ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ

Найдено 1 определение
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ
1) имманентное свойство понимания, фиксирующее его предпосылочный, пред-рассудочный характер, обусловленность, в т.ч. традицией; 2) базовое правило герменевтики: «целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное - на основании целого» (Г.-Г. Гадамер); 3) в философии науки - взаимообусловленность теории и факта, в основе которой изначальная теоретическая нагруженность фактов, из которых строится теория. Истоки герменевтического круга обнаруживаются в античной риторике и патристике (Августин). Флаций (протестантский богослов, 1520-1575) развил учение о взаимосвязи смысла фрагментов текста и текста как целого. В новое время Г. к. становится базовым правилом герменевтики как искусства понимания. Сформулировал проблему герменевтического круга Ф. Аст (1778-1841) в работе «Основные черты грамматики, герменевтики и критики» (1805), где говорится о том, что целое понимается исходя из смысла единичного, а единичное - исходя из смысла целого. Под конечным целым Ф. Аст понимал «дух истории». Проблему конкретизировал Ф. Шлейермахер (1768-1834): круговое движение понимания имеет объективную и субъективную составляющие. Объективная составляющая герменевтического круг а - включенность отдельного текста в контекст творчества автора, творчества автора - в контекст литературного жанра и литературы вообще. Субъективная составляющая герменевтического круга - принадлежность текста душевной жизни автора. Этим составляющим герменевтического круга соответствуют «грамматическая» и «психологическая» интерпретации. Проекцию герменевтического круга на историческое познание содержит концепция В. Дильтея (1833—1911): понимание исторического индивидуума (индивидуума, обладающего «историческим разумом») возможно при понимании духовного мира соответствующей эпохи, что, в свою очередь, предполагает понимание «предметных остатков психической жизни». Оригинальную трактовку герменевтического круга применительно к историческому познанию дал И. Г. Дройзен (1808-1886): «мы понимаем то, что есть, целиком и полностью только тогда, когда познаем и уясняем его становление. Но его становление мы познаем, лишь следуя и постигая как можно точнее, каково оно есть...», «...становление и настоящее бытие мы проявляем из сущего, воспринимая его во времени и разлагая на части, чтобы понять его». В философии М. Хайдеггера (1889-1976) Г. к. приобретает онтологический характер как базовое определение условия существования человека. В эпистемологическом плане идеи М. Хайдеггера об «онтологически позитивном смысле» герменевтического круга развил Г.-Г. Гадамер (1900-2002), показавший продуктивность герменевтического круга в процессе познания. Применительно к историческому познанию Г.-Г. Гадамер «распознает во временной дистанции позитивную, продуктивную возможность понимания». Эту концепцию развивает далее П. Хаттон, который выявляет роль традиции в процессе понимания и анализирует новые условия существования герменевтического круга при постмодернистском разрушении традиции.
В историческом познании не следует смешивать Г. к. как способ понимания, основанный на пред-рассудке, на пробрасывании смысла, с осознанной экспликацией контекста в процессе исторической интерпретации.
Лит.: Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М, 1991. С. 72-82; Хаттон П. История как искусство памяти. М., 2003. С. 368-397; Шульга Е. Н. Когнитивная герменевтика. М., 2002. Ч. 3: Философская герменевтика. Гл. 2: Принцип «герменевтического круга» и проблема понимания. С. 142-159. М. Ф. РУМЯНЦЕВА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
63.04 кб

Герменевтический круг

Спирова Эльвира Маратовна
Читать PDF
197.77 кб

Текст и традиция: герменевтический круг в библиологии

Вевюрко И. С.
В статье рассматривается актуальная в эпоху кризиса идентичности тема взаимодействия нормативного для культуры текста (на примере библейского текста) и традиции, воспроизводящей текст.
Читать PDF
120.48 кб

Через интерпретацию к пониманию в рамках герменевтического круга

Гребенев А. Н.
В герменевтике, связывающей теорию и практику толкования письменных текстов, центральное место занимает проблема интерпретации и понимания.
Читать PDF
171.12 кб

Герменевтический круг как метод интерпретации художественных образов

Букреева А.Н.
Статья посвящена герменевтике художественных образов, одним из методов которой является герменевтический круг.
Читать PDF
12.38 мб

Онтологические и антропологические аспекты "герменевтического круга"

Даренский Виталий Юрьевич
В статье анализируются онтологические и антропологические аспекты «герменевтического круга», которые обычно скрыты за его внешними, «инструментальными» процедурами, связанными с герменевтикой культурно-исторических феноменов.
Читать PDF
301.31 кб

Герменевтический круг и принцип беспредпосылочности у Гуссерля и Хайдеггера

Белоусов Михаил Алексеевич
В статье речь идет о понятии герменевтического круга и принципе беспредпосылочности у Гуссерля и Хайдеггера.
Читать PDF
242.25 кб

Проблема "герменевтического круга" в свете сравнительной культурологии: протестантский этос в америк

Фомин А. А.
В данной статье, на примере рядя известных американских литературоведческих работ, посвященных романам Ф.М. Достоевского, поднимается проблема диалога и взаимопонимания культур, проблема трансляции и восприятия культурных кодов.
Читать PDF
98.38 кб

Принцип «Герменевтического круга» и учение Х.-Г. Гадамера о «Пред-рассудках» как методологическая ос

Метелев А.В., Редькин А.Г.
В статье рассматривается возможность применения основных принципов, разработанных в философской герменевтике (в первую очередь принципа «герменевтического круга» и учения Х.-Г.
Читать PDF
346.24 кб

Л. Н. Толстой и Кант в XXI веке: опыт герменевтического осмысления книги А. Н. Круглова «Лев Николае

Гильманов В.Х.
Читать PDF
1.58 мб

Circulus vitiosus и истинный герменевтический круг - смысловое противоположение методов понимания те

Николаева Анастасия Борисовна
Статья представляет собой сравнительный анализ понятий порочного и герменевтического круга (итерации).