ГЭСЭРИАДА
"ГЭСЭРИАДА"
эпич. поэма "о милостивом и мудром Гэсэр-хане - искоренителе десяти зол в десяти странах света". Одно из самых популярных произведений нар. эпоса бурятского, монг. и тибетского пародов. Самобытные циклы героич. сказаний о Гэсэр-хане, уходящие корнями в далекое прошлое, сложились как нечто целое в 16-17 вв., широко распространены до настоящего времени в странах Центр. Азии. Осн. содержание многочисл. версий "Г.", мн. из к-рых носят характер историч. хроник, сводится к борьбе просвещенного и храброго правителя страны Амдо в Сев.-Вост. Тибете против сил зла и социальной несправедливости. В этой борьбе Гэсэр-хан выступает как сказочный богатырь, совершающий множество подвигов во имя своего народа. По мнению монг. ученого Ц. Дамдинсурэна, Гэсэр-хан- личность историческая, а в основе "Г." лежат ист. события, имевшие место в Тибете после его раздробления в 9 в. Гэсэр-хан, считает Дамдинсурэн, - это правитель Сев.-Вост. Тибета, живший в 11 в. и прославившийся борьбой с племенной аристократией, за что и был воспет при жизни поэтом Чойбэбом. Вместе с тем Дамдинсурэн признает необходимость дальнейшего всестороннего изучения этого вопроса в историч. плане. Большой вклад в изучение "Г." внесли рус. и сов. востоковеды П. С. Паллас, Я. И. Шмидт, Г. Н. Потанин, Б. Я. Владимирцов, С. А. Козин и др. Наряду со многими гипотезами относительно личности Гэсэра, выдвинутыми различными исследователями, в науке распространено также мнение, что героич. сказание о Гэсэре - плод нар. фантазии, а потому оно не имеет ни автора, ни исторических прототипов. Изд.: Гесериада, Пер., вступ. ст. и коммент. С. А. Козина, М.-Л., 1935 (имеется библ.). Лит.: Дамдинсурэн Ц., Историч. корни Гэсэриады, М., 1957 (имеется библ.); Stein R. A., Recherches sur l´?pop?e et le barde au Tibet, P., 1959. M. И. Гольман. Москва.