ГЕСТИЯ
Гестия
(греч. Hestia), дочь Кроноса и Реи, юная греч. богиня огня и домашнего очага, который был одновременно культовым местом в семье. Г. жертвовали у очага часть еды. Г. соответствовала рим. Веста.
Источник: Словарь античности. 1989
ГЕСТИЯ
в греч. миф. богиня домаш. очага, старшая дочь Кроноса и Реи. Покровит. неугасим. огня — начала, объед. мир богов, человеч. общество и каждую семью. Целомудр., безбрачная, пребывает в полном покое на Олимпе, символизируя незыбл. космос. В Риме Г. соотв. Веста, ей был посвящен спец. вечный огонь — символ гос. устойчивости и надежности.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ГЕСТИЯ
богиня домашнего очага, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, оставшаяся девой. Ее призывали в начале и в конце всякого жертвоприношения. Она же считалась покровительницей государственных общин, представляющих собой как бы большие семьи. В ее святилище незамужними женщинами сохранялся неугасающий огонь. В Риме эту богиню под именем Весты чтили больше, чем в Греции.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Гестия
греч. Hestia)
в греческой мифологии богиня домашнего огня, дочь Крона и Реи, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры и Деметры. Огонь Г. горел в каждом греческом городе, его пламя сохраняли колонисты как символ неразрывной связи с метрополией.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
в греческой мифологии богиня домашнего огня, дочь Крона и Реи, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры и Деметры. Огонь Г. горел в каждом греческом городе, его пламя сохраняли колонисты как символ неразрывной связи с метрополией.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
ГЕСТИЯ
• ?????,
????? (с дигаммой), Vesta, дочь Кроноса и Реи (Hesiod. theog. 453), сестра Зевса, богиня семейного очага. Посейдон и Аполлон искали ее брака, но она поклялась священной клятвой остаться навсегда девой. За это Зевс ей даровал то преимущество, чтобы ей поклонялись при каждом очаге как богине-защитнице; и в чертогах богов это было ее священным местом, а так как богам приносили жертвы на очаге, то и ей, как настоятельнице жертвоприношения, в начале и в конце жертвенного пира совершали священные излияния и поклонялись в храмах других богов. Поэтому ей и поклонялись вместе с Гермесом, изобретателем жертвоприношений. Т. к. очаг считался средоточием дома и местом соединения семьи, то Г. была покровительницей семейного единодушия, мира и благодати и в этом качестве призывалась вместе с Зевсом. Hom. hymn. 4 in Ven. 22. 32. hymn. 24 и 29 in Vestam. Изгнанники и преследуемые искали убежища около очага; поэтому Г. была богиней умоляющих, а т. к. клялись очагом и гостеприимным столом Зевса (Ноm. Od. 14, 159. 17, 156. 19, 302. 20, 131), то она вместе с Зевсом была покровительницей клятвы. На городские и государственные общины смотрели как на большие семьи, имеющие свой общий очаг и свой центр в пританиях; поэтому богиня под названием ??????????? там имела особое святилище (???????) с ее изображением и очагом, на котором содержался незамужними женщинами вечный огонь. Этот неугасающий огонь отечественного государственного очага поселенцы, уходя из отечества, переносили в новые свои места жительства. Таким образом, Г. является символом гражданского единодушия, общей родины и общего богослужения. По причине поклонения в пританиях у богини мало было отдельных храмов. Приносились ей в жертву годовые коровы, молодой посев, первые плоды, излияния воды, вина и масла. Изображения ее были редки; ее представляли под видом серьезной, величественной женщины с ясными, простыми чертами лица. У Гомера Г. не упоминается как богиня; сомневаются, введено ли поклонение ей после его времени, или же действительно она, как утверждают, древнейшее божество, которое только случайно не встречается у Гомера. На этом сомнении основано двоякое представление, что Г. была старшей или же младшей из детей Кроноса. Позднейшие мистики и философы ее представляли очагом вселенной, центральным огнем мира и перемешивали ее с другими мистическими божествами, Кибелой, Геей и Деметрой. Римская Vesta подобно Г. была богиней семейного очага и огня на очаге и в каждом доме ей поклонялись вместе с Ларами и Пенатами. Главный же культ ее был общественный в святилище Весты близ древнего царского дома (Regia), считавшегося центром города; здесь после периода царей жил Pontifex Maximus, к обязанностям которого относился надзор за ее культом. В святилище в честь богини 6-ю жрицами, весталками (Vestales, Liv. 1, 20), содержался вечный огонь, который 1 марта каждого года возобновлялся неизвестным нам образом. Этот огонь был как бы образом богини, особого изображения в храме не было (Ov. fast. 6, 291); вместо этого, полагали, там находятся Пенаты государства, но что они известны только главному понтифику (P. maximus) и весталкам. Весталки должны были исполнять свою службу с большой тщательностью; если погасал огонь, в чем видели большое несчастье для государства, то виновная жрица бичевалась главным понтификом, а огонь снова зажигался посредством зажигательного зеркала или посредством буравления и трения досок. Жрицы, как священные личности, пользовались величайшим почетом. Они выбирались для службы в 6-10-летнем возрасте и затем обязаны были служить 30 лет чистой богине, оставаясь чистыми девами, после чего им дозволялось возвращаться в частную жизнь и выходить замуж. Но это случалось редко. Если весталка нарушала обет целомудрия (такой проступок назывался incestus), то ее живую зарывали на поле преступников (Campus sceleratus). Древнее святилище Весты, почитавшееся тaкже и римлянами, было в Лавинии, в родном городе латинян и римлян. Туда, по преданию, Эней перенес вестальский огонь и троянских Пенатов. При вступлении в должность римские консулы и высшие сановники отправлялись в святилище Весты. Ежегодно 9 июня праздновались в Риме Весталии (Vestalia, Ov. fast. 6, 249 слл.), обряды, в которых представляли Весту богиней, снабжающей семью насущным хлебом.
????? (с дигаммой), Vesta, дочь Кроноса и Реи (Hesiod. theog. 453), сестра Зевса, богиня семейного очага. Посейдон и Аполлон искали ее брака, но она поклялась священной клятвой остаться навсегда девой. За это Зевс ей даровал то преимущество, чтобы ей поклонялись при каждом очаге как богине-защитнице; и в чертогах богов это было ее священным местом, а так как богам приносили жертвы на очаге, то и ей, как настоятельнице жертвоприношения, в начале и в конце жертвенного пира совершали священные излияния и поклонялись в храмах других богов. Поэтому ей и поклонялись вместе с Гермесом, изобретателем жертвоприношений. Т. к. очаг считался средоточием дома и местом соединения семьи, то Г. была покровительницей семейного единодушия, мира и благодати и в этом качестве призывалась вместе с Зевсом. Hom. hymn. 4 in Ven. 22. 32. hymn. 24 и 29 in Vestam. Изгнанники и преследуемые искали убежища около очага; поэтому Г. была богиней умоляющих, а т. к. клялись очагом и гостеприимным столом Зевса (Ноm. Od. 14, 159. 17, 156. 19, 302. 20, 131), то она вместе с Зевсом была покровительницей клятвы. На городские и государственные общины смотрели как на большие семьи, имеющие свой общий очаг и свой центр в пританиях; поэтому богиня под названием ??????????? там имела особое святилище (???????) с ее изображением и очагом, на котором содержался незамужними женщинами вечный огонь. Этот неугасающий огонь отечественного государственного очага поселенцы, уходя из отечества, переносили в новые свои места жительства. Таким образом, Г. является символом гражданского единодушия, общей родины и общего богослужения. По причине поклонения в пританиях у богини мало было отдельных храмов. Приносились ей в жертву годовые коровы, молодой посев, первые плоды, излияния воды, вина и масла. Изображения ее были редки; ее представляли под видом серьезной, величественной женщины с ясными, простыми чертами лица. У Гомера Г. не упоминается как богиня; сомневаются, введено ли поклонение ей после его времени, или же действительно она, как утверждают, древнейшее божество, которое только случайно не встречается у Гомера. На этом сомнении основано двоякое представление, что Г. была старшей или же младшей из детей Кроноса. Позднейшие мистики и философы ее представляли очагом вселенной, центральным огнем мира и перемешивали ее с другими мистическими божествами, Кибелой, Геей и Деметрой. Римская Vesta подобно Г. была богиней семейного очага и огня на очаге и в каждом доме ей поклонялись вместе с Ларами и Пенатами. Главный же культ ее был общественный в святилище Весты близ древнего царского дома (Regia), считавшегося центром города; здесь после периода царей жил Pontifex Maximus, к обязанностям которого относился надзор за ее культом. В святилище в честь богини 6-ю жрицами, весталками (Vestales, Liv. 1, 20), содержался вечный огонь, который 1 марта каждого года возобновлялся неизвестным нам образом. Этот огонь был как бы образом богини, особого изображения в храме не было (Ov. fast. 6, 291); вместо этого, полагали, там находятся Пенаты государства, но что они известны только главному понтифику (P. maximus) и весталкам. Весталки должны были исполнять свою службу с большой тщательностью; если погасал огонь, в чем видели большое несчастье для государства, то виновная жрица бичевалась главным понтификом, а огонь снова зажигался посредством зажигательного зеркала или посредством буравления и трения досок. Жрицы, как священные личности, пользовались величайшим почетом. Они выбирались для службы в 6-10-летнем возрасте и затем обязаны были служить 30 лет чистой богине, оставаясь чистыми девами, после чего им дозволялось возвращаться в частную жизнь и выходить замуж. Но это случалось редко. Если весталка нарушала обет целомудрия (такой проступок назывался incestus), то ее живую зарывали на поле преступников (Campus sceleratus). Древнее святилище Весты, почитавшееся тaкже и римлянами, было в Лавинии, в родном городе латинян и римлян. Туда, по преданию, Эней перенес вестальский огонь и троянских Пенатов. При вступлении в должность римские консулы и высшие сановники отправлялись в святилище Весты. Ежегодно 9 июня праздновались в Риме Весталии (Vestalia, Ov. fast. 6, 249 слл.), обряды, в которых представляли Весту богиней, снабжающей семью насущным хлебом.