ГИГАНТЫ
ГИГАНТЫ
мифические громадные существа с чешуйчатыми змеиными хвостами и со страшными лицами. Они хотели взять приступом небо, вооружившись скалами и стволами деревьев, но олимпийские боги с помощью Геракла убили их и погребли под Этной. Этот рассказ, вероятно, сложился вследствие вулканических извержений.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ГИГАНТЫ
в греч. миф. сыновья Геи, к-рые появ. на свет из крови оскоплен. Урана, впитавш. в землю-мать. Очевидно догреч. происхожд. Г. Подробно история рожд. Г. и их гибели рассказана Аполлодором. Г. внушали ужас своим видом — густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они род. на Флегрейских полях («пожарища») на п-ове Паллена (в Халкидике, Сев. Греция); там же потом произошла битва олимпийских богов с Г. — гигантомахия. Г., в отличие от титанов, смертны. Аполлодор упомин. имена 13 Г., к-рых вообще насчит. до 150. Геракл сразил Алкионея, набиравш. силы от земли; Зевс — Порфириона, Аполлон — Эфиальта, Дионис — Эврита, Геката — Клития, Гефест — Миманта, Афина обрушила на Энкелада о-в Сицилия, содрала кожу еще с живого Палланта и использовала ее как панцирь. Посейдон поверг Полидора, Гермес — Ипполита, Артемида — Гратиона, мойры — Агрия и Тоона. Остальных поразил перунами Зевс. Геракл добивал Г. своими стрелами.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Гиганты
В легендах послегомеровского периода - сыновья Неба и Земли (Урана и Геи) - чудовищные великаны с ногами в виде змей и косматыми длинными волосами. Обладая страшной силой, гиганты восстали против олимпийских богов. По одной из версий, их возглавили Эфиальт и От. Взвалив на гору Осса гору Пелион, гиганты пытались добраться до небес. Они были повержены, лишь когда Зевс, осыпавший их своими стрелами-молниями, позвал на помощь Геракла, так как только участие "смертного" могло решить ход событий. Скалы и вулканы, один из которых - знаменитый вулкан Этна, погребли под собой гигантов, закрыв выход из тартара. Эта битва послужила темой для создания целого ряда скульптурных групп. Наиболее известные - сокровищница в Дельфах и барельеф "Зевс сражается с гигантами" алтаря Зевса в Пергаме.
Теме гигантомахии посвящена поэма римского поэта 4 в. Клавдиана.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Теме гигантомахии посвящена поэма римского поэта 4 в. Клавдиана.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Гиганты
В греч. сказаниях огромные, вызывавшие ужас, часто изображавшиеся змееногими великаны. Г. были порождены Геей из капель крови, пролившейся при оскоплении бога неба Урана. Г. восстали против богов Олимпа и связанного с ними союзом Геракла, которому за участие в этой борьбе было даровано бессмертие. Битва богов с Г. (гигантомахия), постровидимому, происходила на полях Флегры. Побежденные богами Г. были заточены в подземном царстве. Борьба богов с Г., очевидно, была отражением культовых разногласий времени раннего заселения Греции, она стала моделью общей борьбы внутри и вне страны. Изображения битвы Г. появляются с 6 в. до н. э., например во фронтонной скульптуре (др. храм Афины в Акрополе), на фризах (сокровищница сифнийцев в Дельфах), метопах (Парфенон), в вазовой живописи (например, чаша Брига в Берлине). Знаменитейший из дошедших до нас памятников этой борьбы — большой фриз алтаря Зевса в г. Пергам эпохи позднего эллинизма (2 в. до н. э.). Эпос Клавдиана, опера Глюка, картина А. Фейербаха.
Источник: Словарь античности. 1989
ГИГАНТЫ
• Gigantes,
?????, ????????, у Гомера исполинский, преступный народ, живший близ Гипереи, следовательно, недалеко от Фринакии, подобно киклонам и феакам, родственный богам. Царем их был Евримедонт; он вместе со всем своим народом был уничтожен богами за преступления. Ноm. Od. 7, 58. 206. 10, 120. У Гесиода (Hesiod. theog. 185) Г. — сыновья Геи, рожденные от крови оскопленного Урана, сильные и громадные. Позднейшие поэты часто смешивали их с титанами и наподобие титаномахии древнего времени выдумали гигантомахию, т. е. борьбу Г. против Зевса и олимпийских богов. Громадные Г., с чешуйчатыми змеиными хвостами вместо ног, с длинными кудрями и бородами и со страшным выражением лица, на Флегрейских полях (на крайнем востоке, в Кампании, Аркадии, Фессалии, в македонской и фракийской Паллене, но постоянно в вулканических местностях) принялись осаждать небо, метая скалы и стволы дерев; но Зевс и олимпийские боги в союзе с Гераклом убили их всех. Apollod. 1, 6. 1 слл. Ov. met. 1, 151. Ov. fast. 5, 35. В числе Г. называются по имени: Алкионей и Порфирион (оба они особенно отличились в борьбе), Агрий, Ефиалт, Паллант, Енкелад, Клитий, Фоонт, Гипполит, Полибот и Еврит. Некоторые из них представляются лежащими под вулканами. Помещенное в тексте изображение гигантов, пораженных Зевсом, находится на знаменитой гемме (cameo) работы Афениона, хранящейся в королевском собрании в Неаполе.
?????, ????????, у Гомера исполинский, преступный народ, живший близ Гипереи, следовательно, недалеко от Фринакии, подобно киклонам и феакам, родственный богам. Царем их был Евримедонт; он вместе со всем своим народом был уничтожен богами за преступления. Ноm. Od. 7, 58. 206. 10, 120. У Гесиода (Hesiod. theog. 185) Г. — сыновья Геи, рожденные от крови оскопленного Урана, сильные и громадные. Позднейшие поэты часто смешивали их с титанами и наподобие титаномахии древнего времени выдумали гигантомахию, т. е. борьбу Г. против Зевса и олимпийских богов. Громадные Г., с чешуйчатыми змеиными хвостами вместо ног, с длинными кудрями и бородами и со страшным выражением лица, на Флегрейских полях (на крайнем востоке, в Кампании, Аркадии, Фессалии, в македонской и фракийской Паллене, но постоянно в вулканических местностях) принялись осаждать небо, метая скалы и стволы дерев; но Зевс и олимпийские боги в союзе с Гераклом убили их всех. Apollod. 1, 6. 1 слл. Ov. met. 1, 151. Ov. fast. 5, 35. В числе Г. называются по имени: Алкионей и Порфирион (оба они особенно отличились в борьбе), Агрий, Ефиалт, Паллант, Енкелад, Клитий, Фоонт, Гипполит, Полибот и Еврит. Некоторые из них представляются лежащими под вулканами. Помещенное в тексте изображение гигантов, пораженных Зевсом, находится на знаменитой гемме (cameo) работы Афениона, хранящейся в королевском собрании в Неаполе.