.
Напав на богатые ломбардские города, которые к этому времени превратились в самостоятельные коммуны, Фридрих I решил посадить туда в качестве новых сеньоров послушных ему епископов, а также своих должностных лиц. Однако ломбардские города оказали Фридриху Барбароссе упорное сопротивление. Эта политика Фридриха вовлекла его в длительную борьбу не только с самими городами, но и с папой Александром III, поддерживавшим ломбардцев из опасения, что после завоевания Ломбардии Барбаросса захватит и Среднюю Италию. Во время двукратной осады Милана (в 1158 и 1162 гг.) сопротивление оказали главным образом низшие к середние слои его населения. После второй осады Фридрих I взял Милан и жестоко расправился с его жителями за отказ выплачивать ему всякого рода подати и сборы (так называемые регалии, которые признал за императором созванный им в 1158 г. Ронкальский сейм). Он разрушил цветущий город, изгнал оттуда большую часть горожан, а оставшихся превратил в крепостных крестьян. В знак окончательного уничтожения города Фридрих I велел провести плугом борозду по центральной площади Милана.
Расправляясь с Миланом, Фридрих I рассчитывал на разногласия между различными ломбардскими городами, но ошибся в своих расчетах. Его должностные лица, выжимая бесконечные подати, вооружили против Фридриха I все городское население. Города Ломбардии объединились в мощную «Ломбардскую лигу». В битве при Леньяно (1176 г.) «Ломбардская лига» силами городских ополчений, главным образом ремесленников, мужественно сражавшихся с германскими завоевателями, наголову разбила рыцарей Фридриха I Барбароссы. Он должен был отказаться от всех своих требований по отношению к городам и примириться с папой Александром III, который, поддерживая «Ломбардскую лигу», подверг его отлучению. При снятии отлучения императору пришлось проделать унизительную церемонию целования папских ног. Эта новая «Каносса» германского императора немало содействовала усилению папства, хотя и не означала прекращения борьбы между папством и германскими императорами.
Походы германских феодалов против полабских и поморских славян в XII в. Усиление власти князей
В то время, как представители династии Штауфенов, или Гогенштауфенов (1138—1254), вели войны с итальянскими городами, баварские герцоги из рода Вельфов начали захватывать земли на славянском Востоке. Самый сильный герцог из рода Вельфов Генрих Лев, в руки которого перешла значительная часть бывших родовых владений саксонских герцогов, стал захватывать земли в Поморье, в частности в Вагрии, и, разорив ее своими поборами, начал заселять немецкими колонистами из Вестфалии. Еще раньше Генриха Льва на реке Гавеле утвердился другой саксонский князь Альбрехт Медведь. Около середины XII в. эти феодальные властители объединились и в 1147 г. возглавили общее завоевательное предприятие, которому католическая церковь дала наименование «крестового похода против славян».
Крестоносцы напали на ободритов и лютичей одновременно. Во главе ободритов стоял в то время князь Никлот. Под его искусным руководством ободриты оказали мужественное сопротивление крестоносцам Генриха Льва. Постройка крепости Добин и союз со славянами с острова Руяна позволили Никлоту перерезать пути подвоза продовольствия саксонскому войску и заставить саксов заключить мир. Хотя ободриты и дали при этом обещание принять христианство, но, по словам немецкого хрониста, «большой поход закончился незначительными результатами». Войска Альбрехта Медведя, двинувшиеся в страну лютичей, также ничего не добились. Упорное и мужественное сопротивление славян заставило немецких феодалов снять осаду главного города Поморья Щецина (будущий Штеттин).
В 1160 г. Генрих Лев начал новый поход против ободритов и, несмотря на их героическое сопротивление, захватил после смерти Никлота почти всю территорию его государства. На захваченных землях (в 1170 г.) возникло в составе Германской империи Мекленбургское славянское княжество в качестве ленного владения, непосредственно подчиненного Генриху Льву. Через 10 лет Генрих Лев захватил и Поморье, которое также было превращено в имперское княжество. В этих славянских княжествах в течение XII—XIII вв. интенсивно шла насильственная немецкая колонизация.
Но одновременно с Генрихом Львом другие князья также стремились увеличить территорию своих княжеств, а многие из князей лихорадочно принялись за основание городов, опасаясь роста могущества Генриха Льва, который носился с планами коронации. Этим страхом князей воспользовался Фридрих I для того, чтобы подвергнуть суду Генриха Льва. Поводом для суда послужил отказ Генриха Льва оказать помощь Фридриху I в битве при Леньяно. Генриха Льва лишили всех его владений и изгнали из Германии.
К этому времени относится и оформление в качестве сословия так называемых имперских князей, т. е. крупнейших церковных и светских феодалов, державших земли непосредственно от императора и обладавших частичной политической властью в пределах своих территориальных княжеств. В XII в. земли светских имперских князей превратились в наследственные феоды, а с конца этого века стала ясна перспектива преобладания имперских князей во всей политической жизни страны. В иерархической лестнице германского феодального общества император считался первым. Далее шли церковные и светские князья, держатели имперских ленов; затем графы, которые держали имперские лены лишь через посредство князей. Ниже графов стояли так называемые «свободные господа» — сословная группа, возникшая из верхнего слоя прежнего феодального дворянства. Вассалами этих «свободных господ» являлись рыцари. Наконец, в самом низу феодальной иерархии находились так называемые однощитные рыцари, лишенные права иметь своих вассалов.
Потерпев поражение в борьбе с ломбардскими городами, Фридрих I решил усилить собственное территориальное княжество путем женитьбы своего сына на наследнице Сицилийского королевства. Таким образом, он стремился обеспечить своим преемникам власть над этим богатым централизованным королевством, которое было расширено в XII в. норманским королем Рожером II, включившим в его состав значительную часть Южной Италии. Не отказавшись от планов подчинения чужих стран и народов, Фридрих I Барбаросса уже на склоне лет принял участие в третьем крестовом походе, где и нашел свою гибель.
Борьба немецкого крестьянства против феодальной эксплуатации в XII в.
Возникновение территориальных княжеств и усиление власти князей привели к росту феодальной эксплуатации крестьянства. Источники полны свидетельств о вымогательствах аббатов, епископов и фогтов (светских землевладельцев, исполнявших функции судебных должностных лиц в монастырях и епископствах). Феодалы закрепощали еще сохранившееся свободное крестьянство, иногда целыми деревнями.
Насилия феодалов вызывали активные выступления со стороны крепостного и феодально зависимого крестьянства. Во владениях епископа города Туля в Лотарингии крестьяне отказались платить поголовный сбор в пользу приходской церкви. Не раз восставали зависимые держатели церковных феодалов в Прирейнской области. В Саксонии и Фрисландии имели место случаи убийств графов и маркграфов крестьянами, которые, как указывали хронисты, были «доведены до отчаяния тяготевшим над ними бременем угнетения». Так, в 1103 г. фризскими крестьянами был убит маркграф Генрих. По той же причине саксонские крестьяне убили в 1144 г. графа Рудольфа Штаденского. В Эльзасе во время феодальных междоусобий восставшие крестьяне вынудили обратиться в поспешное бегство самого императора Генриха V, который оставил в их руках знаки королевского достоинства.
Эта борьба продолжалась и позже. В начале XIII в. крестьяне-штединги, происходившие от фризов и еще сохранившие свою личную свободу, выступили в большом количестве против рыцарей и изгнали их из своей страны. Только в 1234 г. во время крестового похода, направленного против них, штединги потерпели поражение и были отданы по распоряжению императора под власть бременского архиепископа. Крестьянские восстания XII—XIII вв. носили главным образом местный характер и не приобрели такого размаха, как саксонское восстание в конце XI в. Тем не менее, вспыхивая в самых различных районах средневековой Германии, они приводили к некоторому смягчению произвола феодалов во взимании феодальной ренты с крестьян.
Развитие товарно-денежных отношений и изменения в положении крестьянства в XIII в.
В XIII в. германские города переживали период подъема. Росли ремесленное производство и торговля, возникали новые купеческие гильдии и ремесленные цехи, усиливался приток сельского населения в города. Однако германские города зачастую не были связаны между собой. Города же, которые вели внешнюю торговлю, были связаны с разными странами: придунайские и верхнерейнские города — с Италией, а остальные прирейнские города — с Францией. Города, находившиеся в области между Рейном и Эльбой, торговали с Фландрией и Брабантом, а также со славянами на востоке. Таким образом, рост ремесленного производства, городов и торговли не привел к возникновению общегерманских рыночных связей. Но характер эксплуатации крестьян в результате роста товарно-денежных отношений претерпел значительные изменения — и притом различные в разных районах. Наиболее радикально изменилась система эксплуатации крестьянства в Саксонии, где начала развиваться добывающая промышленность (серебряные рудники, солеварни), а также и ткацкое дело. С XIII в. саксонские феодалы стали считать невыгодной прежнюю систему твердо установленных барщин и оброков, дававших при наличии рынков сбыта в городах слишком мало барыша. Они начали отпускать на волю крепостных крестьян — латов, насильственно лишая этих крестьян (за навязанную им отступную плату в пользу феодала) их наследственных наделов (гуф). Полученная таким путем земля сдавалась в краткосрочную аренду так называемым мейерам (буквально — старостам), т. е. бывшим управляющим из тех же латов, а впоследствии из министериалов и мелких рыцарей. Мейеры платили со своих держаний продуктовую ренту в виде зернового хлеба, который шел на продажу. Эксплуатируя в свою очередь рабочую силу малоземельных крестьян, они постепенно превращались в мелких феодалов. Отпущенные на волю без земли латы массами уходили в заэльбские области и в города.
Описанный процесс привел к весьма важным последствиям: крестьянство распалось в Саксонии на три слоя. Высший из них составили владельцы нескольких наделов (из их среды выходили некоторые мейеры), средний слон — малоземельные крестьяне — обладатели нескольких моргенов (Морген — земельная мера, обычно количество земли, которое можно вспахать при помощи плуга и пары волов за один день.) земли или самое большее — одной гуфы, и низший слой — крестьяне, вовсе лишенные земли.
В отличие от этого в Юго-Западной Германии (в Алемании, Франконии и Прирейнской области) прежняя система феодальной эксплуатации крестьян путем взимания с них отработочной и продуктовой ренты сочеталась в XIII в. с частичным переходом к денежной ренте. При этом крестьяне сохраняли свои наследственные наделы. Рост денежной ренты в Юго-Западной Германии сказывался главным образом в обилии свободных оброчных держателей, так называемых чиншевиков (от слова «чинш» — оброк). Несвободные крестьяне делились там на две большие группы: «зависимых по земле» и «лично зависимых» крестьян. Первые были лишены права перехода и обременены многочисленными, но определенными повинностями. Вторые — собственно дворовые холопы — несли нефиксированные повинности, не имели имущества и получали содержание от господина.
Экономическая разобщенность различных областей Германии имела важнейшие последствия и для ее политического строя. Германские императоры лишь в очень слабой степени могли использовать рост городов, а также внутреннюю и внешнюю торговлю в целях усиления материальных средств казны. Многие города оказались в составе территориальных княжеств. Князья, которые основывали новые города, забирали в свои руки господство над местными рынками и ведущими к ним торговыми путями. Именно князья начали накоплять денежные средства. В пределах Германского королевства возник ряд мелких государств и не создалось единого централизованного феодального государства.
Рост самостоятельности территориальных княжеств в XIII в. в политика Штауфенов
Власть германских князей непрерывно росла. В начале XIII в. они приобрели высшую уголовную юрисдикцию, право чеканки монеты, основания таможен и право взимания податей. Политическое господство князей было юридически закреплено привилегиями, которые предоставил им новый император из династии Штауфенов Фридрих II (1220—1250). Эти привилегии были формулированы не как пожалования отдельным князьям, а как пожалования в пользу всех церковных и светских князей Германии. Тем самым Фридрих II юридически оформил существование в Германии особого сословия князей (светских и духовных).
Фридрих II был в сущности не германским, а сицилийским королем (с 1212 г.), унаследовавшим Королевство обеих Сицилии в Южной Италии и лишь потом попавшим на императорский трон. В своей политике он меньше всего руководствовался интересами Германии. Фридрих II старался сочетать идею обожествления императорской власти (в духе теократии) с идеей сильной королевской власти, заимствованной из практики Сицилийского королевства. Этот император пытался добиться от западноевропейских королей подчинения ему, как «первому среди равных». Однако его попытки добиться господства над всей феодальной Европой противоречили интересам нарождавшихся централизованных государств и потерпели крах.
Фридрих II проводил политику угнетения народных масс и в Германии и в Италии. Он не давал никаких привилегий германским городам, запрещал городские союзы, цехи и выборы городских советов. С помощью князей он подавлял крестьянские восстания и вел борьбу против народных движений, принимавших форму антицерковных ересей. Несмотря на постоянные столкновения Фридриха II с папами (Григорием IX и Иннокентием IV) и даже на неоднократные отлучения его от церкви, разногласия между императором и папами нередко отступали на второй план перед угрозой народных движений и ересей, подрывавших основы католической церкви и средневековой империи.
Будучи одновременно германским императором и сицилийским королем, Фридрих II стремился захватить в свои руки также Северную и Среднюю Италию с тем, чюбы создать хотя бы механическое объединение феодально раздробленной Италии и распадавшейся на княжества Германии. Для достижения этой цели он беспощадно выжимал денежные средства из богатой Сицилии, а Германию фактически отдал в распоряжение князей, от которых требовал лишь предоставления ему вассалов для военных походов.
Политическое усиление князей, находившихся под покровительством императора, привело в Германии (в 1234 г.) к восстанию, в котором приняли участие прежде всего горожане и королевские министериалы, а также рыцари. К восстанию примкнули и некоторые слои средних феодалов, не рассчитывавших собственными силами пробраться в сословие князей, а потому враждебных им. Несмотря на столь пестрый социальный состав участников восстания, его политический смысл совершенно ясен: оно было направлено против политики раздробления Германского королевства, против княжевластия и именно поэтому — против Фридриха II, как императора, насаждавшего «мелкодержавие» князей.
Фридрих II подавил это восстание, так как держал сторону князей и нуждался в их помощи для борьбы с ломбардскими городами. Однако в обреченной на неудачу борьбе с ломбардскими городами и с папством Фридрих II обескровил Германию и истощил свои средства. После его смерти вскоре погибли все представители династии Штауфенов, а ее владения по кусочкам растащили князья. Вслед за этим в Германии начался период так называемого междуцарствия (1254-1273 гг.), из которого она вышла окончательно раздробленной на территориальные княжества. Характеризуя гибельные последствия политики Штауфенов для судеб средневековой Германии, Энгельс указывал, что страна могла бы стать централизованным государством, если бы «... римский императорский титул и связанные с ним притязания на мировое господство не сделали невозможным конституирование национального государства и не привели к растрате сил в итальянских завоевательных походах... при этом общегерманские интересы все время предательски нарушались» (Ф. Энгельс, Заметки о Германии; в кн. «Крестьянская война в Германии», стр. 165—166,).
Крестовые походы германских феодалов в Прибалтику
Раздроблению Германии способствовали и завоевательные походы феодалов в Прибалтику. Проникновение немцев на берега Рижского залива и в бассейн Западной Двины началось еще в конце XII в., когда в устье Двины стали ездить германские купцы из города Висби (на острове Готланд) и из Бремена. В 1186 г. архиепископ Бременский учредил особую должность епископа Восточной Прибалтики и назначил на нее своего ставленника. Сменявшие друг друга епископы привлекали к себе на помощь немецких рыцарей и усиленно занимались насильственной христианизацией местного населения, которое состояло из различных литовских и латышских племен. Организованное военное наступление на земли ливов и эстов было произведено силами духовно-рыцарского Ордена меченосцев, подчиненного рижскому епископу и основанного с целью захвата северных торговых путей. Для осуществления этой цели немецкие феодалы усилили политику насильственной христианизации латышских и эстонских племен. Вдохновителем наступления на народы Прибалтики был папа Иннокентий III.
К 1210г. рыцари — члены Ордена меченосцев, стремившиеся к земельным захватам и обогащению, завоевали Ливонию, несмотря на упорное сопротивление ливов и эстов. Но при попытке захватить Эстонию они натолкнулись на сильное противодействие русских князей. Только в следующее десятилетие, вступив в союз с датским королем Вальдемаром, меченосцы все же захватили Эстонию и поделили ее с датчанами.
С 1215 г. германские феодалы по инициативе того же Иннокентия III начали проникать в Пруссию под предлогом крестового похода против «языческого» племени пруссов. На помощь немецким рыцарям, столкнувшимся со стойким сопротивлением пруссов, папство перевело в Прибалтику Тевтонский орден (основанный еще в 1198 г. в Палестине), который с 1230 г. начал завоевание Пруссии. В 1237 г. этот орден слился с Орденом меченосцев и, вступив в союз со шведскими феодалами, стал угрожать Новгороду и Пскову. И тем и другим нанесли сокрушительный удар русские ополчения во главе с новгородским князем Александром Невским. В Пруссии ордену пришлось вести длительную борьбу с князем Святополком Поморским, поддержавшим пруссов. Завоевание Пруссии Тевтонским орденом завершилось лишь в 80-х годах XIII в. Несколько раньше (в середине XIII в.) закончилось завоевание Курляндии.
В Ливонии завоеватели были вынуждены вначале сохранить за местными крестьянами их земельные наделы, лишь обложив крестьян десятиной в пользу церкви и небольшой отработочной рентой, а также обязав их нести военную службу. Это объяснялось отсутствием в Ливонии на первых порах немецких колонистов. Не было в Ливонии вначале и обширных доменов с собственным хозяйством феодалов. В отличие от Ливонии, где феодальная эксплуатация крестьян немецкими завоевателями усилилась несколько позже, в Пруссии она сразу же приобрела беспощадный характер. Большинство местного населения было закрепощено и превращено в бесправных людей, обязанных не только нести барщину, но и уплачивать десятину с урожая в пользу ордена, а также выполнять повинность по постройке и починке бургов. После двух крестовых походов против пруссов (в 1233 и 1254 гг.) и жестокого подавления их восстаний (что привело к уничтожению значительной части пруссов) тевтонские рыцари стали насильственно расселять пруссов по разным округам Германии.
Захваченные в Пруссии земли заселялись немецкими колонистами — крестьянами, которые вначале жили там свободными общинами, а позже в свою очередь подвергались закрепощению. Примерно в это же время в Пруссии начало складываться рыцарское поместье, поставлявшее зерновой хлеб на внешний рынок. Для такого поместья было характерно наличие барской запашки таких больших размеров, что она значительно превышала по площади совокупность тяглых крестьянских наделов: с этим была связана и особенно сильная эксплуатация крестьянства, которое заставляли нести тяжелую барщину.
Завоевания ордена в Прибалтике создали как бы еще одно и притом крупное территориальное княжество, а это наряду с неравномерным развитием товарно-денежных отношений в разных частях Германии еще больше усилило разобщенность различных экономических районов в пределах всей страны. Целый ряд вновь основанных или сильно выросших городов Прибалтики (Любек, Гамбург, Висмар, Росток, Данциг) вошел потом в торговый союз — «Великую немецкую Ганзу», игравшую весьма важную роль в северном и восточноевропейском районах торговли, обособленных от районов прирейнского и швабско-баварского.
Особенности формирования немецкой народности
Экономическая и политическая разобщенность средневековой Германии задерживала формирование немецкой народности. Еще в XIII в. население Северной, Средней и Южной Германии отличалось довольно значительными этническими особенностями, которые сказались и в разных диалектах. На основе этих диалектов в XII—XIII вв. выработались литературные языки: верхненемецкий и нижненемецкий, причем первый получил преобладание над вторым. Большинство литературных произведений в конце XII и в XIII в. написано на верхненемецком языке. Однако в быту и в области права продолжали сохраняться значительные различия между саксами и фризами, с одной стороны (фризы говорили на особом, фризском наречии), швабами и баварами — с другой.
В XIII в. появились два памятника, представлявшие запись феодального обычного права Саксонии и Швабии — так называемые «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». Наряду с ними возникла и общенемецкая запись права («Немецкое зерцало»), в котором, однако, имелось много заимствований из «Саксонского зерцала». Весьма существенно, что ленное право (Lehensrecht, т. е. право, относившееся к области вассально-ленных отношений и феодальной иерархии) выступало в этих памятниках как общее для всей Германии. В то же время так называемое «земское» право (Landrecht), т. е. совокупность обычаев, регулировавших правовые взаимоотношения между разными слоями крестьянства, а также между крестьянами и феодалами, обнаруживало большие местные различия. И в хрониках XII—XIII вв. наряду с общим представлением о Германском («Тевтонском») королевстве саксы, швабы и бавары рассматривались нередко как отдельные народности.
Культура в XII—XIII вв.
Культура Германии XII—XIII вв. не была единой и однородной. Она отражала идеологию различных классов феодального общества. Важнейшим памятником культуры господствующего класса в это время является сохранившаяся в составленных в Австрии около 1200 г. списках «Песнь о Нибелунгах». В основе «Песни о Нибелунгах» лежит литературная обработка народных сказаний о событиях, связанных с нашествием гуннов на Бургундское королевство в начале V в. (так называемый «героический эпос»). Но между старинной народной основой песни и ее последующей обработкой в духе рыцарских романов имеется явное противоречие. Хотя Зигфрид в «Песне о Нибелунгах» сохраняет прямодушие, храбрость и отзывчивость, он выступает здесь уже не как сын пленницы-вдовы, сам выковывающий себе меч и сам завоевывающий себе положение в обществе. Это — знатный и благовоспитанный рыцарь, влюбившийся в сестру бургундского короля Гунтера — красавицу Кримхильду. В поэме важную роль играет конфликт между личными достоинствами Зигфрида и его положением в феодальной иерархии. В целом «Песнь о Нибелунгах», конечно, в значительно большей степени отражает быт германского рыцарства XII в , чем бургундского племени начала V в.
Кроме «Песни о Нибелушах», идеология рыцарства нашла свое отражение и в стихотворных романах, наиболее популярным из которых являлся роман немецкого поэта Готфрида Страсбургского (умер около 1220 г.) о Тристане и Изольде, представляющий творческую переработку аналогичной темы французской рыцарской поэзии. Роман интересен тем, что Готфрид изображает в нем чисто земную любовь и тем самым стремится освободить рыцарскую поэзию от господства церковного мировоззрения.
Однако другие творцы рыцарского романа в Германии создавали произведения, проникнутые религиозной идеологией: таков «Парсифаль» поэта начала XIII в. Вольфрама фон Эшенбаха (1170-1220). Впрочем, несмотря на религиозно мистическое мировоззрение автора, роман отражает известные демократические тенденции. В образе Парсифаля ярко изображается борьба простых человеческих чувств с предрассудками феодального класса Подлинный рыцарь, по роману, должен быть человеколюбив, должен активно помогать всем страдающим Демократические тенденции отражало и произведение швабского поэта Гартмана фон дер Ауэ (1170—1210) — «Бедный Генрих». В поэме дан трогательный образ простой девушки-крестьянки, которая ухаживает за заболевшим проказой рыцарем Генрихом, а после его чудесного исцеления выходит за него замуж. В явном сооотвествии автора к созданному им образу сказываются его симпатии к простому народу.
Наряду с романом возникла и рыцарская лирическая поэзия (миннезанг). Ее представители — миннезингеры («певцы высокой любви») сами исполняли свой произведения, которые затем заучивались наизусть остальными певцами, переезжавшими из замка в замок. Kpупнейшими творцами миннезанга в Германии были Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1160—1230), а также названные выше Гартман-фон дер Ауэ и Вольфрам фон Эшенбах.
Рост городов вызвал к жизни городскую литературу Городская сатира была резко направлена против феодалов и католического духовенства. Эти сатирические произведения (называвшиеся в Германии шванками, т. е. шутками) прославляли сообразительность и ловкость горожан, крестьян и бичевали пороки господствующего класса. Наибольшую популярность в Германии XIII в. получила сатирическая повесть в стихах Штрикера "Поп Амис", высмеивающая проделки жадного и корыстолюбивого священника, пускающегося на всевозможные выдумки для того, чтобы выманить побольше денег у прихожан. Антифеодальной направленностью проникнута и дидактическая поэма Фрейданка «Разумение», составленная между 1225 и 1240 г. на основе народных пословиц и поговорок. Фрейданк обрушивается на римскую курию, духовных и светских князей, грабящих бедняков и подрывающих единство страны. Он пишет, что если бы положение человека в обществе определялось личными достоинствами, то многие феодальные господа превратились бы в холопов и наоборот, и даже высказывает мысль о том, что на князей, как на ослов, можно подействовать только дубиной.
Указанные тенденции находили свое выражение не только в литературе, но и в народном городском театре. Так, в германских городах XIII в. разыгрывались фарсы (фастнахтшпили), которые были также направлены против светских и особенно духовных феодалов. Антицерковную и антифеодальную направленность имели в XII—XIII вв. также и стихотворения вагантов, школяров и студентов, бродивших по всей Германии. Таким образом, в течение XII—XIII столетий в Германии наряду с рыцарской культурой развивалась и народная духовная культура, причем некоторые ее направления имели прямую связь с требованиями и интересами крестьянства и городских низов.
В XIII в. в Германии распространилась готическая архитектура. Однако переход от романского стиля к готике совершался в Германии значительно медленней, чем во Франции, и этим объясняется наличие большого числа сооружений, построенных в так называемом «переходном стиле». В Германии, как и в других странах Западной Европы, был принят разработанный во Франции тип большого двухбашенного кафедрального собора из тесаного камня (Кельнский собор, строительство которого началось в середине XIII в., и др.). Но внешний вид некоторых других готических соборов в Германии был иной. Они имели однобашенный западный фасад (соборы во Фрейбурге и в Ульме). В северных областях Германии, где не было достаточного количества камня, пригодного для строительства, в употребление вошел кирпич. Строительство церкви в Любеке положило начало так называемой «кирпичной готике», широко распространившейся в ряде северных стран Европы.
Замечательны своими реализмом и простотой произведения ранней готической скульптуры в Германии — мемориальные статуи феодалов в Наумбургском соборе (вторая половина XIII в.) и статуя конного рыцаря в Бамбергском соборе.