ГЕССЕ
ГЕССЕ
Герман (1877–1962) — выдающийся немецкий и швейцарский писатель, лауреат Нобелев-ской премии (1946), один из крупнейших представите-лей философской прозы ХХ века. Всемирную славу Гессе принес его роман-утопия «Игра в бисер» (1943), действие которого происходит в вымышленной стране Касталии, главным занятием жителей которой становится особая игра в стеклянные бусы, с помощью которой можно выразить все богатство культурной жизни человечества. Произведение представляет собой ин-теллектуальное разоблачение бесплодности ухода художника от жизни в мир эстетических ценностей, которое автор осуществляет в форме постановки проблемы мировоззренческого обоснования культуры. Роман Гессе оказал большое влияние не только на многих современных авторов (особенно писателей-фантастов, так как эта книга — яркий образец целиком придуманного мира), но и на развитие культурологии, поставив и проанализировав по-новому роль игры в культуре (эта проблема поднималась в работах Ф. Шиллера и Й. Хейзинги). В послевоенные годы, в связи с увлечением молодежной субкультуры восточной мистикой, наркотиками и миром подсознания, возрос интерес к ранним романам писателя, особенно «Степному волку» (1927) и «Паломничеству в страну Востока» (1932), по существу являющимися литератур-ными медитациями. В этих произведениях (как и в ро-манах «Демиан» (1919), «Клейн и Вагнер» (1920)) он смог отразить сдвиги в современной действительности, дополнив реализм романтической традицией, соотнеся катастрофическую современность с внутренней действительностью человека.
ГЕССЕ
hesse) Герман (1877, Кальв, Германия – 1962, Монтаньола, Швейцария), немецкий писатель, с 1923 г. гражданин Швейцарии. Из ранних романов успехом пользовались «Петер Каменцинд» (1904), «Под колесом» (1906), где Гессе, в 15 лет сбежавший из монастырской школы, обличает школьную систему, а также «Кнульп» (1915), идиллически изображающий жизнь бродяги. Новый этап открывает повесть «Демиан» (1919), где отражается увлечение Гессе психоанализом. Цикл рассказов о Клингсоре продолжает тему «внутреннего путешествия», которая углубляется в повести «Сиддхарта» (1922). Роман «Степной волк» (1927) – новаторский в смысловом и формальном отношении. «Путешествие в страну Востока» (1932) символически изображает Восток как вневременной мир духовности. Роман «Игра в бисер» изображает это царство духа как игру для посвященных или ритуал, составными частями которого являются музыка, математика и теология. Завораживающая красота и притягательность этой духовности ставятся под сомнение в судьбе Магистра игры Йозефа Кнехта. Однако в педагогической провинции Касталии (название и идея, заимствованные у И. В. Гете) сохранены от войн и забвения духовные ценности человечества.
Нобелевская премия (1946) и многочисленные литературные премии отражают возраставшую с годами мировую популярность Гессе. В 1960-е гг. его книги стали источником идей для движения хиппи в Англии и Америке, Гессе стал их кумиром и наиболее читаемым автором в среде интеллектуалов. Культ Востока и восточной мудрости распространился на Западе в значительной мере благодаря чтению Гессе.
Нобелевская премия (1946) и многочисленные литературные премии отражают возраставшую с годами мировую популярность Гессе. В 1960-е гг. его книги стали источником идей для движения хиппи в Англии и Америке, Гессе стал их кумиром и наиболее читаемым автором в среде интеллектуалов. Культ Востока и восточной мудрости распространился на Западе в значительной мере благодаря чтению Гессе.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006