1) в философии подход к изучению действительности, в основании которого лежит онтологическая взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования (М. Хайдеггер); 2) в историческом познании - практика, часто методологически не отрефлексированная, истолкования смысла исторического источника с позиции читателяисторика. Г. п. в историческом познании предполагает диалогичность в отношениях субъекта-историка - субъекта истории / объекта исторического познания. Реализация герменевтического подхода к историческому источнику ведет к присвоению историком смысла исторического источника и расширению своего самопонимания через понимание Другого (П. Рикёр). В российской историографии Г. п. наиболее разработан применительно к древнерусским повествовательным источникам (серия сб.: «Герменевтика древнерусской литературы» и другие). Различение герменевтического похода и исторической интерпретации как процедуры научного познания может быть обнаружено в семантическом различии толкования / объяснения и понимания.
Лит.: Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989-2010. 15 т.; Герменевтика древнерусской литературы: антология. М., 2010; Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004; Рикёр П. История и истина. СПб., 2002; Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 2002; Сукина Л. Б. Человек верующий в русской культуре XVI-XVII веков. М, 2011. М. Ф. РУМЯНЦЕВА
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.