ГЕРМОГЕН
(ок. 1530 — 1612) — Патриарх Московский и всея Руси с 1606 г. Происходил из простых казаков. Один из крупнейших деятелей патриотического движения против иноземных интервентов в период Смуты. Уморен голодом, возможно, убит. Русской православной церковью причислен к лику святых.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
ГЕРМОГЕН
ок. 1530-1612), патриарх Московский и всея Руси в 1606-12 в период Смутного времени. С декабря 1610 рассылал по городам грамоты с призывом к изгнанию из Москвы войск Речи Посполитой. Был заключен в Чудов монастырь в Кремле, где умер от голода. Канонизирован Русской православной церковью.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ГЕРМОГЕН
др.-греч. архитектор и теоретик архитектуры 3 — 2 вв. до н.э. Работал в М. Азии. Строитель храма Артемиды в Магнесии на Меандре, где впервые применил тип псевдодиптера (т.е. храма, обнесен. одним, внешним, рядом колонн, за к-рым вместо второго, внутр., ряда соз-дается просторная галлерея), храма Диониса в Теосе.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Гермоген
(Ермоген) (ок. 1530-1612), рос. патриарх (1606-12). Постригся в монахи и стал архимандритом Спасско-Преображенского монастыря (Казань). Митрополит Казанский (с 1589). В партиархи посвящен после избрания царем Василия Шуйского. После его низложения (1610) Г. предложил кандидатуру Михаила Романова. Заточен поляками в темницу Чудова монастыря. Умер в тюрьме от голода.
Источник: Словарь полководцев. Edward Elgar Publishing
ГЕРМОГЕН
в миру Георгий Ефремович Долганев) (1858-1918), церковный и политический деятель. Почетный член "Союза русского народа". Поддерживал иеромонаха Илиодора. С 1917 архиепископ Тобольский, выступал с проповедями, осуждавшими советскую власть, пытался оказать помощь сосланной в Тобольск семье бывшего императора Николая II. В 1918 арестован, вывезен в Тюмень. При отступлении Красной Армии утоплен в р. Тура.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Гермоген
ок. 160 - III в.)
др.-гр. ритор. Род. в Тарсе (М. Азия). Сохран. 3 соч., к-рые по традиции носят назв. «Риторика». Наиб, значит, трактат - «О типах речи», где рассматриваются классич. образцы речей и выделяются семь качеств стиля, к-рые в полн. мере представлены лишь у Демосфена. «Риторика» получила широкое распространение в школьной практике поздн. античности и византийской эпохи.
Р.3.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997
Гермоген
(греч. Hermogenes).
1. Греч, архитектор 2 в. до н. э., приверженец ионич. стиля, о его деятельности упоминается у Витрувия. Г. создал храм Артемиды в Магнесии на Меандре и храм Диониса в Теосе (оба псевдодиптеры, с отношением колонны к промежуточному пространству 1:2,25).
2. Г. из Карфагена, художник и философ. О нем упоминается только в полемич. сочинении Тертуллиана «Adversus Hermogenes» («Против Гермогена») и изложении Ипполита. Г. признавал первичность материи по отношению к демиургу.
3. Г. из Тарса (Киликии) (ок. 160 — 225), ритор, примыкавший к Гермагору. Разработал учение о статусе. Наиболее известен был его труд об идеях в области стиля (в двух томах). Г. различал семь видов стиля: ясный, величественный, тщательный и прекрасный, назидательный, пылкий, правдивый, мощный.
Источник: Словарь античности. 1989
ГЕРМОГЕН
• Hermog?nes,
?????????,
I. родом из Тарса, уже 15 лет от роду, в правление императора Марка Аврелия выступил ритором и возбудил всеобщее удивление; но уже в 24 г. он лишился своих умственных сил, умер, однако, только в старости. Сохранились от него 5 риторских сочинений, соединенных под названием ????? ?????????:
1. ????? ???????, написанное на 18 году жизни, об определении пунктов, на которые следует обращать главное внимание в гражданских тяжбах;
2. ????? ?????????, правила для составления речей;
3. ????? ???????, об оборотах речи с примерами из ораторов, поэтов и философов;
4. ????? ??????? ??????????, о целесообразном применении правил, данных в предыдущем сочинении;
5. ?????????????, риторические упражнения, переведенные Присцианом. Издал Walz, Rhetores Graeci, т. 1.; L. Spengel, т. 2;
II. Tigellius Herm., музыкант времен Августа, противник Горация, Horat. Sat. 1, 3, 129. 9, 25. 10, 80. 90. Следует различать от него певца Тигеллия Сардинского (Sardus Tigellius, Horat. Sat. 1, 2, 3. 3, 3), приемным сыном которого он был, по всей вероятности.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884
Гермоген
св., знаменитый патриарх Смутного времени, автор "грамот" к народу, р. около 1850, † 17 февр. 1642.
{Венгеров}
Гермоген
архимандр, авт. "Надгробн. слова при погребении ст. сов. Е. С. Смольянской" (М., 1821).
{Венгеров}
Гермоген
(в миру Георгий Ефремович Долганев). Род. 1858, ум. 1918. Деятель Русской православной церкви. С 1898 ректор Тифлисской духовной академии, с 1901 епископ Вольский, с 1903 Саратовский, с 1911 член Святейшего Синода, с 1917 Тобольский. Монархист, создатель саратовского отделения "Союза русского народа". Сторонник независимости церкви от государства. Не принял ни одну из русских революций, обличал большевиков в проповедях. В 1918 г. был арестован по обвинению в тайной переписке с заключенной царской семьей с целью их освобождения и утоплен конвоирами по дороге из Екатеринбурга в Тобольск. Тело впоследствии захоронено (сначала в церковной ограде, затем в Тобольске в пещере). Причтен к лику святых Русской православной зарубежной церковью.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ГЕРМОГЕН
ок. 1530 - 17.02.1612), святой, патриарх, духовный писатель. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова. Обличал Лжедмитрия I, требуя крещения Марины Мнишек в православную веру, за что подвергся опале. В 1606 при царе Василии Ивановиче Шуйском был возведен на патриаршество и активно поддерживал деятельность царя. Рассылал грамоты против сторонников восстания И.И. Болотникова, в 1608 выступил против Лжедмитрия II.
В 1610 отказался целовать крест польскому королю и велел москвичам, собравшимся в Успенском соборе Московского Кремля, "королю крест не целовать". С декабря 1610 рассылал по русским городам грамоты, направленные против поляков. Был заточен поляками в Чудов монастырь и умер в заключении.
Имя Гермогена стало символом свободолюбия и твердости духа. "Непоколебимым столпом благочестия, предивным хранителем христианской веры, крепким твердым адамантом" называет его современник. О деятельности патриарха, его стойкости и мужестве говорится в целом ряде повестей Смутного времени, таких, как "Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском", "Повесть о некоей брани", "Повесть князя Ивана Андреевича Хворостинина", "Летописная книга", "Сказание о Гришке Отрепьеве".
Патриарху Гермогену принадлежат следующие произведения: "Сказание о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери", редакция "Повести о житии Петра и Февронии", "Слово" об обретении мощей митр. Алексия, грамоты и речи.
Память ему празднуется 12/25 мая и 17 февраля/2 марта.
Л. К.
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000
Гермоген
из Тарса (Киликия), ок. 160-230 гг. н. э., греческий оратор. В юности одаренный импровизатор, затем — автор пособий по риторике, используемых благодаря их краткости и ясности во всех риторических школах на протяжении веков и широко комментируемых в средневековье. Сохранилось три произведения Г., обозначенные в рукописях общим заглавием Учебник риторики. Это трактаты О решении спорных вопросов (Peri ton staseon; лат.: De statibus), О риторических идеях (Peri ideon;лат.: De ideis), Об отборе материала (Peri heureseos; лат. De inventoine). Подлинность этого последнего произведения, повествующего о проэмиях (вступлениях), изложении материала, риторических аргументах и различных выразительных средствах, как то риторические периоды и фигуры, разновидности стилей, сомнительна; по-видимому, оно дошло до нас с интерполяциями и не полностью. Трактат О разрешении спорных вопросов содержит знаменитую и по сей день актуальную теорию о так называемых staseis, обстоятельствах, определяющих данный случай. Всего их семь, и автор выделяет их путем постановки вопросов, представляющих любую ситуацию в наиболее полном виде: кто, что, где, с помощью чего, почему, как и когда. Стилям посвящен трактат О риторических идеях, в котором приводится анализ и оценка стандартных элементов высказывания (ideai), выделенных в сочинениях античных авторов, в основном у Демосфена. В нем же автор приводит характеристики стиля произведений Платона, Гомера и др. Сочинение это должно было стать основой историко-литературных исследований, а также послужить дидактическим целям, предоставляя ученикам риторов и любителям ораторского искусства образцы высказываний и выписки из известных авторов.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Гермоген
Долганов Георгий Ефимович) (25.04(07.05).1858 - 16.06.1918, близ с.Покровского Тюменского у. Тобольской губ.) Церк. и полит. деятель, епископ Тобольский. Из семьи священника Херсонской епархии. Окончил три фак-та Новороссийского ун-та (1889) и Петербургскую духовную академию (1893), кандидат богословия. Инспектор, ректор Тифлисской семинарии, с 1901 - епископ Вольский, затем Саратовский. Один из организаторов черносотенного политического движения. Вместе с иеромонахом Илиодором (С.М.Труфановым) пытался в 1911 положить конец влиянию Г.Е.Распутина, с к-рым прежде был близок. Впал в немилость, лишен епархии, отправлен в монастырь. 8 марта 1917 назначен Тобольским епископом. Активно участвовал в Св. Поместном Соборе Русской православной церкви. Не принял Октябрьский переворот. Вернулся в Тобольск, поддерживал тайную связь и оказывал определенную помощь семье Николая II, находящейся там в заключении. Содействовал в сокрытии сокровищ семьи. Ожидая ареста, усилил в проповедях осуждение большевизма, звал к борьбе за веру, благословил царскую семью. 15 апр. 1918 арестован, отправлен в Тюмень, оттуда в Екат. Сидел в гор. тюрьме. Предпринимались определенные шаги с участием Екат. епископа Григория к облегчению его участи, но безуспешно. Г., державшемуся на допросах мужественно, было заявлено, что над ним в Тобольске состоится суд и он передается для доставки туда командиру отряда П.Д.Хохрякову. 16 июня в районе с.Покровского встретились с белыми и вступили в бой. В ходе него Г. с камнем на шее заживо был сброшен в Туру . Труп был найден в водах Туры, похоронен в ограде церкви Покровского, а 23 авг. переправлен в Тобольск и захоронен в пещере. Лит.: Кузнецов Н.Д. Забытая сторона дела епископа Гермогена и вопроса о патриаршестве. СПб., 1912; Голостенев М.Е. Гермоген // Политические деятели России. 1917. Биографический словарь, 1993; Плотников И.Ф.Пребывание и трагический конец одного из виднейших церковных иерархов России епископа Гермогена на Урале // Вторые Татищевские чтения. Екатеринбург, 1999. Плотников И.Ф.
Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000
ГЕРМОГЕН
не позже 1530 - 17.II.1612) - рус. церк.-политич. деятель, патриарх в 1606-12. В 1587 постригся в монахи и стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани; с 1589 - митрополит казанский. Активный проводник политики насильств. христианизации нерус. населения Поволжья. В 1605-12 наиболее последовательно выражал интересы православной церкви, понимая, что ее могущество невозможно без поддержки царской власти. Г. требовал крещения М. Мнишек, чем вызвал недовольство Лжедмитрия I. После избрания царем Василия Шуйского Г. был посвящен в патриархи. В период антифеод. крест. восстания под предводительством И. И. Болотникова 1606-07 Г. мобилизовал силы церкви для борьбы с восставшими, к-рых объявил еретиками и отлучил от церкви. По низложении Шуйского в 1610 противопоставлял притязаниям на престол кн. В. Голицына кандидатуру Михаила Романова и выдвигал ее в противовес кандидатуре польск. королевича Владислава; позже требовал, чтобы назначенный царем Владислав принял православие. В кон. 1610 выступил против предложения бояр о присяге польск. королю Сигизмунду III. Во время оккупации польск. феодалами Москвы Г. со 2-й пол. дек. 1610 стал рассылать грамоты по городам с призывом к всенар. восстанию против интервентов, рассчитывая на помощь отрядов П. П. Ляпунова. Польск. интервенты посадили Г. под домашний арест, а затем в темницу в Чудовом монастыре. Г. отказался убедить участников нар. ополчения К. З. Минина и Д. М. Пожарского сохранять верность Владиславу. Интервенты уморили его в тюрьме голодом. Дворянско-бурж. историография идеализировала Г., преувеличивала его влияние на события нач. 17 в., в частности неверно утверждая, что его грамоты послужили толчком к созданию нижегородского ополчения.
Лит.: Царевский А., Гермоген, святейший патриарх Всероссийский..., "Правосл. собеседник", 1907, март; Кедров С., Жизнеописание святейшего Гермогена, M., 1912; Платонов С. Ф., О происхождении патриарха Гермогена, в его кн.: Ст. по рус. истории, СПБ, 1903. См. также лит. к ст. Польская и шведская интервенция начала 17 в., Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского.
С. М. Каштанов. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Гермоген
ок. 1530 - 1612 гг.) - патриарх всероссийский с 1606 по 1612 гг. В 1589 г., в год учреждения на Руси патриаршества, он был поставлен в сан казанского митрополита и вслед за тем проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I Гермоген был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем Сенате, но не мог долго ужиться в столице рядом с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедмитрия на Марине Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в православие, Гермоген был в числе тех. кто наиболее настаивал на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию. Царь Василий Шуйский решился возвести его, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия. Сделавшись патриархом, он не играл первое время видной роли в государственных делах благодаря несогласиям, возникшим вскоре между ним и царем Василием, который мало вызывал симпатий в Гермогене, непреклонном в своих убеждениях, прямом и решительном в своих действиях. С низложением Шуйского начался наиболее важный период деятельности Гермогена, совпавший теперь в своих целях со стремлениями большей части русского народа. В эпоху наступившей тяжелой смуты, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей, и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, Гермоген явился одним из немногих лиц среди центрально правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо проводили их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава, Гермоген соглашался на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и сам писал о том королю Сигизмунду. Предвидя, однако, что у короля имеются другие планы, Гермоген держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского войска в Москву и даже после того, как бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившего его Гонсевскому. Требование Сигизмунда, чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, окончательно раскрыло патриарху смысл действий поляков, и он решительно отказал в своей подписи на изготовление боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор Гермоген уже является открытым противником поляков. В своих проповедях и рассылаемых грамотах он призывал народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. Когда к Москве подошло ляпуновское ополчение, поляки потребовали от патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. Гермоген отказался это сделать и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре. Из Чудова монастыря патриарх послал грамоту в Нижний Новгород. 26 августа она была получена в Нижнем и отсюда переслана в другие города, в значительной степени подготовив, вероятно, поход нового земского ополчения под Москву. Когда в Москве были получены первые вести о сборах Минина и Пожарского, сидевшие в Москве поляки и бояре потребовали вновь от Гермогена, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. "Да будет над ними, - отвечал патриарх, - милость от Бога и благословление от нашего смирения! А на изменников да излиется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем". Тогда его, по рассказу современников, уморили голодной смертью. Он умер 17 февраля 1612 г. Из Энциклопедического словаря Изд. Брокгауза и Ефрона. Т.VIIIА, СПб., 1893
Источник: Краткий исторический словарь. 2004