Герсеванов Михаил Николаевич - инженер (1830 - 1907). Окончил курс Главного инженерного училища (ныне Николаевское инженерное училище и академия). Был адъюнкт-профессором по строительному искусству в инженерном училище, состоял для особых поручений при генерал-адъютанте Тотлебене , с 1868 по 1883 год был главным инспектором гражданских сооружений на Кавказе, где под его руководством построено более 500 верст военно-стратегических шоссейных дорог, и произведены многие другие строительные работы. Вступив в 1883 г. в управление институтом инженеров путей сообщения, Герсеванов обратил главное внимание на приведение программы преподавания в соответствие с современным состоянием науки и инженерного искусства. По почину Герсеванова написан ряд обстоятельных печатных курсов почти по всем предметам преподавания и основан ""Сборник Института инженерных путей сообщения"", в котором печатаются эти курсы и другие труды преподавателей. С 1885 г. Герсеванов состоял вице-председателем комиссии по устройству коммерческих портов, в короткое время приведшей в порядок главные порты России. В последние годы жизни Герсеванов был председателем гидрологического комитета главного управления землеустройства и земледелия. Много работал в созданном при его участии ""Русском техническом обществе"" и в кавказском его отделении. Главный его труд: ""Лекции о морских сооружениях"", явившийся первым капитальным сочинением по морскому строительному искусству в России. Другие печатные работы его касаются преимущественно экономического положения, гидрографии и ирригации Кавказа (особенно Закавказья).
Герсеванов Михаил Николаевич
— директор Института инженеров путей сообщения; род. в 1830 г. В 1851 г. окончил курс Главного инженерного училища (ныне Николаевск. инженерное училище и академия). Прослужив некоторое время в киевской крепости, Г. в 1856 г. был командирован за границу для подготовки к учебной службе в Инженерном училище. С 1857 г. он состоял репетитором, преподавателем и наконец адъюнкт-проф. по строительному искусству. В 1862 г., продолжая служить в Академии, Г. был назначен состоять для особых поручений при ген.-адъют. Тотлебене. В 1868 г., по приглашению барона Николаи, начальника главного управления наместника кавказского, был назначен на должность главного инспектора гражданских сооружений на Кавказе, где прослужил 25 лет до ее упразднения в 1883 г. На Кавказе, под руководством Г., построено более 500 в. военно-стратегических шоссейных дорог и разработаны многие важные вопросы, относящиеся к устройству минеральных вод, портов, ирригации, дорог шоссейных и железных, к колонизации, размежеванию земель и т. д. Вступив в 1883 г. в управление институтом путей сообщения, Г. обратил главное внимание на приведение программы преподавания в соответствие с современным состоянием науки и инженерного искусства и, в особенности, с требованиями, которые предъявляет к инженерам практическая служба. По почину Герсеванова создался ряд обстоятельных печатных курсов почти по всем предметам преподавания и основано особое издание — "Сборник Инст. инж. путей сообщ.". Г. был поднят также вопрос о создании инженерам в России дельных помощников, подобных французским conducteur des ponts et chaussées. Вопрос этот проведен ген.-адъют. Посьетом в законодательном порядке, и теперь у нас начинают постепенно появляться техники путей сообщения. С 1885 г. Г. назначен вице-председателем образованной, под председательством П. А. Фадеева, при мин. путей сообщ. комиссии по устройству коммерческих портов. Комиссия эта в короткое время устроила и привела в порядок главные порты России. С того же 1885 г. Г. поручено главное наблюдение за изданием "Журн. М. П. С.".
Вне службы Г. посвятил немало времени и трудов образованию и развитию созданного при его участии "Рус. техн. общ." и первого из его провинциальных отделений — кавказского, которого он состоял председателем. Ему же принадлежит мысль об образовании при обществе комиссии по техническому образованию. По переходе в СПб., Г. в 1885 г. избран в вице-председатели технического общества, каковой пост сохранил до конца 1892 г. Большая часть учено-литературн. работ Г. относится к инженерным вопросам и преимущественно к гидротехнике; остальная — к вопросам педагогическим. Труды Г. печатались в "Инж. Ж. Воен. Вед.", в "Ж. М. П. С.", в "Зап. Имп. Рус. Техн. Общ.". Много статей его помещено в газете "Моск. Ведом. "Кавказ" и друг. Из трудов Г. останавливают на себе внимание "Лекции о морских сооружениях", явившиеся первым капитальным сочинением по морскому строительному искусству в России (удостоены Демидовской премии); "Очерк положения ирригации в Закавказье"; "Очерк гидрографии Кавказского края"; "Об обводнении южной степной полосы России"; "Записка о предполагаемой для Кавказского края сети главнейших дорог" и др. Будучи очень плодовитым и разнообразным деятелем в нашей технической литературе, Г. старался подвинуть на этот путь окружавших его лиц в ведомствах военно-инженерном и путей сообщения. Указанием предметов для исследования, советом и, в особенности, содействием по напечатанию написанных статей, Г. помог образоваться довольно значительному кружку техников-литераторов, благодаря которым у нас появились и свои руководства по инженерному делу, и подробные исследования производящихся в России работ.
{Брокгауз}
Герсеванов, Михаил Николаевич
(25 марта 1830 — 16 мая 1907) — рус. инженер-строитель и ученый в области гидротехники. Окончил Главное инженерное училище в Петербурге (1851). С 1857 — преподаватель этого училища. В 1862—68 консультировал строительные работы в Кронштадтском, Николаевском, Керченском, Одесском и др. портах. В 1868—83 — гл. инж. гражданских сооружений на Кавказе, где под его руководством строились шоссейные дороги и осуществлялись инженерные сооружения. С 1883 по 1901 — дир. Ин-та инженеров путей сообщения в Петербурге. В 1885—93 — зам. председателя комиссии по устройству коммерч. портов. Г. одним из первых в России поставил вопрос о подготовке для транспорта и пром-сти среднего технич. персонала. Являлся одним из организаторов и руководителей Рус. технич. об-ва и его Кавказского отделения. В 1885—92 — вице-председатель Рус. технич. об-ва. Осн. научные работы Г. относятся к области гидротехники. Его "Лекции о морских сооружениях", изданные в 1861—62, явились первым на рус. языке фундаментальным соч. по морскому строительному искусству и осн. практич. руководством для рус. портовых инженеров в 60— 80-х гг. 19 в. В этом труде Г. дал теоретич. обоснование процессов взаимодействия морских сооружений с окружающей средой. Работы Г касаются также гидрографии и ирригации Кавказа (особенно Закавказья) и ряда др. вопросов. С 1885 под руководством Г было начато издание "Материалов для описания русских портов и истории их сооружения", к-рые послужили ценным руководством для отечественных портостроителей.
Соч.: Лекции о морских сооружениях, вып. 1—2, СПб, 1861—62; Кавказские железные дороги, М., 1874; Очерк гидрографии Кавказского края, СПб, 1886; Очерк положения ирригации в Закавказье в 1882 г., Тифлис. 1882; Об обводнении южной степной полосы России, СПб, 1890; Некоторые мысли о техническом образовании, СПб, 1890; Курс портовых сооружений, 2 изд., СПб, 1907.
Лит.: Будтолаев H. M., Выдающийся русский теоретик портовой гидротехники Михаил Николаевич Герсеванов... к 120-летию со дня рождения, М., 1950.