Гибалин, Борис Дмитриевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гибалин, Борис Дмитриевич
11 (24).04.1911, Нязепетровск Перм. губ. - 05.05.1982, Свердл.)    композитор, проф. (1971), Засл. деят. иск-в РСФСР (1956) и Бурятской АССР (1971). Род. в семье служащего. Окончил Ур. гос. консерваторию (1939, кл. М.П.Фролова), в 1948-59 - худ. рук. Свердл. филармонии, в 1959-62 - Ур. нар. хора, 1963-75 - ректор Ур. гос. консерватории. Пред. правления Свердл. отд. Союза композиторов РСФСР (1952-59). Награжден орд. Окт. Рев.    Соч.: Оперы "Товарищ Андрей" (1967), "Федор Протасов" (1976), "Завещание" (1977), "Не бросай огонь, Прометей" (1980); кантаты "Поля родные" (1952), "Уральские зори" (1957), "Родники" (1970); две симфонии, два квартета; фортепианный квинтет; симфоническая сюита "Уральские песни", хоры, вокальные циклы, произведения для детей.    Лит.: Певзнер Б.И. Борис Гибалин // Композиторы Российской Федерации. М., 1981. Вып. 1.    Сокольская Ж.А.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Гибалин, Борис Дмитриевич

род. 11 (24) апр. 1911 в Нязепетровске Пермской губ. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1956) и Бурят. АССР (1972). В 1939 окончил Уральскую конс. по кл. композиции М. П. Фролова, в 1939—1941 аспирант Моск. конс. (рук. Н. Я. Мясковский), затем Уральской конс. (рук. М. П. Фролов). В 1928—1932 аккомпаниатор в Златоусте, с 1932 муз. редактор Уральского радио, преподаватель теоретич. предметов Уральской конс. В 1948—1959 худож. рук. Свердловской филармонии, в 1959—1962—Уральского нар. хора, с 1963 ректор Уральской конс., с 1971 проф. В 1952—1959 пред. правления Свердловского отд. Союза композиторов РСФСР.


Соч.: опера — Товарищ Андрей (Свердловск, 1967), оперы-сказки (дет., для исп. по радио) — О рыбаке и рыбке (1936), Репка (1937), Колобок (1938), Кот, петух и лиса (1942), О глупом мышонке (1944), Аленушка (1945); кантаты (для солистов, хора и орк.) — Думы о Родине (сл. С. Стальского, 1946), Поля родные (сл. Е. Хоринской, 1952), Уральские зори (сл. разных авторов, 1957), Весенняя (сл. В. Маяковского, 1969), Родники (сл. народные, 1971), Весна и город (1972); сюиты: Уральский день (сл. Е. Ружанского, 1948), Счастливая земля (сл. народные, 1949), Уральские были (сл. народные и разных авторов, 1950); для орк. — 2 симфонии (1939, 1955), сюита Уральские песни (1940, 2 ред. 1959), Праздничная увертюра на темы уральских песен (1957), увертюра Наш привет (1962); для ф-п. с орк. — концерт (1958), концертино (1938); для орк. нар. инстр. — Уральская думка; для домры с орк. нар. инстр. — концерт (1970); струн. квартеты: 1953—Памяти П. П. Бажова, 1968—на темы уральских и чеш. нар. песен; для ф-п. — соната (1937, 2 ред. 1952), 3 миниатюры (1957); для хора — циклы: Четыре времени года (сл. Ф. Тютчева, 1945), Басни (сл. И. Крылова, 1947), Счастье трудных дорог (сл. Л. Татьяничевой, 1962), Вечный огонь (сл. А. Прокофьева, 1965), Места, священные навек (сл. Б. Филиппова и У. Брауна, 1969); для голоса с ф-п. — циклы: Письмо в далекое (сл. А. Суркова), Родное (сл. Н. Рыленкова, 1954), Годы комсомольские (сл. Е. Хоринской, 1970); романсы на сл. поэтов-декабристов и революционных поэтов (1950), сл. сов. поэтов (1952); музыка к "Сказкам" П. Бажова; 3 романса на сл. Л. Татьяничевой (1968), музыка к спектаклям; обр. уральских нар. песен.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008