Геронтий - митрополит московский (1473 - 1489), поставленный из епископов коломенских. В 1479 г. им был освящен в Москве соборный храм Успения Богоматери. По этому поводу на митрополита посылались обвинения в том, что он совершил освящение неправильно, ""ходил не по солнцу"". После многих пререканий митрополит, чтобы прекратить соблазн внутри церкви, содействовавшей распространению жидовствующей ереси, решился добровольно удалиться в Симонову обитель. Великому князю, Иоанну III , едва удалось уговорить его возвратиться на кафедру. Геронтий известен в особенности тем, что побуждал Иоанна к свержению монгольского ига.
Геронтий, митрополит Московский
Геронтий, митрополит московский
— митрополит московский (1473—1489), поставленный из епископов коломенских. В 1479 г. им был освящен в Москве соборный храм Успения Богоматери. По этому поводу на митрополита посыпались обвинения в том, что он совершил освящение неправильно, "ходил не по солнцу". После многих пререканий, митрополит, чтобы прекратить соблазн внутри церкви, содействовавший распространению жидовствующей ереси, решился добровольно удалиться в Симонову обитель. Великому князю, Иоанну III, едва удалось уговорить его возвратиться на кафедру. Г. известен в особенности тем, что побуждал Иоанна к свержению монгольского ига.
{Брокгауз}
Геронтий, митрополит Московский
Геронтий (ум. 1489 г.) – митрополит Московский, автор посланий. Был епископом Коломенским; в 1473 г. церковный собор, возглавляемый великим князем Иваном III, поставил Г. митрополитом. С конца 70-х гг. обнаруживаются противоречия между Г. и великим князем. Г. поддержал удельного князя Михаила Андреевича Верейско-Белозерского в его тяжбе с архиепископом Ростовским Вассианом Рыло из-за судебной власти над Кирилловым Белозерским монастырем и выдал Михаилу Андреевичу грамоту, подтверждающую его права. Иван III вмешался в конфликт и поддержал ростовского владыку. Затем между великим князем и митрополитом возник спор по каноническому вопросу: следует ли при освящении новых церквей (и, в частности, Успенского собора в 1479 г.) ходить «посолонь» или против солнца. Позиция Г., отвергавшего хождение «посолонь», очевидно более соответствовала традициям греческой церкви и была поддержана зарубежным иерархом, молдавским епископом Романским Василием, написавшим русскому митрополиту специальное послание (напечатано А. Ф. Бычковым). Столкновения продолжались и в последующие годы: в 1482 г. Г. демонстративно покинул митрополичий престол, и Иван III вынужден был «бить ему челом»; в 1484 г. великий князь сам сделал попытку сменить митрополита. Попытка эта не удалась, но вплоть до конца его жизни положение Г. оставалось весьма неопределенным и двусмысленным.
Борьба между Г. и Иваном III получила отражение в летописании. Явное сочувствие митрополиту обнаруживает независимый летописный свод 80-х гг. XV в., лежащий в основе летописей Софийской II и Львовской и составленный при участии митрополичьего дьяка Родиона Кожуха. Однако свод 80-х гг. не был митрополичьим сводом Г.: напротив, свод этот резко критиковал и великого князя и самого митрополита за их «неверие» в явившиеся в 1474 г. мощи митрополита Феогноста и «небрежение» к ним. Оппозиция Г. по отношению к Ивану III отражала настроения крупного духовенства, недовольного вмешательством великокняжеской власти в церковные дела, но оппозиция эта не имела еще определенного идеологического обоснования. Только в конце жизни Г. до него доходят слухи о ереси в Новгороде: на грамоту новгородского архиепископа Геннадия о еретиках Г. вместе с Иваном III ответил довольно сдержанным посланием, в котором разрешал наказать «духовно» изобличенных еретиков и доследовать дела тех, кто «не дошел ещо, по правилам, градские казни». Впоследствии Иосиф Волоцкий упрекал Г. за то, что он не боролся с ересью, ибо боялся великого князя, покровительствовавшего еретикам, и сам был «грубостию съдръжимь». Речь шла, очевидно, о богословской необразованности Г., отличавшей его от «обличителей ереси» конца XV в.
Кроме отмеченных уже правой грамоты Г. о Кирилловом монастыре (опубликована Н. К. Никольским) и его послания Геннадию (опубликовано последний раз Я. С. Лурье) от Г. осталось еще несколько сочинений: послание Ивану III на Угру 1480 г., призывающее князя сопротивляться хану, но в гораздо более сдержанной и менее яркой форме, чем это делал Вассиан Рыло в своем послании, и два послания вятчанам 1486–1489 гг. о подчинении великокняжеской власти (опубликованы в АИ). Послание Геронтия на Угру не издано; оно содержится в митрополичьем формулярнике – ГИМ, Синод. собр., № 562, л. 199 об.–202.
Изд.: АИ. СПб., 1841, т. 1, №№ 97, 98; РИБ. СПб., 1880, т. 6, № 114; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955, Приложение, №№ 14–15; Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании ОЛДП. СПб., 1895 (ПДП, № 111).
Лит.: ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, с. 115–358; СПб., 1910, т. 20, ч. 1; Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских сборников Публичной библиотеки. СПб., 1882, ч. 1, с. 507–508; Голубинский. История церкви. М., 1900, т. 2, ч. 1, с. 549–559; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV–XV вв. М., 1951, с. 183–197; Насонов А. Н. История русского летописания XI – нач. XVIII в. М., 1969, с. 303–315; Лурье Я. С. 1) Идеологическая борьба в публицистике кон. XV – нач. XVI в. М.; Л., 1960, с. 53–66; 2) Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976, с. 223–240.
Я. С. Лурье
Борьба между Г. и Иваном III получила отражение в летописании. Явное сочувствие митрополиту обнаруживает независимый летописный свод 80-х гг. XV в., лежащий в основе летописей Софийской II и Львовской и составленный при участии митрополичьего дьяка Родиона Кожуха. Однако свод 80-х гг. не был митрополичьим сводом Г.: напротив, свод этот резко критиковал и великого князя и самого митрополита за их «неверие» в явившиеся в 1474 г. мощи митрополита Феогноста и «небрежение» к ним. Оппозиция Г. по отношению к Ивану III отражала настроения крупного духовенства, недовольного вмешательством великокняжеской власти в церковные дела, но оппозиция эта не имела еще определенного идеологического обоснования. Только в конце жизни Г. до него доходят слухи о ереси в Новгороде: на грамоту новгородского архиепископа Геннадия о еретиках Г. вместе с Иваном III ответил довольно сдержанным посланием, в котором разрешал наказать «духовно» изобличенных еретиков и доследовать дела тех, кто «не дошел ещо, по правилам, градские казни». Впоследствии Иосиф Волоцкий упрекал Г. за то, что он не боролся с ересью, ибо боялся великого князя, покровительствовавшего еретикам, и сам был «грубостию съдръжимь». Речь шла, очевидно, о богословской необразованности Г., отличавшей его от «обличителей ереси» конца XV в.
Кроме отмеченных уже правой грамоты Г. о Кирилловом монастыре (опубликована Н. К. Никольским) и его послания Геннадию (опубликовано последний раз Я. С. Лурье) от Г. осталось еще несколько сочинений: послание Ивану III на Угру 1480 г., призывающее князя сопротивляться хану, но в гораздо более сдержанной и менее яркой форме, чем это делал Вассиан Рыло в своем послании, и два послания вятчанам 1486–1489 гг. о подчинении великокняжеской власти (опубликованы в АИ). Послание Геронтия на Угру не издано; оно содержится в митрополичьем формулярнике – ГИМ, Синод. собр., № 562, л. 199 об.–202.
Изд.: АИ. СПб., 1841, т. 1, №№ 97, 98; РИБ. СПб., 1880, т. 6, № 114; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955, Приложение, №№ 14–15; Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании ОЛДП. СПб., 1895 (ПДП, № 111).
Лит.: ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, с. 115–358; СПб., 1910, т. 20, ч. 1; Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских сборников Публичной библиотеки. СПб., 1882, ч. 1, с. 507–508; Голубинский. История церкви. М., 1900, т. 2, ч. 1, с. 549–559; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV–XV вв. М., 1951, с. 183–197; Насонов А. Н. История русского летописания XI – нач. XVIII в. М., 1969, с. 303–315; Лурье Я. С. 1) Идеологическая борьба в публицистике кон. XV – нач. XVI в. М.; Л., 1960, с. 53–66; 2) Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976, с. 223–240.
Я. С. Лурье