Род. 16 (28) августа 1887 г., в Усть-Сысольске, ум. 2 июля 1950, в Лодзи. Философ-антропософ, теоретик педагогики. Выпускник юридического ф-та Петербургского университета, учился также в Гейдельберге и Фрейбурге. В 1910—1914 гг. один из инициаторов издания и активный сотрудник журнала "Логос", занимавшегося проблемами философии культуры. Приват-доцент Петербургского университета (1913—1917), профессор Томского университета (1917—1920). С 1920 г. в эмиграции. Сотрудник Русского научного института в Берлине, Русского педагогического института в Праге (с 1924 г., профессор), преподаватель университетов Варшавы и Лодзи (после 1934 г.).
ГЕССЕН Сергей Иосифович
ГЕССЕН Сергей Иосифович
Serguis), (3.9.1887, Усть-Сысольск - 25.9.1950, Лодзь) - философ, педагог. Родился в семье известного адвоката и публициста, одного из лидеров кадетской партии Иосифа Владимировича Г. В 1905 после окончания петербургской гимназии Г.
уехал в Германию, где в университетах Гейдельберга и Фрейбурга слушал курсы В.Виндельбанда, Э.Ласка, Г.Риккерта. Под влиянием последнего Г.
стал горячим защитником трансцендентализма. Учившийся вместе с ним Ф.Степун вспоминал впоследствии, что «религиозной темы, или хотя бы только метафизической тоски в нем тогда не чувствовалось, но умен он был изумительно, причем определенно критическим и даже скептическим умом». В 1910 во Фрейбургском университете Г. защитил докторскую диссертацию на тему «Индивидуальная причинность», привлекшую к нему внимание в немецких философских кругах. В диссертации им было развито учение Риккерта о границах естественно-научного образования понятий прим.тельно к анализу идеи причинности.Г. рассматривал эту проблему на основании различия между «идеографическими» и «номотетическими» науками. По мнению В. Зеньковского, эта работа Г. «не забудется в развитии проблемы причинности».
Вернувшись в Россию, Г. в 1910 основал вместе со своими студенческими товарищами русскую секцию международного историософского журнала «Логос». По словам Степуна, «идея воплощения вечного Логоса философии в многоязычном журнале увлекала его своею новизною и красотою. В продолжение 4-х лет Г. редактировал созданный им журнал. Он также активно печатался в кадетской газете «Речь», переводил на русский язык работы Риккерта, А.Бергсона и др. европейских философов. С 1913 по 1917 приват-доцент Петербургского университета.
После Февральской революции Г. сблизился с плехановской группой «Единство», но скоро почувствовал свою непригодность к политической деятельности. Летом 1917 он переехал в Томск, где стал вначале профессором по кафедре философии и педагогики, а затем деканом историко-философского факультета Томского университета. Некоторое время работал директором Высших педагогических курсов. Однако революционные события в Сибири вынудили Г. к эмиграции.
До 1924 он жил в Германии: профессор Русского научного института в Берлине, а также редактор журнала «Русская школа за рубежом». В 1924 Г. переехал в Прагу, где в течение 3-х лет преподавал на кафедре педагогики в Русском высшем педагогическом институте. В 1925 вместе с Б.Яковенко и Степуном пытался возобновить русское издание «Логоса». В 1934 Г. получил приглашение на кафедру философии педагогики в Вольной Всепольской школе в Варшаве и принял польское гражданство. В Польше он пережил все события 2-й мировой войны, во время которой, как сообщает Степун, родные Г. погибли в нацистских концлагерях, а ему самому также пришлось пережить многократные аресты и концлагерь.
После войны в 1945 Г. получил должность профессора педагогики в университете Лодзи. Однако с установлением режима новой власти его преподавательская деятельность в области философии стала невозможной.
Последние годы жизни он занимался русской филологией.
В эмиграции Г. работал преимущественно над вопросами философии, социологии и права. В то же время он много писал и по педагогике.
Главная его книга в этой области - «Основы педагогики» (Берлин, 1923) - выросла из лекций в Томском университете. В ней прежде всего сказалось тяготение Г. к прикладной философии. В предисловии к этой работе он писал: «Как философа меня привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии». Книга Г. содержит философские основы образования и воспитания. Система воспитания опирается на представление о личности, выражающее позицию трансцендентализма. По мнению Г., личность созидается только через приобщение к миру сверхличных ценностей. Поэтому цель воспитания Г.
полагает в превращении естественного человека в человека культурного.
В области социологии Г. была написана книга «Проблема правового социализма» (1924). В ней предпринята попытка соединить положительные моменты индивидуалистической структуры общества с положительными моментами социалистического идеала. По мнению Г., осуществление этого придало бы более совершенное выражение ценностям религии, национальности, государства, частной собственности и свободы.
При разработке проблем этики Г. склонялся к интуитивизму, пытаясь расширить его при помощи концепции практической волевой интуиции, которую он называл «волезрением». Это можно обнаружить в его работе «Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского» (1928). По мнению Г., три брата - Дмитрий, Иван, Алексей - олицетворяют собой три стадии добродетели. Дмитрий - воплощение естественной основы нравственности, выраженной в соответствии с теорией Вл.Соловьева полуинстинктивными чувствами стыда, жалости и благоговения. Иван символизирует добродетель, которая стала предметом рационального анализа. Это автономная добродетель Канта, состоящая в исполнении долга без любви. Высшая степень добродетели - добродетель как любовь воплощена в Алеше. В представлении Г. старец Зосима является представителем сверхэтической святой жизни. Он стоит выше сферы морали, а Федор Павлович Карамазов - ниже ее.
Философское творчество Г. не содержит законченной системы взглядов.
По мнению Зеньковского, «философскому дарованию Гессена не дано было развернуться в полноте - и внешние неблагоприятные обстоятельства жизни, и внутренняя скованность мысли ...обеспложивающим трансцендентализмом помешали этому». Степун запечатлел некоторые черты психологического облика Г.: «Дома, в семье своего отца, а впоследствии и в своей собственной семье (Сергей Иосифович был женат на дочери известного в Москве психиатра Минора) он как-то не расцветал, иной раз даже тускнел..., зато на заседаниях, докладах и в особенности в гостях он распространял вокруг себя атмосферу подлинной симпозиальности».
уехал в Германию, где в университетах Гейдельберга и Фрейбурга слушал курсы В.Виндельбанда, Э.Ласка, Г.Риккерта. Под влиянием последнего Г.
стал горячим защитником трансцендентализма. Учившийся вместе с ним Ф.Степун вспоминал впоследствии, что «религиозной темы, или хотя бы только метафизической тоски в нем тогда не чувствовалось, но умен он был изумительно, причем определенно критическим и даже скептическим умом». В 1910 во Фрейбургском университете Г. защитил докторскую диссертацию на тему «Индивидуальная причинность», привлекшую к нему внимание в немецких философских кругах. В диссертации им было развито учение Риккерта о границах естественно-научного образования понятий прим.тельно к анализу идеи причинности.Г. рассматривал эту проблему на основании различия между «идеографическими» и «номотетическими» науками. По мнению В. Зеньковского, эта работа Г. «не забудется в развитии проблемы причинности».
Вернувшись в Россию, Г. в 1910 основал вместе со своими студенческими товарищами русскую секцию международного историософского журнала «Логос». По словам Степуна, «идея воплощения вечного Логоса философии в многоязычном журнале увлекала его своею новизною и красотою. В продолжение 4-х лет Г. редактировал созданный им журнал. Он также активно печатался в кадетской газете «Речь», переводил на русский язык работы Риккерта, А.Бергсона и др. европейских философов. С 1913 по 1917 приват-доцент Петербургского университета.
После Февральской революции Г. сблизился с плехановской группой «Единство», но скоро почувствовал свою непригодность к политической деятельности. Летом 1917 он переехал в Томск, где стал вначале профессором по кафедре философии и педагогики, а затем деканом историко-философского факультета Томского университета. Некоторое время работал директором Высших педагогических курсов. Однако революционные события в Сибири вынудили Г. к эмиграции.
До 1924 он жил в Германии: профессор Русского научного института в Берлине, а также редактор журнала «Русская школа за рубежом». В 1924 Г. переехал в Прагу, где в течение 3-х лет преподавал на кафедре педагогики в Русском высшем педагогическом институте. В 1925 вместе с Б.Яковенко и Степуном пытался возобновить русское издание «Логоса». В 1934 Г. получил приглашение на кафедру философии педагогики в Вольной Всепольской школе в Варшаве и принял польское гражданство. В Польше он пережил все события 2-й мировой войны, во время которой, как сообщает Степун, родные Г. погибли в нацистских концлагерях, а ему самому также пришлось пережить многократные аресты и концлагерь.
После войны в 1945 Г. получил должность профессора педагогики в университете Лодзи. Однако с установлением режима новой власти его преподавательская деятельность в области философии стала невозможной.
Последние годы жизни он занимался русской филологией.
В эмиграции Г. работал преимущественно над вопросами философии, социологии и права. В то же время он много писал и по педагогике.
Главная его книга в этой области - «Основы педагогики» (Берлин, 1923) - выросла из лекций в Томском университете. В ней прежде всего сказалось тяготение Г. к прикладной философии. В предисловии к этой работе он писал: «Как философа меня привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии». Книга Г. содержит философские основы образования и воспитания. Система воспитания опирается на представление о личности, выражающее позицию трансцендентализма. По мнению Г., личность созидается только через приобщение к миру сверхличных ценностей. Поэтому цель воспитания Г.
полагает в превращении естественного человека в человека культурного.
В области социологии Г. была написана книга «Проблема правового социализма» (1924). В ней предпринята попытка соединить положительные моменты индивидуалистической структуры общества с положительными моментами социалистического идеала. По мнению Г., осуществление этого придало бы более совершенное выражение ценностям религии, национальности, государства, частной собственности и свободы.
При разработке проблем этики Г. склонялся к интуитивизму, пытаясь расширить его при помощи концепции практической волевой интуиции, которую он называл «волезрением». Это можно обнаружить в его работе «Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского» (1928). По мнению Г., три брата - Дмитрий, Иван, Алексей - олицетворяют собой три стадии добродетели. Дмитрий - воплощение естественной основы нравственности, выраженной в соответствии с теорией Вл.Соловьева полуинстинктивными чувствами стыда, жалости и благоговения. Иван символизирует добродетель, которая стала предметом рационального анализа. Это автономная добродетель Канта, состоящая в исполнении долга без любви. Высшая степень добродетели - добродетель как любовь воплощена в Алеше. В представлении Г. старец Зосима является представителем сверхэтической святой жизни. Он стоит выше сферы морали, а Федор Павлович Карамазов - ниже ее.
Философское творчество Г. не содержит законченной системы взглядов.
По мнению Зеньковского, «философскому дарованию Гессена не дано было развернуться в полноте - и внешние неблагоприятные обстоятельства жизни, и внутренняя скованность мысли ...обеспложивающим трансцендентализмом помешали этому». Степун запечатлел некоторые черты психологического облика Г.: «Дома, в семье своего отца, а впоследствии и в своей собственной семье (Сергей Иосифович был женат на дочери известного в Москве психиатра Минора) он как-то не расцветал, иной раз даже тускнел..., зато на заседаниях, докладах и в особенности в гостях он распространял вокруг себя атмосферу подлинной симпозиальности».
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции