ГЕССЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕССЕ
Герман (1877–1962) — выдающийся немецкий и швейцарский писатель, лауреат Нобелев-ской премии (1946), один из крупнейших представите-лей философской прозы ХХ века. Всемирную славу Гессе принес его роман-утопия «Игра в бисер» (1943), действие которого происходит в вымышленной стране Касталии, главным занятием жителей которой становится особая игра в стеклянные бусы, с помощью которой можно выразить все богатство культурной жизни человечества. Произведение представляет собой ин-теллектуальное разоблачение бесплодности ухода художника от жизни в мир эстетических ценностей, которое автор осуществляет в форме постановки проблемы мировоззренческого обоснования культуры. Роман Гессе оказал большое влияние не только на многих современных авторов (особенно писателей-фантастов, так как эта книга — яркий образец целиком придуманного мира), но и на развитие культурологии, поставив и проанализировав по-новому роль игры в культуре (эта проблема поднималась в работах Ф. Шиллера и Й. Хейзинги). В послевоенные годы, в связи с увлечением молодежной субкультуры восточной мистикой, наркотиками и миром подсознания, возрос интерес к ранним романам писателя, особенно «Степному волку» (1927) и «Паломничеству в страну Востока» (1932), по существу являющимися литератур-ными медитациями. В этих произведениях (как и в ро-манах «Демиан» (1919), «Клейн и Вагнер» (1920)) он смог отразить сдвиги в современной действительности, дополнив реализм романтической традицией, соотнеся катастрофическую современность с внутренней действительностью человека.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ГЕССЕ
hesse) Герман (1877, Кальв, Германия – 1962, Монтаньола, Швейцария), немецкий писатель, с 1923 г. гражданин Швейцарии. Из ранних романов успехом пользовались «Петер Каменцинд» (1904), «Под колесом» (1906), где Гессе, в 15 лет сбежавший из монастырской школы, обличает школьную систему, а также «Кнульп» (1915), идиллически изображающий жизнь бродяги. Новый этап открывает повесть «Демиан» (1919), где отражается увлечение Гессе психоанализом. Цикл рассказов о Клингсоре продолжает тему «внутреннего путешествия», которая углубляется в повести «Сиддхарта» (1922). Роман «Степной волк» (1927) – новаторский в смысловом и формальном отношении. «Путешествие в страну Востока» (1932) символически изображает Восток как вневременной мир духовности. Роман «Игра в бисер» изображает это царство духа как игру для посвященных или ритуал, составными частями которого являются музыка, математика и теология. Завораживающая красота и притягательность этой духовности ставятся под сомнение в судьбе Магистра игры Йозефа Кнехта. Однако в педагогической провинции Касталии (название и идея, заимствованные у И. В. Гете) сохранены от войн и забвения духовные ценности человечества.
Нобелевская премия (1946) и многочисленные литературные премии отражают возраставшую с годами мировую популярность Гессе. В 1960-е гг. его книги стали источником идей для движения хиппи в Англии и Америке, Гессе стал их кумиром и наиболее читаемым автором в среде интеллектуалов. Культ Востока и восточной мудрости распространился на Западе в значительной мере благодаря чтению Гессе.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
467.55 кб

Эрик Романович Гессе (1883-1938)

Седов В.М.
Читать PDF
408.19 кб

Роман г. Гессе «Игра в бисер» как музыкально-литературный ребус

Элькан Ольга Борисовна
Вопросы о роли и функции музыки в романе Г.
Читать PDF
543.33 кб

Феноменология искусства в творчестве Германа Гессе

Рожкова Н. В.
Читать PDF
264.17 кб

Отражение авторской рефлексии через детское мировосприятие (к интерпретации одного рассказа г. Гессе

Лазуткина О. А.
В статье осуществляется интерпретационный анализ классического рассказа с целью выявления формальных и содержательных возможностей указанного жанра. Материалом исследования послужил ранний рассказ Г.
Читать PDF
0.00 байт

Индийская духовность в восприятии г. Гессе

Авраменко Н.В.
Анализируются работы Г. Гессе «Игра в бисер» и «Сиддхартха». Показана связь данных произведений с игровой концепцией культуры, а также влияние индийской духовности на творчество Г. Гессе.
Читать PDF
451.95 кб

«Созвучие времен нам недоступно»: из лирики Германа Гессе

Артановский Сергей Николаевич
Читать PDF
195.83 кб

Миф о Майе в романе г. Гессе "игра в бисер"

Нагорная Н. А.
Читать PDF
444.97 кб

Человек играющий: своеобразие творчества Германа Гессе в свете традиций литературного постмодерна

Иванова Н.А.
Читать PDF
210.60 кб

Антитеза – ведущий принцип философского мышления писателя Германа Гессе

Айрапетова В.А.
Читать PDF
2.09 мб

Мифопоэтический контекст романа германа Гессе «Нарцисс и Гольдмунд»

Плохарский Артем Евгеньевич
Читать PDF
283.52 кб

Диалектика и принцип симметрии как методы построения символических миров в прозе г. Гессе

Инюшина Ирина Алексеевна, Рожкова Наталья Васильевна
В статье рассматриваются методы построения символических миров в прозе Г. Гессе диалектика и эстетический принцип симметрии.
Читать PDF
860.15 кб

Прообраз виртуальной культуры в романе г. Гессе "Игра в бисер"

Даренский В.Ю.
В статье рассматривается проблема «метафизических оснований» феномена «виртуальной культуры». Специальное внимание в статье уделено интерпретации мировоззренческой рефлексии как особого аспекта этого типа культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Игра со смертью как онтологический принцип в новелле Г. Гессе "Последнее лето Клингзора"

Малащенко В. В.
В контексте экзистенциальной и ориенталистской философии, на онтологическом и аксиологическом уровнях исследуется сущность бытия и инобытия творческой личности, преодолевающей страх смерти и при помощи искусства обретающей бессмер
Читать PDF
0.00 байт

Мотив игры с демоном в романе г. Гессе «Демиан»

Малащенко В. В.
Исследуется значение мотива игры с демоном в романе «Дамиан». На основе анализа субъективного хронотопа героя устанавливается тождество бессознательного с демоном Э.
Читать PDF
0.00 байт

Г. Гессе. «Курортник»: жанровая природа и нарративная стратегия

Малащенко Владимир Владимирович, Копцев Иван Демьянович
Анализируется жанровая парадигма повести Г. Гессе «Курортник».

Похожие термины:

  • Гессе 2-й, Карл Федорович

    то же, что мондиализм и проекты по созданию Мирового Правительства.
  • Гессе, Александр Христианович

    1832—34 г. калужский вице-губернатор. {Половцов}
  • Гессе, Д. П

    сотрудн. "Русск. обозр." 1890-х гг. {Венгеров}
  • Гессе Густав Густавович

    Гессе-де-Кальве, Густав Густавович - минералог и музыкант, член горного правления луганского литейного завода. В ""Трудах"" Вольного Общества любителей русской словесности напечатана его статья ""О
  • Гессе, Густав Юлиев

    чл. учен. комит. м. н. пр. по технич. и профес. образ., р. 1857, инж.-технол., инспектор уч-ща цес. Никол. {Венгеров}
  • Гессе, Иван Христианов

    генер.-лейт., 1811—16 г. Дополнение: Гессе, Иван Христиан., произведен из полков. в генерал-майоры и московские коменданты Выс. приказом 11 сент. 1798 г. {Половцов}
  • Гессе, П

    сотрудн. "Русск. вед." 1863 г. {Венгеров}
  • Гессе, Роберт

    пастор лютер. ц. св. Анны; † 18 марта 1887 г. {Половцов}
  • Гессе, Иван Крестьянович

    — генерал-лейтенант, комендант гор. Москвы, сын обер-офицера, родился в 1757 году. 9 марта 1788 г. принят из саксонской артиллерии на русскую службу в Гатчинскую артиллерийскую команду сержантом, и вско
  • Гессе, Павел Иванович

    — генерал-лейтенант, Киевский губернатор, сын Ивана Христиановича Гессе (см.), родился в 1801 г., образование получил в Московском университетском пансионе, откуда поступил в Московский университет,
  • Гессе, Николай Павлович

    — гофмейстер, тайный советник, родился 9 марта 1829 г. и происходил из потомственных дворян Тульской губ. Отец его, Павел Иванович, был Черниговским, а затем Киевским губернатором (см.). По окончании ку