ГЕСИОД

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕСИОД
греческий эпический поэт, живший приблизительно через столетие после Гомера. Его произведения имеют нравственнорелигиозное направление. Из них дошли до нас «Дела и дни» и «Феогония»; в последнем он приводит в систему сказания о богах и начале мира, существовавшие в разных местностях Греции.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ГЕСИОД
греч. поэт 8 — 7 вв. до н.э. Осн. приписыв. ему соч.: «Труды и дни» и «Теогония». «Труды и дни» — гл. источ. о жизни, быте и идеологии греч., гл. обр. беотийск., крестьянства в период становления рабовлад. строя. В «Теогонии» изложены представл. греков о родослов. эллинских богов и о создании мира.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Гесиод
(греч. Hesiodes, ок. 700 г. до н. э.) — первый древнегреческий и европейский поэт. Для своих поэм принял форму эпического гекзаметра и язык гомеровского героического эпоса. «Теогония» («Происхождение богов») истолковывает мир мифологически и повествует о сотворении мира из хаоса. В сочинении «Труды и дни» он прославляет честный крестьянский труд. Другие произведения Гесиода сохранились частично. Противопоставлял свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи». Гесиод — систематизатор мифологических преданий, основатель жанра назидательных поэм, служил образцом для последующей дидактической поэзии.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ГЕСИОД
(ок. 700 до н.э.) — первый исторически достоверно установленный греческий, а, следовательно, и европейский поэт. Продолжатель творчества ве-ликого Гомера, открывший новые пути эпической поэзии. Этот обедневший беотийский земледелец создал три новых эпических жанра: космогонический (поэма «Теогония» о происхождении мира, богов и людей), генеалогический («Каталог женщин» — о героинях древних мифов) и дидактический, назидательный («Труды и дни» — эта поэма отражает общественные настроения сельских тружеников, воспевает труд как основу жизни, содержит практические советы по сельскому хозяйству, отражающие жизненный опыт и суеверия крестьян, точныe описания природы.). Из вышеназванных поэм особенно велико значение «Трудов и дней», позволяющей услышать голос греческой дерев-ни, отражающей реальную жизнь. Но не менее важна и его «Теогония», которая стала промежуточным этапом в процессе разложения греческого мифа и появления философии и науки. Эта поэма стала первой попыткой греков систематизировать и обобщить взгляды на про-исхождение и развитие мира. В результате появилась систематизированная греческая олимпийская религия, а также были определены основные проблемы, стоявшие в центре внимания греческой философии и науки.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ГЕСИОД
Hsiodos) - греч. поэт 8-7 вв. до н. э. Осн. приписываемые ему соч.: "Труды и дни" и "Теогония". "Труды и дни" - гл. источник о жизни, быте и идеологии греч., гл. обр. беотийского, крестьянства в период становления рабовладельч. строя. Восхваляя мирный труд крестьянина и давая ценные сведения в области земледелия (о сезонных полевых работах, орудиях труда и их изготовлении), эта поэма в то же время отражает процесс пауперизации рядовых земледельцев, их угнетение "пожирателями даров" - басилеями. В ней содержится протест против несправедливости и гнета аристократии (притча о соловье и ястребе и др.). В "Теогонии" изложены представления греков о родословной эллинских богов и о создании мира. Согласно последним изысканиям, в "Теогонии" ощущается сильное воздействие религ. представлений и мифов ближневост. народов.

Соч.: Перевод "Трудов и дней" и "Теогонии" см. в кн.: Вересаев В., Полное собрание соч., (2 изд.), т. 10, М., 1929.

Лит.: Ленцман Я. A., Послегомеровский эпос как источник для социально-экономич. истории ранней Греции, "ВДИ", 1954, No 4; Тренчени-Вальдапфель И., Гомер и Гесиод, М., 1956; Evelyn-White H. G., Hesiod, the Homeric hymns and Homerica, L., 1915; Burn A. R., The world of Hesiod, L., 1936; Die Hesiodfragmente auf Papyrus, Lpz., 1957; Krokiewicz A., Moralnosc Homera i etyka Hezjoda, Warsz., 1959.

Я. А. Ленцман. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Гесиод
(греч. Hesiodes), ок. 700 до н. э., первый исторически достоверно установл. греч., а следовательно, и европ. поэт. Его отец был выходцем из Кимы (М. Азия) и переселился в Аскру (Беотия). Там Г. вел жизнь крестьянина, занимаясь пастушеством. Суровая природа края и гнет могуществ. знати оказали влияние на его жизнь. Брат Г. Перс обманул его, чтобы завладеть отцовским наследством. Г. выступал как рапсод, завоевал приз в Халкиде (Эвбея). Для своих поэм Г. принял форму эпич. гекзаметра и язык гомеровского героич. эпоса. «Теогония» («Происхождение богов») истолковывает мир мифологически. В прологе (Proomium) Г. говорит впервые о своем призвании, определяет место своей поэзии и подчеркивает ее освящение музами на Геликоне. Произведение повествует о сотворении мира из хаоса, излагает генеалогию богов и последовательность трех божеств, династий, последняя из которых представлена в рациональном устройстве мира Зевсом. До сих пор являются спорными степень влияния вост. (хеттских) мифов на творчество Г., а также его участие в систематизации сведений о мире богов. В сочинении «Труды и дни» Г. вводит в эпич. поэму субъективные высказывания. Он обращался к своему брату Персу и неправедным судьям и прославлял честный крестьянский труд. Своему основанному на обществ, противоречиях того времени пессимизму, который сквозит в учении об ухудшении (порче) мира в течение пяти эпох и в первых сказках античности — о ястребе и соловье, Г. противопоставляет веру в торжество справедливости. Личные советы, общие правила жизненной мудрости, крестьянский календарь и мифологич. вставки ассоциативно связаны между собой в архаич. пестроте. Другие произведения Г. сохранились лишь фрагментарно или принадлежат позднейшему времени, например «Щит Геракла» («Aspis»), т. н. «Эойя», каталог женщин — прародительниц знатных родов. Согласно возникшим впоследствии легендам о соревновании между Гомером и Г., последнему был присужден победный приз (что привлекло внимание Б. Брехта). Г. как основатель жанра назидательных поэм служил образцом для последующей дидактич. поэзии.

Источник: Словарь античности. 1989

ГЕСИОД
hе$siodos) (кон. 8 или нач. 7 в. до н. э., Беотия), древнегреческий поэт. Гесиода можно считать первой исторически определенной личностью в древнегреческой, а значит и европейской, литературе (поскольку нет достоверных сведений о личности и времени жизни Гомера). До нас дошли две поэмы Гесиода – «Теогония» («Происхождение богов») и «Труды и дни». Несмотря на преимущественно фольклорные средства осмысления мира (мифы, притчи, легенды, предания и т. д.), Гесиод, в отличие от Гомера, не представляется в них безличным сказителем. «Труды и дни» позволяют довольно детально реконструировать биографию поэта (разумеется, следует делать поправку на тот факт, что личность героя литературного произведения не тождественна личности его автора). Отец Гесиода переселился с полуострова Малая Азия в Беотию – земледельческую область на севере Греции. После смерти отца брат Гесиода, Перс, с помощью подкупа отсудил себе все наследство, которое, однако, не пошло ему впрок: в то время как Гесиод тяжелым земледельческим и пастушеским трудом скопил себе состояние, Перс, проводя дни в праздности, быстро растратил богатство. Собственно говоря, поэма «Труды и дни» представляет собой обращенные к брату увещевания о необходимости трудиться. Однако дидактическая форма – лишь повод для построения эпической картины мироздания. В поэме изложен миф о пяти веках: существующий миропорядок появился в результате последовательной смены пяти веков и соответственно пяти поколений людей – золотого, серебряного, медного, героического и железного. Человеку последнего, железного, века живется несладко:
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
(Перевод В. В. Вересаева)
Спасение от грядущих хаоса и гибели – в труде и порядке. Упорядочивая крестьянский труд, Гесиод представляет в поэме подробный календарь земледельческих работ с указанием «счастливых» и «несчастливых» дней, изложением связанных с ними поверий, техническими наставлениями и т. д. «Теогония» представляет собой историю происхождения мира, богов и людей. Построенная на архаичных мифологических представлениях, она в то же время знаменует зарождение первичных философских понятий, таких как пространство (Хаос), материя (Гея-Земля), движение (Эрот). Несмотря на то что Гесиод – уроженец материковой Греции, его поэмы, подобно гомеровскому эпосу, написаны на ионийском диалекте древнегреческого языка, зародившемся в Малой Азии и ставшем первым общегреческим литературным языком. Стихотворный размер поэм – гекзаметр, основной размер античного эпоса. Другие произведения, в разное время приписывавшиеся Гесиоду, либо сохранились лишь фрагментарно («Щит Геракла»), либо, согласно современным научным представлениям, написаны уже после смерти поэта («Каталог женщин» – поэма о смертных, ставших возлюбленными богов и матерями героев, к которым возводили себя знатные греческие роды). В античную эпоху бытовала легенда о победе Гесиода над Гомером в поэтическом соревновании. Поэмы Гесиода неоднократно переводились на рус. язык; классическим считается перевод В. В. Вересаева (1927).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Гесиод
греч. Hesiodes)
(VIII - VII вв. до н.э.)
   первый древнегреческий поэт родом из Беотии, моралист и систематизатор мифологических пересказов. Из его творческого наследия сохранились три поэмы: «Теогония», «Щит Геракла» и «Труды и дни». В последней идеализируются сельские труженики, подвергавшиеся угнетению со стороны могущественной знати, поэт изобличает социальное неравенство, возвышает идеи о справедливости, воспевает труд как основу человеческой жизни.
   Эллинские поэты / Пер. В.В. Вересаева. М., 1963. С. 141-202; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 164-175; Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод / Пер. с венг. М., 1956; Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 29-61; Burn A.R. The World of Hesiod. New York, 1966.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Первый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший ок. 700 до н. э. В Аскре (Беотия) у Гесиода было небольшое имение, расположенное на склонах горы Геликон. Там, по словам Гесиода, его посещали музы, когда он пас своих овец. Отец Гесиода - выходец из Ионии. Гесиод вел тяжбу со своим братом Персом по поводу отцовского наследства. Эти подробности биографии мы знаем по поэме "Труды и дни", адресованной Персу. Это замечательное произведение, полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора. В "Трудах и днях" использованы мифы о Пандоре и золотом веке. В "Теогонии" ("Происхождение богов") Гесиод делает попытку в систематической форме представить генеалогию олимпийских богов и восстановить события, предшествующие захвату Зевсом верховной власти (см. Кронос, Прометей, титаны). "Теогония" Гесиода послужила основой для дальнейшего развития мифологии. Фрагменты из "Щита Геракла" и "Эойи" (каталог женщин - прародительниц знатных родов), приписываемые Гесиоду, - позднейшего происхождения. Дидактические фрагменты Вергилиевых "Георгик" написаны под непосредственным влиянием "Трудов и дней" и даже содержат прямые языковые заимствования из Гесиода. Согласно поздним легендам о соревновании между Гомером и Гесиодом, последнему был присужден победный приз.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   др.-гр. поэт. Род. в Киме (М.Азия), переселился с семьей в Беотию (Ср. Греция). Получив в наследство от отца небол. участок, всю жизнь оставался мелким землевладельцем, освоив одновр. иск-во рапсода. Сам он сообщает, что однажды одержал победу в состязании рапсодов на о-ве Евбея. Предание о споре Г. с Гомером возникло не ранее к. V - нач. IV в. Г. явл. родоначальником в др.-гр. лит. дидакт. эпоса, к-рый представлен в его твор-ве поэмами «Теогония» («Происхождение богов») и «Труды и дни». Поводом для написания второй из них послужила тяжба Г. с братом Персом, к-рый сумел подкупить в свою пользу судей. В поучение Персу Г. и развертывает картину совр. ему общ-ва, где царят насилие и несправедливость; только упорный труд может обеспечить сносную жизнь. Отсюда - ряд предписаний и советов по ведению хоз-ва. В противоположность реал, действительности Г. предлагает идеал общест. строя, где чтят справедливость. Ее гарантом, стражем обществ, нравственности в «Трудах и днях» Г. выступает Зевс. В более ранней «Теогонии», повествуя о смене 3 поколений богов, Г. приближается к представлению о Зевсе не только как о наиб, могущественном из богов, но и как о мудром правителе, способном обеспечить разумный естеств. и обществ, порядок. Поэмы Г., несмотря на их назидат. характер, в ряде случаев выявляют в нем самостоятельного художника: описание битвы Зевса с титанами и огнедышащим великаном Тифоном в «Теогонии», картины природы в «Трудах и днях» отличаются яркостью и смелостью образов. Г. приписывались также др. каталогообразные соч., небол. поэма «Щит Геракла», на самом деле ему не принадлежавшие.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ГЕСИОД
   • Hesi?dus,

         ???????, эпический стихотворец эолийского племени, живший, по господствовавшему у древних мнению, или в одно время с Гомером, или даже до него, но относящийся во всяком случае к периоду времени 100 лет после Гомера, около начала Олимпиад. Про обстоятельства его жизни мы знаем кое-что от него самого. Отец его, Дий, переселился из эолийской Кимы в старинную родину эолийцев. Беотию, в Аскру, город, лежавший у подошвы Геликона (opp. et dd. 635), где Г. родился, жил и сочинял стихи, пока ссора с братом Персом (??????) не опротивила ему родину. Он поселился, вероятно, в Навпакте и, говорят, был убит в Ойнее (?´?????), а его прах, по преданию, был перенесен в беотийский Орхомен, куда аскрейцы переселились после разрушения их города феспийцами. Распространенным на Геликоне поклонением музам и сообщением своего отечества с азиатскими эолийцами, у которых уже некоторое время процветала эпическая поэзия, Г. был побужден к стихотворству; но вследствие того, что поэзия его пустила корни в другой народности, и вследствие особенных обстоятельств его жизни его стихотворение получило характер совершенно отличный от гомеровской поэзии. Между тем как Гомер, творец ионийского героического эпоса, предаваясь влечению своего воображения, беззаботно наслаждался веселой жизнью древнего героического времени, Г., пастух и земледелец, находящийся в стесненных обстоятельствах жизни, исполненной забот, развил серьезный созерцательный род дидактического эпоса, с ифически-религиозным направлением. Под его именем сохранились:

       1. ´???? ???? ??????, Opera et dies, стихотворение, признававшееся беотийцами единственно подлинным сочинением Г. По смерти отца своего Г. при дележе наследства был обижен младшим своим братом Персом, подкупившим судей, и, когда Перс, промотавши свое имущество, хотел посредством нового процесса лишить брата его доли, Г. сочинил указанное выше стихотворение. Постаравшись в первой части уговорить брата отказаться от несправедливого своего намерения и посоветовав ему приобрести состояние трудами, он, начиная со стиха 383-го, сообщает ему экономические правила, относящиеся к земледелию, мореплаванию, домашнему хозяйству и т. п. Заключением всего являются ??????, в которых предполагали найти род деревенского календаря. Все сочинение изобилует мифами, баснями, описаниями и изречениями. Хотя стихотворение имеет только незначительное художественное достоинство и отдельные части его связываются плохо, без особенного искусства композиции, хотя оно искажено вставкой многих ифических изречений, отчасти в алфавитном порядке, но это сочинение все-таки высоко ценилось древними благодаря нравственному его содержанию. Изд. Spohn (1819), Vollbehr (1844) и Lennep (1847). ср.: Lehrs, quaestt. epicae (1837) и Steitz, Hes. Werke und Tage, nach ihrer Komposition gepr?ft und erkl?rt (1869);

       2. ????????, первая попытка установить связь в смущающем разнообразии сказаний о богах, происходящих из разных местностей Греции, привести в систему, соединить и согласовать между собой представления о начале мира и богов, о чине и родстве их. В ранний период древности «Теогония» признавалась подлинным сочинением; только Павсаний не считает автором Г., основываясь на предании путеводителей в храмах на Геликоне. И между новейшими учеными многие расположены различать автора от аскрейского стихотворца, указывая на разницу в тоне и слоге, на отступления от диалекта (дельфийские формулы) и на несогласие в изображении некоторых мифов. Относили это сочинение ко времени подделок, в период Писистратидов, или рассматривали как смесь весьма разнообразных составных частей, в чем и нельзя сомневаться касательно некоторых отделов сочинения. Новейшая критика сделала разные попытки над этим сочинением и представила самые невероятные догадки; они все тщательно исчисляются у Bernhardy. Gr. L. G., II, стр. 302. Изд. Wolf (1783), Lennep (1843), Gerhard (1856), Welcker (1865) и Flach (1873);

       3. ?????? ?????????, Scutum Herculis, небольшое стихотворение, описывающее борьбу Геракла в Пагасейской роще Аполлона с Кикном, сыном Арея; но главную часть занимает описание щита Геракла по образцу гомеровского щита Ахиллея. Однако это описание в том отношении отличается от гомеровского, что в нем обращается внимание на существующие художественные произведения, между тем как изображения на щите Ахиллея чистые произведения воображения. Составление сочинения относится к позднейшему времени; уже Аристотель не признает его гесиодовским. Изд. Heinrich (1802), с комментарием Вольфа, изд. Ranke (1840), Lennep (1854). Потерянное гесиодовское сочинение было ????????? ????????? в 3 книгах, генеалогическое стихотворение о любовных похождениях богов со смертными женами. Автором позднейшего периода сочинены так называемые ??????, в которых разбирались происхождение и подвиги знаменитых героев; рассказ присоединялся к перечислению жен героического времени, с которыми боги произвели этих героев. Отношение обоих стихотворений между собой не ясно. Вероятно, вследствие тождественности содержания оба впоследствии были соединены в одно целое. Далее приписывались Г. потерянные эпосы ??????????, ?????????, ?????? ?????, свадебная песнь, ???????????? ???? ????? ???? ????? и гномическое стихотворение ???????? ??????????, даже наставление в птицегадании ?????????????. ср.: Marckscheffel: Hesiodi, Eumeli, Cinaethonis, Asii et carminis Naupactii fragmenta (1840), Kinkel ep. Graec. fragm., I, p. 78 слл. Полные изд. Heinsius (1603 и 1613), Graevius (1667), Loesner (1778), Gaisford (1814), G?ttling (3-е изд., Flach, 1878), K?chly und Kinkel (1 т., 1870); изд. текста: L. Dindorf (1825), Sch?mann (1869), K?chli (1870), Flach (1878).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Гесиод
из Аскры в Беотии, ок 700 г. до н. э., греческий поэт. Второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Источником сведений о Г. являются его собственные высказывания в поэмах. Отец Г. был купцом в Киме в Малой Азии. Однако он забросил свое занятие и переехал в Грецию, где купил участок земли в беотийской деревне Аскра. Когда он умер, имение поделили между собой его сыновья Г. и Перс. Недовольный доставшейся ему частью, брат Г. втянул его в долгий и дорогостоящий судебный процесс за новый раздел имущества. Г. хотел отговорить брата от процесса и склонить его к честному труду; с этой целью он написал адресованный Персу эпос Труды и дни (Erga kai hemerai). Всю жизнь Г. провел в родной деревне, трудясь на пашне и выступая перед народом как поэт. Упоминают, однако, о его путешествии в Халкиду на Эвбее, где на поэтическом состязании он получил в награду бронзовый треножник, который пожертвовал Музам Геликона. Умер в Аскре. Был похоронен на агоре в беотийском городе Орхомены. Г. был первым и, вероятно, единственным греческим поэтом-земледельцем. Однако он не был ни самоучкой, ни самородным талантом. Он пользовался дактилическим гекзаметром, писал на гомеровском диалекте, его поэтическая техника была заимствована у бродячих рапсодов, которые, возможно, и научили его поэтическому мастерству. Сам Г. в начале своей Теогонии рассказывает, что однажды, когда он пас овец на склонах Геликона, он узрел сходящих к нему Муз, которые вручили ему лавровую ветвь и объявили его поэтом, чтобы он пел о том, что было, и о том, что будет. О себе Музы поведали, что они говорят много лжи, похожей на правду, он если захотят, то могут открыть истину. Это можно толковать как критику героического эпоса, содержащего прекрасный вымысел, и главную заповедь нового дидактического эпоса, который должен возглашать истину. Здесь стоит добавить, что эта встреча Г. с Музами стала образцом для всех повествований о поэтических посвящениях. Г. создал дидактический эпос и его разновидность — эпос генеалогический. Первым по времени произведением Г. считается Теогония (Theogonia), своеобразная "родословная богов", в которой Г. попытался собрать воедино и упорядочить все греческие представления о сотворении мира, богах и героях. При этом, как мы сегодня знаем, он перенял многое из мифологии Ближнего Востока, особенно миф о смене управляющих миром богов (у Г.: Уран — Крон — Зевс). Однако он придал этому мифу иной вид, описав, как с самого начала все ведет к владычеству Зевса, которое поэт отождествляет с окончательным установлением космического порядка. Развернутое вступление к Теогонии (ст. 1-116) складывается из трех частей, предваряемых обращениями к Музам. Именно в этом вступлении находится рассказ о призвании Г. к поэтическому творчеству. Центральная часть Теогонии (ст. 117-964) — это повествование о сотворении мира из Хаоса (Хаос для Г. означает просто огромную бездну), из которого сначала родились Гея (Земля), Уран (Небо), Тартар (Подземный мир), одновременно стихии и божественные существа, а также Эрос, движущая сила всякого развития и размножения. От союза Урана и Гея родилось многочисленное поколение титанов, среди них Крон и Рея. Старое и новое поколения вступили в кровавую борьбу, которая повторилась в последующем поколении между Кроном и его сыном Зевсом. В результате этой борьбы Зевс лишил титанов власти и сам вместе с братьями принял владычество над миром. Господство Зевса было мудрым и справедливым. Впоследствии Зевс стал отцом богов и людей. У Г. боги утратили беспечность и веселость гомеровских богов, стали нравственными силами, суровыми стражами порядка и справедливости, рожденными Зевсом. Остальные стихи Теогонии, вероятно, написаны рапсодами в более позднее время и содержат так называемые Эои (Eoie) (Перечень невест, которых разные боги сделали родоначальницами великих родов). Название происходит от формулы, начинающей повествование о каждой героине: E hoie (А еще была...). Эои пользовались большой популярностью и считались целиком творением Г., хотя и включают не гесиодовы отрывки, добавленные позднее с целью доказать священное происхождение различных аристократических родов. Таким неаутентичным "эоем" является, например, Щит Геракла (Aspis), рассказывающий в 480 стихах о любви Зевса к Алкмене и о борьбе его сына Геракла с Кикном. От целых эоев сохранились лишь небольшие отрывки, тем не менее уже опубликованы новые фрагменты из папирусов. Труды и дни — дидактический эпос, адресованный Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор Илиады и Одиссеи полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Г. выступает в своей поэме как человек-повествователь, который рассказывает сам о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды. Произведение Г. должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой. С этой точки зрения Г. определяет место человека. Обязанностью которого является добросовестный труд. Все эпизоды на первый взгляд беспорядочной поэмы Г. подчинены ее главной дидактической функции: проэмий (вступление), адресованный Зевсу, стражу справедливости, повесть о двух богинях Эрис (спора, борьбы), одной -благосклонной, призывающей людей с состязанию, и другой — злобной, склоняющей к распрям; далее — миф о Прометее и ящике Пандоры, объясняющий причины нынешнего состояния вещей, и наконец, повесть о 5 эпохах человечества, исполненная глубокого пессимизма. О неправедных царях-судьях написана первая в европейской литературе басня о животных (ястреб и соловей). Она иллюстрирует жестокую власть могущественных над талантливым, но слабым поэтом, но также является предостережением: над неправедными судьями довлеет справедливость Зевса, который наказывает злых и дарит благосклонностью честных. В этом мрачном, полном насланных богами бед мире честный человек должен стремиться к добродетели, совершенству, которые находят свое выражение в труде земледельца, который приносит ему счастье. Кто долго и честно трудится, тот может добыть себе средства к существованию, не будучи обузой для общества, нищим, над которым все насмехаются, и пользуясь уважением людей и покровительством богов. Не труд позорит человека, но бездеятельность. Таков ведущий принцип Г., названный в более поздние времена нравственным императивом труда. Эти поучения дополняет календарь земледельческих работ. Основываясь на собственном опыте, Г. перечисляет работы, устанавливая их порядок и время, когда их надо производить. Эта часть поэмы, рисующая нам образ заботливого земледельца на лоне природы, обладает высокими поэтическими достоинствами. Здесь чувствуется мощная связь с землей, природой и ритмами ее жизни. Интересны описания примитивных сельскохозяйственных орудий и способов их использования. Картина деревенской жизни представляется правдивой и пластичной, зато замечания о навигации, которые следуют за календарем, более схематичны и дышат крестьянской неприязнью к морю. В конце поэмы находится список счастливых и несчастливых дней, еще в древности признанный позднейшей вставкой. Наставления Г. типичны для крестьянина из Беотии, которая в то время была одной из самых отсталых областей Греции. Власть принадлежала родовой аристократии. Деревня была перенаселена, земельные участки подвергались все большему дроблению, поскольку Беотия не участвовала в колонизации, которая на какое-то время разрешила данную проблему. Отсюда идет характерный пессимизм Г., который видел в истории не прогресс. Но постепенный упадок (повесть о пяти веках). Г. приписывали также произведение под названием Завещание Хирона (Cheironos hypotekai; фр.), являвшееся сборником моральных заповедей, произносимых кентавром Хироном, воспитателем Ахилла. Древние ставили Г. рядом с Гомером и считали обоих поэтов учителями эллинов, Геродот сказал, что Гомер и Г. сотворили для греков их богов. Дополнительный свет на оценку Г. проливает произведение Состязание Гомера и Гесиода (Agon Homeru kai Hesiodu), чаще цитируемое под латинским заглавием Certamen. Вариант, сохранившийся в рукописях, относится, правда, ко II в. н. э., папирусный фрагмент III в. до н. э. доказывает, что история эта была известна еще в начале эллинистической эпохи, некоторые же исследователи считают, что она родилась еще в классическую эпоху. Согласно Состязанию, Гомер и Гесиод встретились в Халкиде на Эвбее на состязании в честь павшего в так называемой лелатинской войне Амфидема (Г. действительно принимал участие в этих состязаниях, как он сам рассказывает об этом в Трудах и днях). Каждый из поэтов читал то, что полагал прекраснейшим из своих творений. Брат умершего Амфидема Панид присудил награду Г. за описание труда земледельца, говоря, что поощрения заслуживает тот, кого влечет труд, а не тот, кто восхваляет войну и резню. Аристократическая общественность, однако, высказалась за Гомера, который представил боевую сцену из Илиады. Они подвергли критике мнение брата Амфидема, и отсюда выражение "голос Панида" стало означать глупое решение. В Спарте тоже считали Г. поэтом, который хорош лишь для илотов. Вопреки этим отдельным неблагоприятным суждениям, Г. был популярен в веках, а его цитаты мы находим у самых выдающихся греческих поэтов. Цепную композицию поэм Г. унаследовали александрийские поэты (Каллимах), на него ориентировались и авторы дидактических поэм, как например, Арат, Никандр из Колофона, Вергилий. В новейшее время Г. стал символом нового реалистического взгляда на античный мир, растущего интереса к повседневной жизни простых людей. Этот альтернативный образ античности назвали "гесиодовым аспектом древности".

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Тайный монотеизм древней Греции в произведениях Гесиода, Гомера и Эсхила

Рузавин Андрей Андреевич
Производится построение спекулятивной теории о возможных монотеистических религиозных взглядах, существовавших в Древней Греции.
Читать PDF
0.00 байт

«Аргонавтика» Аполлония Родосского и эпос Гесиода

Рыбакова Ирина Викторовна
Основная цель данной статьи показать, что при создании «Аргонавтики» Аполлоний Родосский ориентировался не только на «Илиаду» и «Одиссею», но и на поэмы Гесиода.
Читать PDF
0.00 байт

Знание и социальный статус личности у Гомера и Гесиода

Жаворонков Алексей
Статья ставит своей целью проанализировать социальные факторы в связи с темой знания у Гомера и Гесиода. Автор стремится продемонстрировать существенные отличия социальной картины у двух авторов.
Читать PDF
0.00 байт

Слова гесиодовских Муз («Теогония» 26-28) и амебейная версификация

Торшилов Дмитрий Олегович
Во время посвящения Гесиода в поэты Музы обращаются к нему со словами, которые неоднократно толковались в современной науке.
Читать PDF
0.00 байт

ТРАГЕДИЯ НЕВИЯ «ГЕСИОНА» (Aesiona): ЦИТАТЫ У Варрона и Авла Геллия

Е. С. Цыпилева
Читать PDF
0.00 байт

РЕФЛЕКСИЯ НАД "ЛУЧШИМИ ВРЕМЕНАМИ": СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАРРАТИВА ОТ ГЕСИОДА ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Сегал Александр Петрович
В статье обрисован процесс развития повествования о «лучшем мире». Автор прослеживает основные формы представления картин «лучшего мира» и их связь с формированием взглядов на историческое время.
Читать PDF
0.00 байт

Одиночество как экзистенциал античной философии (от Гесиода до Аристотеля)

Гагарин Анатолий Станиславович
В статье исследованы античные корни Homo Solus, Человека Одинокого.
Читать PDF
0.00 байт

Археология судьбы и событие матереубийства в теогонии Гесиода: генезисная модель антропологической р

Круглова И.Н., Колмаков В.Ю.
В статье определяются два подхода к понятию антропологической реальности «классический» и «барочный», прообразами которых являются два типа мифологии гомеровская и гесиодовская.
Читать PDF
0.00 байт

Духовно-нравственные начала истории в свете античной мифологии (на примере эпических поэм Гесиода и

Челышев Павел Валентинович
На основе текстологического анализа эпических поэм «Труды и дни» Гесиода, «Илиады» и «Одиссеи» Гомера в статье раскрыты духовно-нравственные причины исторического процесса, которые в сознании людей того вре мени всегда превалирова
Читать PDF
0.00 байт

Числовая символика античной мифологии на примере эпических поэм Гесиода и Гомера

Челышев Павел Валентинович
В статье рассмотрен числовой символизм античной мифологии на примере эпических поэм Гесиода и Гомера.

Похожие термины:

  • ГЕСИОНА

       • Hesi?ne,          см. Aeacus, Эак, и Hercules, Геркулес, 8. 11.