ГЕРОДОТ
род. между 490 и 480 .г. до н.э., умер между 430-424 г. до н.э.) - др.-греч. историк. Считается "отцом истории". Написанный им труд, условно названный "Историей", разделен позднее на 9 частей, названных именами 9 муз. Свою "Историю" он начинает так: "Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом. По словам сведущих среди персов людей, виновниками раздоров между эллинами и варварами были финикиняне... Что до меня, то я не берусь утверждать, случилось ли это именно так или как-нибудь иначе. В продолжение моего рассказа я опишу сходным образом как малые, так и великие людские города. Ведь много когда-то великих городов теперь стали малыми, а те, что в мое время были могущественными, прежде были ничтожными. А так как я знаю, что человеческое счастье изменчиво, то буду одинаково упоминать о судьбе тех и других".
В работе Г. имеются сведения по истории многих стран Евразии и Африки.
Конечно, эти сведения не равнозначны. Одни из них получены из непосредственных наблюдений, другие - из услышанных рассказов. Сведения Г.
большей частью довольно точны, хотя еще в древности их всячески критиковали.
Так, известный ученый древности Страбон (64/63 г. до н.э. - 23/24 г. н.э.
создавший "Географию", содержащую много интересных сведений о Кавказе и С.
Причерноморье, писал о Г.: "Видя, что откровенные сочинители мифов пользуются уважением, эти историки решили сделать свое сочинение приятным, рассказывая, под видом истории, то, что сами не видели и о чем никогда не слышали (или, по крайней мере, не от людей сведущих), имея в виду только одно - доставить удовольствие и удивить читателя. Легче, пожалуй, поверить Гесиоду и Гомеру с их сказаниями о героях или трагическим поэтам, чем.
Геродоту... и другим подобным". Гнев географа вызвало сообщение Г. о том, что Каспийское море - замкнутый бассейн. "Каспийское море представляет собой залив, простирающийся от (Северного) Океана к югу, вначале море, довольно узкое, но расширяющееся по мере удаления в глубь в материк", - категорически утверждал Страбон.
Источник: Археологический словарь. 1996
Геродот
из Галикарнаса (греч. Herodotos) (ок. 484 — 425 до н. э.), греч. историк из области Кария, во время политич. неурядиц бежал из родного города, был на Самосе. Г. предпринимал продолжительные путешествия (между 455 и 444) и хорошо знал прибрежные малоазиатские области с прилегающими к ним островами, часть Передней Азии, Египет, Кирену, сирийско-финикийское побережье с Кипром, Понт, а также Геллеспонт, Фракию и Македонию. Значительный след в его образовании оставило пребывание в Афинах (сер. 40-х гг. 5 в. до н. э. — дружба с Периклом и Софоклом, склонность к софистике и естествознанию, путешествия по греч. городам). В 444 — 443 Г. участвовал по предложению Перикла в проведении колонизации в Фурии (Юж. Италия), здесь он провел последние годы своей жизни. Г. оставил после себя записанное на ионийском диалекте «Изложение событий» (Histories Apodeixis»), которое в Александрии было разделено на 9 книг; во 2 в. н. э. каждая книга была названа именем одной из 9 муз. Г. проследил историю отношений между др.-вост. деспотиями (Азия) и греч. рабовладельч. государствами (Европа), кульминационным пунктом которых стали греко-перс. войны. Труд охватывает весь историч. период, исключая миф. эпоху. В первой части, служащей одновременно и введением, сообщается об истории лидийцев, персов, вавилонян, египтян, скифов, ливийцев и греков. Г., хотя и использовал труды своих предшественников (логографов, прежде всего Гекатея), однако воспринимал их критически. Во второй части труда отражено ионийское восстание, поход Дария и выступление Ксеркса против Греции. Труд оканчивается описанием занятия Сеста (478) афинянами; остается открытым вопрос, был ли этот труд закончен. Г. в древности подвергся нападкам Плутарха и был высоко оценен Дионисием Галикарнасским. Цицерон удостоил Г. почетного имени Pater historiae (Отец истории). Совр. исследователи греч. историч. мысли видят в Г. историка, олицетворявшего переход от логографов к Фукидиду (внутри развития греч. описательной истории). Вместе с тем Г. положил начало собственно греч. историографии, поскольку он обращался к центральным, политически значительным событиям совр. ему истории, пережитым им самим. Г. стремился к достоверному изложению историч. событий, исследовал их в совокупности. Наряду с этим для его трудов характерна вера в действие религиозно-этич. сил в истории. В 15 в. Лоренцо Валла познакомил читателей с историч. трудами Г. в лат. переводе.
Источник: Словарь античности. 1989
Геродот
великий греческий историк V в. до Р.Х., родоначальник исторической науки. Родился в городе Галикарнасе в малоазийской области Кария около 484 г., умер в 425 г. до Р.Х. Во время политических неурядиц бежал из родного города, жил на острове Самосе, затем предпринимал продолжительные путешествия (между 455 и 444 гг.) по прибрежным областям Малой Азии с прилегающими к ним островами, по некоторым областям Передней Азии и Северной Африки, Египту, сирийско-финикийскому побережью; побывал на Кипре, а также во Фракии и Македонии. Значительный след в его образовании оставило пребывание в Афинах в середине 40-х гг. V в. до Р.Х., его дружба с Периклом и Софоклом, путешествия по греческим городам. Все это развило в Геродоте склонность к софистике и естествознанию. В 444 – 443 гг. Геродот участвовал по предложению Перикла в основании афинской колонии Фурии в Южной Италии; там он и провел последние годы своей жизни. Геродот оставил после себя записанную на ионийском диалекте греческого языка «Историю», которую ученые Александрии позже разделили на 9 книг; во II в. от Р.Х. каждая книга «Истории» была названа именем одной из 9 муз. В своем сочинении Геродот проследил историю отношений между древними государствами Азии и греческими полисами, кульминационным пунктом которых стали греко-персидские войны. Труд охватывает весь исторический период, исключая мифическую эпоху. В первой части, служащей одновременно и введением, сообщается об истории лидийцев, персов, вавилонян, египтян, скифов, ливийцев и греков. Геродот, хотя и использовал труды своих предшественников логографов (прежде всего Гекатея), однако воспринимал их критически. Во второй части труда отражено ионийское восстание, поход Дария и выступление Ксеркса против Греции. Труд оканчивается описанием занятия города Сеста афинянами в 478 г.; остается открытым вопрос, был ли этот труд закончен. «История» Геродота была раскритикована Плутархом, но была высоко оценена Дионисием Галикарнасским. Цицерон удостоил Геродота почетного имени Отец истории (Pater historiae). Современные исследователи греческой исторической мысли видят в Геродоте историка, олицетворявшего переход от логографов к Фукидиду. Вместе с тем Геродот положил начало собственно греческой историографии, поскольку он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитым им самим. Геродот стремился к достоверному изложению исторических событий, причем исследовал их в совокупности.
Источник: Словарь античных историков. 2011
Геродот
485-ок. 425 гг. до н. э., греческий историк. Родился в Галикарнасе, греческом городе в Карии, основанном дорийцами, который в середине V в. до н. э. подвергся сильному ионийскому влиянию. Близким родственником Г. был поэт Паниасс. В юности Г. принимал участие в восстании против Лигдамия, тирана Галикарнаса. После 450 г. он навсегда покинул родной город и долго жил в Афинах, тогдашнем культурном центре греческого мира. Здесь он публично прочел часть своего произведения, включавшую хвалу Афинам, что, по свидетельствам древних, принесло ему высшую награда в 10 талантов. В Афинах же он познакомился с Софоклом и находился в близких контактах с окружением Перикла. Когда в 444-443 гг. до н. э. афиняне основали в Южной Италии город Фурии, Г. уехал туда и, по-видимому, оставался там до конца жизни. В разные периоды своей жизни Г. совершил ряд путешествий. Кроме Малой Азии и Греции, он объехал побережье Черного моря, страну скифов на территории нынешней Украины, продвинулся также в глубину персидского царства, достигнув Вавилона, а возможно, и Суз. Он также посетил Египет, финикийские города на сирийском побережье и Кирену в Африке. Из стран западного бассейна Средиземного моря он был только на Сицилии и в Южной Италии (Кротон, Метапонт). Даты и длительность этих путешествий вызывают споры у ученых. Произведение Г. под названием История (Historiai) в 9 книгах написано на ионийском диалекте. Разделение на книги (и названия книг по именам Муз) имеет более позднее происхождение и часто представляется механическим, поскольку разрывает единые отрывки текста. Основной идеей сочинения Г. является извечный антагонизм Востока и Запада. Переломным моментом в этом конфликте стали греко-персидские войны. Чтобы показать постепенное его нарастание, Г. прослеживает все этапы формирования персидского царства. Персидские завоевания делают возможным изложение истории государств по мере их покорения персами. Г. излагает историю Лидии, Мидии, Вавилонии, завоеванных Киром, историю покорения Египта Камбизом, описывает поход Дария против скифов. Ионийские восстания, первые в длинном ряду столкновений греков с персами, дают Г. возможность углубиться в историю Афин и Спарты, что наконец позволяет ему перейти к описанию греко-персидских войн Дария и Ксеркса, кульминационной фазы конфликта между персидским Востоком и греческим миром (сражения под Марафоном, Фермопилами, Саламином и Платеями). Композиция всего произведения Г. чрезвычайно усложнена (основное повествование, экскурсы и отступления в рамках этих экскурсов), ибо Г. не ограничивается политической историей, но, по образцу ионийских логографов (в основном Гекатея) приводит обширный географический и этнографический материал, формирующий малые монографии в составе произведения (описания Вавилонии, Египта, Скифии), не останавливается автор и перед свободным введением в свой рассказ повествований новеллистического и басенного типа. Создавая свое произведение Г. опирался на личные наблюдения, живую устную традицию и на литературные тексты. У него не было еще разработанной исторической методологии, он не умел анализировать источники, однако стремился создать по возможности объективную картину прошлого, приводил различные версии описываемых событий. Не раз он давал волю своим сомнениям, хотя вообще у него отсутствуют ссылки на собственное мнение. Цицерон не без основания назвал Г. "отцом истории". В противоположность ионийским логографам, Г. ограничил время повествования жизнью примерно двух поколений. В истории, помимо действия людей, Г. видел божественный промысел, который определяет судьбы народов и отдельных людей, не допуская перехода определенных границ ( "зависть богов"). Значительную роль в произведении Г. играют знамения и предсказания. Г. оказал влияние на Фукидида. Его охотно цитировали позднейшие географы, хотя часто и оценивали его критически. Яростнее всего нападали на Г. Ктесий и Плутарх. В период аттицизма Г. был признан за образец в области стиля (простота, выразительность, эпическая торжественность) и стал автором для школьного чтения. В 1474 г. Лоренцо Валла выполнил перевод Г. на латинский язык с греческой рукописи, привезенной в 1427 г. из Константинополя.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ГЕРОДОТ
Hrodoios) (р. между 490 и 480 - ум. между 430-424 до н. э.) - др.-греч. историк. Уроженец г. Галикарнаса (на Ю.-З. М. Азии); происходил из семьи, игравшей значит. роль в политич. жизни города. Участвовал в борьбе против тиранич. власти и был вынужден покинуть родину; нек-рое время жил на о. Самосе, много путешествовал. Посетил М. Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, Фракию, ряд о-вов Эгейского м., города Пелопоннеса и Ср. Греции, отд. пункты Сев. Греции; в конце жизни - города Юж. Италии и Сицилии. Г. безусловно было известно зап. побережье Черного м. - от Византия до Ольвии, где он прожил нек-рое время, собирая сведения о Скифии. По-видимому, Г. совершил поездку по Черному м. и вдоль его сев. побережья. Решающее значение в окончат. формировании политич. взглядов Г. имело его длит. пребывание в Афинах (отпечаток афинской ориентации заметен в его труде), близость к Периклу и его кружку. Из Афин Г. переселился в г. Фурии (Юж. Италия) и принял фурийское гражданство. Точных сведений о том, где умер Г. (в Фуриях или в Афинах), нет.
Написанный на ионийском диалекте труд Г., условно называемый "Историей", остался незаконченным. Впоследствии александрийские ученые разделили его на 9 книг (по числу муз) и назвали их "Музами". Он содержит обширный геогр., этнографич. и ист. материал. Объединяющий принцип труда Г. - идея борьбы греч. мира с восточным миром. Кульминац. пункт этой борьбы - поход Ксеркса (480 до н. э.), описанию к-рого посвящены 3 последние книги. Г. не всегда концентрирует внимание на гл. теме; он подробно описывает страны, вошедшие в состав Перс. державы, излагает их историю (с наибольшей подробностью - Лидии, Мидии, Египта), нравы жителей. Большое место уделено и самой Персии. Рассказывая о походе Дария на скифов, Г. описывает их страну и быт, сообщает сведения о соседних с ними народах. Разнообразные сообщения вводного и побочного характера, длинные и краткие отступления от гл. темы, многочисл. вставные рассказы, потребовавшие от Г. выработки особой техники экскурсов, придают изложению Г. то свойство "пестроты", к-рое было отмечено еще древними критиками. Отд. части труда Г. различаются не только по содержанию, но и по стилю. Точные описания, деловые справки, фактич. сообщения о событиях чередуются с новеллистич. и даже сказочными рассказами. По мере дальнейшего изложения резкие различия стиля в значит. степени сглаживаются, и Г. вырабатывает свой стиль ист. повествования, в к-ром фактичность сочетается с художественностью. В объяснении ист. событий у Г. нет единой точки зрения. Большое место занимают у него объяснения, уходящие корнями в религ. воззрения и ставящие события в связь с божеств. волей. Наряду с этим события объясняются иногда предопределением, велением судеб. В иных случаях успехи ист. деятеля представлены как результат его собств. способностей и умения. Наконец, в "Истории" Г. имеется немало мест, где объяснение событий основано на политич. опыте, на анализе реальных ист. и геогр. данных. Г. не стремится синтезировать эти разнообразные точки зрения.
Вопрос о достоверности соч. Г. тесно связан с вопросом об источниках, к-рыми он пользовался. Из письменных источников, к-рые могли быть у Г. только для геогр. и этнографич. частей его труда, главный и лучше всего нам известный - "Объезд земли" Гекатея Милетского. Во мн. случаях фольклорный стиль рассказов Г. изобличает их происхождение иа устной традиции. Сам Г. указывает, что он писал, опираясь на свои наблюдения, умозаключения и разыскания. Т. о., Г. пишет о том, что сам видел, до чего дошел путем рассуждений, что узнал благодаря расспросам (и чтению). Описания виденного отличаются у Г. большой точностью и достоверностью. В своих рассуждениях он мог ошибаться (т. к. зависел от воззрений и уровня знаний своего времени). Расспросы и чтение давали Г. неравноценный материал, к-рый он старался добросовестно воспроизводить, часто добавляя свои критич. замечания. В целом труд "отца истории" (как принято называть Г. уже с древних времен) - ценнейший источник по истории греко-перс. войн, а также по отд. периодам более ранней истории Греции и Востока. Ист. соч. о греко-перс. войнах до Г. не существовало. Не менее важен его труд и как источник по антич. этнографии Юго-Зап. Европы и Бл. Востока (в частности, невозможна никакая серьезная работа о скифах без привлечения 4-й книги Г.).
Вопрос о достоверности сообщений Г. вызывал разногласия уже в древнем мире. Фукидид, не называя Г., полемизировал с ним. Резко отрицат. позицию по отношению к Г. занимали Ктесий, старавшийся уличить Г. во лжи, и автор трактата "О злостности Геродота" (по-видимому, Плутарх), обвинявший Г. в недобросовестном пристрастии. Отд. выпады против Г. встречаются и у других авторов (Аристотель, Страбон, Авл Геллий, Лукиан). В науке нового времени преклонение перед Г. (издатели его труда называли его "точнейшим" писателем) сменилось в кон. 19 - нач. 20 вв. отрицат. отношением к нему. Нек-рые ученые (Сейс, Макан и др.) стремились показать, что Г. сам мало видел и рассказывал гл. обр. с чужих слов, к источникам относился без достаточной критики и не умел отрешаться от своих политич. симпатий и антипатий. Эта точка зрения с самого начала вызвала споры, приведшие к более углубленному изучению труда Г. В работах ряда ученых (напр., Ф. Г. Мищенко) дается положит. оценка Г. как ученого: не свободный от ошибок, не чуждый определ. политич. тенденциям, он все же дал последующим векам огромный, в основе своей достоверный, запас историч., геогр. и этнографич. сведений.
Издания: первое печатное изд. Г. - Herodoti libri novem..., (ab Aldo Manutio edita), Venetiis, 1502; первые критич. изд.: Herodoti Historiae, ed. K. Abicht, Bd 1-2, Lpz., 1869; Herodotos. F?r den Schulgebrauch erkl?rt, ed. K. Abicht, Bd 1-5, Lpz., 1861-1865; Herodoti Historiae, recensuit H. Stein, В., 1869-1871; Lhardy. кн.: I-IV, Lpz., 1850-52; дальнейшие изд.: Sayce A. Н., кн.: I-III, L., 1883; Wiedemann A., Lpz., 1890, кн. II; Macan R. W., кн.: IV-IX, L., 1895; Hude C., Oxf., 1908; Legrand E., P., 1932; комментарий без текста: How W. W. and Wells J., A commentary on Herodotus, v. 1-2, Oxf., 1912, 2 ed., Oxf., 1928; словарь: Powell J. E., A lexicon to Herodotus, Camb., 1938; Геродот, История в девяти книгах, пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, 2 изд., т. 1-2, М., 1888.
Лит.: Клингер В., Сказочные мотивы в истории Геродота, К., 1903; Бузескул В., Введение в историю Греции, 3 изд., П., 1915, с. 57-82; Лурье С. Я., Геродот, М.-Л., 1947; Доватур А., Повествоват. и науч. стиль Геродота, Л., 1957; Hauvette A., H?rodote, historien des guerres m?diques, P., 1894; Jacoby T., Herodotos, PWK, Supplement, H. 2, Stuttg., 1913; Aly W., Volksm?rchen, Sage und Novelle bei Herodot und seinen Zeitgenossen, G?tt., 1921; Pohlenz M., Herodot, der erste Geschichtschreiber des Abendlandes, Lpz., В., 1937.
А. И. Доватур. Ленинград.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Геродот
(греч. Herodotos)
(ок. 484 - ок. 425 до н.э.)
греческий историк. По свидетельству Свиды (Суды), Г. был родом из Галикарнаса (Малая Азия), происходил из знати; из-за тирана Лигдамида переселился на о-в Самос. Возвратившись на родину после изгнания тирана, Г. встретил недоброжелательное отношение со стороны сограждан и добровольно переселился в Южную Италию, в колонию Фурии, основанную афинянами. Там Г. умер и был похоронен на площади. Значительную часть жизни он провел в путешествиях, посетив Вавилон, Египет, Скифию, Колхиду, Фракию, Кирену, материковую и островную Элладу, Малую Азию и Южную Италию.
Главный и единственный сохранившийся труд Г. - «История», посвященная событиям Греко-персидских войн. По преданию, он читал ее отрывки в Афинах, Коринфе и Олимпии. «История» разделена на девять книг, каждая из которых названа именем одной из 9 муз. Однако авторское деление неизвестно. Труд состоит из двух частей: описание событий, предшествовавших Греко-персидским войнам (I-V кн.), и изложение истории Греко-персидских войн (V-IX кн.). Первая часть, кроме предисловия, включает историю Лидии, Мидии и Персии (в царствование Кира и Камбиза) со вставками о Египте, самосском тиране Поликрате, Дарии и его походе в Скифию. Во второй части рассказывается об ионийском восстании 500 - 494 гг. до н.э., походах в Элладу Мардония в 492 г. до н.э., Датиса и Артаферна в 490 г. до н.э., описываются битвы при Марафоне, Фермопилах, Саламине и Платеях.
Главными источниками Г. были его личные наблюдения во время путешествий, устные сообщения собеседников и письменные памятники (в их числе - литературные произведения, изречения оракулов, официальные документы, надписи). Вся «История» Г. проникнута убеждением, что история - результат миропорядка, установленного управляющим судьбой божеством. Г. верил в постоянное вмешательство божества в человеческие дела, верил в сны, оракулы, знамения и чудеса. Божество, по Г., карает дурных людей и награждает хороших. Как противник тирании Г. был сторонником рабовладельческой демократии.
В исторической науке утвердился взгляд на Г. как на правдивого историка, что противоречит господствовавшему в древности мнению. Напр., современник Ксенофонта Ктесий стремился в своей «Истории Персии» уличить Г. в лживости; Аристотель относил его к числу авторов сказок; мало верили в сведения Г. Феопомп, Цицерон, Авл Геллий, Страбон и Лукиан. Историк Плутарх написал специальный трактат «О злокозненности Геродота», в котором старался доказать, что Г. сознательно искажал истину. В то же время римский оратор Цицерон обращал внимание на универсализм Г. (благодаря которому в поле зрения историка оказываются не только греки и персы, но и другие народы и племена), его мастерство новеллиста и называл Г. «отцом истории» (О законах. I, 1, 5).
Геродот. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. Л., 1972; Дитмар А.Б. От Скифии до Элефантины. Жизнь и путешествия Геродота. М., 1961; Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота (тексты, перевод, комментарий). М., 1982; Лурье С.Я. Геродот. М.; Л., 1947; Нейхардт А.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 47-72, 92-99; Bornitz H.Fr. Herodot-Studien. Beitrдge zum Verstдndnis der Einheit des Geschichtswerkes. Berlin, 1968; Laschenaud G. Mythologie, religion et philosophie de l´histoire dans Herodote. Paris, 1978; Myres J.L. Herodotus, father of history. Oxford, 1966; Powell J.E. A lexicon to Herodotus. 2. ed. Hildesheim, 1960.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 484 - 425 до н. э.)
Греческий историк, "отец истории". Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной "Истории" войну между греками и персами, Геродот впервые отнесся критически к своим источникам и систематизировал факты. На греко-персидскую войну Геродот смотрел как на конфликт европейских и восточных идеалов. Свои наблюдения, сделанные во время путешествий, Геродот использовал для антропологических и географических отступлений, а Египту он посвятил целую книгу. Известен колоритный эпизод, когда Геродота его собратья-греки называли "отцом лжи" (см.
Гипербореи). Геродот был практически свободен от национальных предрассудков: понимание культурного многообразия народов и глубокий интерес к отдельным личностям делают Геродота одним из самых интересных античных авторов.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000) * * *
Греческий путешественник и историк, который посетил Египет и записал свои впечатления в пятом веке до нашей эры.
(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)
* * *
(490/480 - 430/424)
др.-гр. историк. Род. в Галикарнассе (М.Азия). Принадлежал к знатной и богатой семье, принимал активное участие в полит, жизни своей родины, но был вынужден покинуть ее. В нач. 40-х предпринял ряд путешествий по разл. районам Греции и Персидского ц-ва. Побывал также в Вавилоне, М. Азии, Египте, Фракии, Скифии, на о-вах Эгейского моря, в Южн. Италии и Сицилии. Длительное пребывание в Афинах, близость к Периклу и его кружку оказали решающее влияние на формирование полит, взглядов Г.: к демокр. строю Афин Г. относился с большим сочувствием. Из Афин Г. переселился в Фурии (Южн. Италия). Место его смерти неизвестно. Основной труд Г., дошедший до нас, условно наз. «История» и касается событий почти всего мира, извест. грекам того времени. Александрийские ученые разделили его на 9 кн., каждая из к-рых носит имя одной из муз: I - Клио; II - Евтерпа; III - Талия; IV - Мельпомена; V - Терпсихора; VI - Эрато; VII - Полигимния; VIII - Урания; IX - Каллиопа. В основу «Истории» положена идея о древ, вражде между эллинами и вост. народами, между Европой и Азией. Цель своего труда Г. видел в том, чтобы не были забыты деяния и подвиги, совершенные как эллинами, так и варварами, и чтобы не потеряла своего величия та причина, по к-рой они начали войну. Весь материал он располагает вокруг единой темы: борьбы между Европой и Азией, приведшей к Греко-персидским войнам. В рамки этой темы Г. вводит рассказы о разл. странах, по мере того как они входят в поле зрения его повеств. Г. начинает «Историю» с покорения ионийских городов персами, рассказывает историю Лидии до этого момента. Повествуя о желании Креза, лидийского царя, войти в дружбу с самыми сильными эллинскими племенами, Г. делает экскурс в историю Афин (с Солона) и историю Спарты (с Ликурга). Изложение истории Перс, державы заставляет Г. включить в свой труд сведения о Вавилоне, Египте, Скифии, Ливии и Фракии. С 5-й кн. «История» повествует о Гр.-перс. войнах, три последние кн. посвящены кульминационному пункту этой войны - походу Ксеркса. Осн. идея этой части - прославление афинян как «спасителей Эллады». Хотя гл. нить повеств. (о вражде и борьбе Востока и Запада) постоянно прерывается отступлениями и каждая кн. составляет небол. целое, труд Г. построен по единому худож. плану. Соч. проникнуто убеждением, что ход истории соответствует мировому порядку, установленному божеством. Г. твердо верит в непрестанное вмешательство божества в челов. дела. Иногда он объясняет события предопределением судьбы. Наряду с этим Г. считает, что успехи ист. деятелей явл. результатом их личных способностей и умения. Порой его анализ основан на собств. жизненном опыте, а также на реальных исторических и географических данных.
Для написания «Истории» Г. пользовался разл. источниками: личными наблюдениями, заключениями и разысканиями; устными сообщениями разных лиц; письменными памятниками. Описания Г. отличаются точностью и достоверностью, а некоторые геогр. и этногр. сведения подтверждаются во мн. случаях новейшими археол. исследованиями. Одним из достоинств Г. как писателя явл. его иск-во рассказчика. В этом отношении «История» близка к эпосу, отличаясь бесхитростной повествовательностью народных рассказов. Соч. Г. - своего рода ист.-геогр. и этногр. энциклопедия, неисчерпаемая сокровищница сведений о прошлом. «История» была известна в Элладе уже в к. V в. до н. э. В лит. эпохи эллинизма Г. вошел уже как классик. В рим. эпоху Г. начинают ценить гл. обр. с худож. стороны. Его упоминают Страбон, Диодор, Иосиф Флавий, Лукиан, Плутарх и др. Г. был хорошо известен в византийскую эпоху.
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997
Геродот
ок. 484 – ок. 425 до н.э.) Древнегреческий историк, прозванный "отцом истории". Один из первых ученых-путешественников. Для написания своей знаменитой "Истории" объехал все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал в Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое описание жизни и быта скифов. Геродота называют отцом истории. Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии. В знаменитой "Истории" он представил своим читателям весь Старый Свет - известный, неизвестный, а иногда и вымышленный, - все три старые страны света, которые ему были известны. Он пишет: "Я, впрочем, не понимаю, почему единой земле даны три разные названия". Эти три названия - Европа, Азия и Ливия, означающая Африку. Америка будет открыта в XV веке. Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. В 464 году он отправляется в путешествие. Геродот мечтает узнать про другие, гораздо более могущественные народы, иные из которых обладали цивилизацией значительно более древней, чем греки. Его, помимо того, занимает разнообразие и диковинность обычаев чужеземного мира. Именно это побудило его предпослать истории персидских войн обширное исследование обо всех народах, нападавших на Грецию, о которых греки в то время еще мало что знали. Маршрут его египетского путешествия, совершенного целиком в период разлива Нила, удалось восстановить. Он поднялся вверх по Нилу до Элефантины (Ассуана), крайней границы Древнего Египта, проходившей вблизи от первого порога. Это составляет тысячу километров пути. На востоке он достиг, по меньшей мере, Вавилона, отстоящего от Эгейского моря на две тысячи километров, возможно даже, что он добрался до Суз, однако это лишь предположение. На севере Геродот посетил греческие колонии, основанные на Черноморском побережье, на территории современной Украины. Возможно даже, что он поднимался вверх по нижнему течению одной из крупных рек украинских степей, а именно по Днепру, или Борисфену, вплоть до Киевской области. Наконец, на западе Геродот побывал в Южной Италии, где принимал участие в основании греческой колонии. Он посетил нынешнюю Киренаику и, без сомнения, нынешнюю Триполитанию. Читателям, почти ничего не знавшим о странах, откуда он возвращался, можно было рассказывать что угодно, но Геродот не поддался этому искушению, в которое впадали все другие путешественники. Он много путешествовал. Он пускался в очень далекие края, чтобы добыть проверенные сведения. Он обследовал землю собственными глазами и собственными ногами, несомненно, много ездил верхом на лошади или на осле, часто плавал на лодках. В Египте он заходит в мастерскую бальзамировщика, интересуется всеми подробностями его ремесла и стоимостью различных процедур. В храмах он просит перевести ему надписи, расспрашивает жрецов об истории фараонов. Он присутствует на религиозных празднествах египтян, восторгается красочностью одежд и формой причесок. Очутившись у пирамид, он шагами измеряет их подножия и в этих своих подсчетах нисколько не ошибается. Но когда надо на глаз определить высоту, тут он допускает значительные ошибки. Это касается и всех тех стран, где он побывал, и тех очень многих мест, где он не был, поскольку он полагается на рассказы путешественников, греков и варваров, с которыми ему доводилось встречаться в той или иной харчевне… Свое "кругосветное" путешествие Геродот начал с Вавилонии, где увидел великий город Вавилон. Стены его, говорит он, имеют форму квадрата. Он указывает длину одной из сторон квадрата - согласно этой цифре, длина всего периметра составила бы восемьдесят пять километров. Цифра сильно преувеличена. Периметр стен Вавилона едва достигал двадцати километров. Геродот, однако, упоминает, что в его время городские стены были снесены Дарием. Оставались развалины кладки. Геродота интересовало, как она сделана. Ему объяснили, что стена была сложена из кирпича, причем через каждые тридцать рядов кирпичей в скреплявшую их горную смолу укладывалась прослойка из сплетенного тростника. Следы этого тростника, отпечатавшиеся в горной смоле, и поныне видны в развалинах вавилонской стены. Геродот описывает Вавилон как очень большой город. Это был самый большой город, какой он видел, и наиболее грандиозный в древнем мире той эпохи. Он рассказывает о прямых улицах, пересекавшихся под прямым углом. Он любуется домами в три и четыре этажа, невиданными в его стране. Он знает про две параллельные стены, построенные Навуходоносором. Общая толщина этих длинных стен достигала тридцати метров. Здесь, единственный раз, Геродот преуменьшил подлинные размеры, назвав цифру в двадцать пять метров. Он наделяет город сотней ворот, и тут он ошибается, это только в легендах бывает у городов сто ворот. Ему, впрочем, нельзя было сосчитать их самому, потому что стена была наполовину снесена, о чем он сам упоминает. Изучив Вавилон, Геродот отправился в Персию. Так как целью его путешествия было собрать точные сведения о продолжительных греко-персидских войнах, то он посетил те места, где происходили эти войны, чтобы получить на месте все необходимые ему подробности. Эту часть своей истории Геродот начинает с описания обычаев персов. Они, в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, довольствуясь исполнением религиозных обрядов на вершинах гор. Далее Геродот говорит о быте и нравах персов. Они питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; они проявляют интерес к чужестранным обычаям, любят удовольствия, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба; они терпеть не могут лжи и долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для них доказательством, что "несчастный согрешил против Солнца". Геродоту принадлежит первое дошедшее до нас описание Скифии и народов, населяющих ее, составленное отчасти по личным наблюдениям, но, главным образом, по расспросам сведущих лиц из числа местных греческих колонистов (нет доказательств, что Геродот побывал в крымских, а тем более в приазовских городах). Характеристику скифских рек Геродот начинает с Истра, который "течет через всю Европу, начинаясь в земле кельтов". Он считает Истр величайшей из известных рек, к тому же всегда полноводной, летом и зимой. После Истра наибольшая река - Борисфен. Геродот правильно указывает, что течет она с севера, но ничего не говорит о днепровских порогах, следовательно, не знает о них. "Близ моря Борисфен - уже мощная река. Здесь к нему присоединяется Гипанис [Южный Буг], впадающий в один и тот же [Днепровский] лиман". (Гипанисом черноморские греки называли также Кубань.) К левому берегу нижнего Борисфена примыкала лесная область Гилея. До нее жили скифы-земледельцы, за ней - скифы-кочевники, занимавшие территорию к востоку на 10 дней пути до реки Герра (Конская). За ней, по Геродоту, лежали земли самого сильного племени скифов - царских. На юге их территория достигала Крыма, а на востоке - реки Танаис (Дона), текущей с севера "из большого озера" и впадающей " в еще большее озеро" Меотида (Азовское море); Геродоту известен и основной приток Дона - Сиргис (Северский Донец). У Дона кончалась страна, заселенная скифами. За Доном жили, по Геродоту, савроматы (сарматы), по языку, как теперь доказано, родственные скифам: те и другие принадлежали к североиранской языковой группе. Сарматы занимали степь, начиная от устья Дона, по направлению к северу. Путешественник передает много мифов о происхождении скифского народа; в этих мифах большая роль отводится Геркулесу. Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках скифов с воинственными женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага. Что Геродот описывает особенно ярко, так это великую изобретательность скифов во всем, что относится к умению отражать нашествия. Эта изобретательность заключается в умении отступать перед нападающими, в умении не дать себя настигнуть, когда это нежелательно, в заманивании врага в глубь обширных равнин до момента, когда можно будет вступить с ним в бой. Скифам в этой тактике очень благоприятствовали не только естественные условия страны - обширной равнины, густо заросшей травой, но и пересекающие ее полноводные реки, представляющие отличные рубежи сопротивления. Геродот перечисляет эти реки и некоторые их притоки от Дуная до Дона. Нил с его загадкой периодических оплодотворяющих наводнений, с тайной его неведомых источников - чудо для грека, знающего лишь свои речки, вздувшиеся после весенних гроз и пересыхающие летом. Геродот, несомненно, обошел все западные берега Черного моря от устья Днестра до Босфора и, вероятно, большую часть побережья Балканского полуострова (кроме Адриатического), проделав в общей сложности около 3000 километров. Но неизвестно, когда и как он путешествовал. Он довольно хорошо знает южное побережье Пашаэли (северный берег Мраморного моря), дает верную характеристику Босфора, Мраморного моря и пролива Геллеспонт. Он объехал северное и западное побережье Эгейского моря и привел сведения о Галлипольском полуострове. К северу от него, за "Черным" (Саросским) заливом, лежит побережье Фракии - "обширная равнина, по которой течет большая река Гебр [Марица]". Геродот обогнул полуостров Халкидики с его тремя выступами: Афон (Агион-Орос), Ситонья и Касандра. Прослеживая путь персидского флота, он побывал в заливах Сингитикос, Касандра и Термаикос, куда впадают Хейдор (Геликос), Аксий (Вардар) и Альякмон; у западного берега залива Термаикос отметил три горных массива: Пиерия, Олимп и Оса. Геродот осмотрел побережье Эгейского моря южнее Осы и обследовал Эвбею - "большой богатый остров, не меньше Кипра". Он описал берег вдоль пролива Еввоикос, "где целый день бывают приливы и отливы" , и поднимался на массив Парнас, "...вершина (которого)... представляет удобное пристанище для большого отряда..." . Он обошел три залива Пелопоннеса, сообщает о двух его южных хребтах. Но о западном побережье Балканского полуострова, куда персы не доходили, Геродот говорит очень мало. Итак, Геродот дал первые дошедшие до нас пусть беглые, но верные указания на рельеф Пелопоннеса и восточного побережья Балканского полуострова. Внутренних же его областей он не затронул: сведения о них, весьма скупые, получены опросным путем. Путешествия Геродота охватили и Северо-Восточную Африку: он побывал в Кирене, а в 448 или 447 году до н.э. поднялся по Нилу до острова Элефантина. Его описание этой части материка - смесь опросных сведений и личных впечатлений - первая характеристика рельефа и гидрографии Древнего Египта и территорий к западу от него. Он верно указывает, что до 30° с.ш. Египет расположен в низменности, богатой водой. Севернее страна суживается: с востока ее ограничивают "Аравийские горы" ("Аравийские горы" Геродота - это Аравийская пустыня, расположенная в Африке. Вдоль побережья Красного моря простирается хребет Этбай, расчлененный на ряд островершинных массивов), которые "непрерывно тянутся с севера на юг" на 900 километров, а с запада - скалистые и "в зыбком песке глубоко погребенные горы" (Геродот здесь цитирует Гомера: пески северной части Ливийской пустыни образуют дюны высотой до 300 метров). Восточная часть Ливии, населенная кочевниками, - "низменная и песчаная" до озера Тритонида (Шот-Джерид); западная часть, занимаемая земледельцами, "гористая [и] лесистая" (Атласские горы). Используя сведения египетских жрецов, он дает первое описание Сахары: к югу от низменного побережья между Египтом и Гибралтаром раскинулась холмистая песчаная пустыня. Из всех виденных им стран Египет, конечно, полнее всех воплощал то сочетание истории и географии, которые ему хотелось видеть подлинными и в то же время чудесными. Геродот стремится разгадать двойную тайну источников и наводнений Нила. Он пытался собрать достоверные известия, но узнал очень мало. Интерпретируя эти известия, он придает верхнему Нилу широтное направление течения, т. е. сведения о реке Нигер переносит на Нил, уверенный, что всякая большая река с крокодилами есть Нил. Геродот первый дал краткие достоверные сведения о Куше - стране "долговечных эфиопов" (древнем царстве Судана). В Египте множество странных и священных животных, возбуждающих любопытство Геродота. Он обожает составлять описания животных. Знаменитое описание крокодила: "Нравы крокодилов таковы: это четвероногое земноводное животное ничего не ест в течение самых суровых четырех зимних месяцев; кладет и высиживает яйца на суше, на суше же проводит и большую часть дня, а целую ночь живет в реке, потому что в воде теплее, нежели под открытым небом во время росы. Это единственное из всех известных нам животных, которое из очень маленького становится очень большим. Действительно, яйца крокодила только немного больше гусиных, новорожденный по величине соответствует яйцу, а с возрастом увеличивается до семнадцати локтей и даже больше. Глаза он имеет свиные, большие зубы и клыки, соответствующие размерам всего тела. Это - единственное животное, не имеющее языка. Нижнею челюстью крокодил не двигает, и из всех животных он один опускает верхнюю челюсть на нижнюю; когти у него крепкие, а кожа чешуйчатая, на спине не пробиваемая. В воде он слеп, а на открытом воздухе имеет острое зрение. Так как он живет обыкновенно в воде, то пасть его всегда полна пиявок. Все птицы и звери избегают крокодила; с одной ржанкой живет он в ладу, потому что пользуется ее услугами, именно: когда крокодил выходит из воды на сушу, он открывает свою пасть, - почти всегда по направлению к западному ветру, ржанка входит в пасть и пожирает пиявок. Это доставляет крокодилу удовольствие, и он не причиняет ржанке никакого вреда". В экзотической фауне его интересует отчасти странность внешнего вида и поведения животных, но еще больше характер связей, которые возникли между человеком и животными. Эта взаимосвязь в Египте гораздо теснее, чем в Греции, и налагает на человека необычные обязательства. Геродот задумывается над "договором", заключенным египтянином с кошкой, ибисом и крокодилом, и его исследования позволяют ему сделать поразительные открытия не в отношении животного, а в отношении человека. Путешественник с необычайным удовольствием собирает сведения о диковинных обрядах Его картина Египта, какой бы чудесной или неполной она ни была, все же в основном подтверждается современными историками или, во всяком случае, считается ими правдоподобной. Перечисляя народы, обитающие в Ливии, Геродот упоминает пастушеские племена, кочующие вдоль берегов Африки, и называет еще аммонийцев, которые живут в глубине страны, в местах, изобилующих хищными зверями. Аммонийцы построили знаменитый храм Зевса Аммонского, развалины которого были открыты на северо-востоке Ливийской пустыни, в пятистах километрах от города Каира. Он подробно описывает также обычаи и нравы ливийцев и сообщает, какие в этой стране водятся животные: змеи страшной величины, львы, слоны, рогатые ослы (вероятно, носороги), обезьяны-павианы - "звери без головы, с глазами на груди", лисицы, гиены, дикобразы, дикие бараны, пантеры и т. д. По Геродоту, Ливия населена двумя народами: ливийцами и эфиопами. Но действительно ли он путешествовал по этой стране? Историки в этом сомневаются. Скорее всего, многие подробности он записал со слов египтян. Но нет сомнения, что он действительно плавал к городу Тиру, в Финикии, так как здесь он дает вполне точные описания. Кроме того, Геродот собрал сведения, по которым составил краткое описание Сирии и Палестины. Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и умер около 425 года до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.
Источник: 100 великих путешественников. 2011