среднее учебное заведение, в котором, по мысли Петра Великого, должны были готовить учащихся для поступления в Академический университет. Основана при АН в 1726 г. Программа обучения в ней была подготовлена первым президентом Академии Л. Л. Блюментростом в 1725 г. и доложена императрице Екатерине I по ее требованию. Устройство Г.а. и управление ею было поручено Г. З. Т. Байеру. До Реламента 1747 ã. вГ.а. принимали без сословных ограничений, включая положенных в подушный оклад.
В основном в неепоступали дети ремесленников, низшего духовенства, мелких чиновников и служащих Академии, хотя были сделаны попытки привлечь и детей дворян. Прием в Г.а. осуществлялся в течение всего года, весь ее курс был обязателен лишь для тех, кто готовился в академическую службу. Остальные изучали предметы в соответствии со своей будущей специальностью. Основным для будущих служащих Академии было изучение латинского языка. Вторым был греческий, а изучение новых языков было необязательным. Кроме того в числе изучаемых дисциплин были арифметика, история, география, логика и риторика. Первыми преподавателями Г.а. были Г. В. Крафт, Г. Ф. Миллер, И. Э. Фишер, В. Е Адодуров. и др.
Столь важное для русской культуры учреждение не имело постоянного помещения. Открыта она была в доме опального П. П. Шафирова на Петербургской стороне, в 1728 г. была переведена в переданный АН бывший дворец Прасковьи Федоровны, а позже Г.а. сменила еще несколько помещений, каждое из которых не было приспособлено для учебных занятий. Учащиеся постоянно испытывали материальные лишения, жили впроголодь и носили плохую одежду и обувь. Однако потребности государства в образованных людях требовали обучения гимназистов, число которых к 1753 г. достигло 150 человек.
В 1755 г. Л. составил проект улучшения работы АН и, в том числе, Г.а.(см. Педагогическая деятельность Л.). Назначенный в 1757 г. советником Академической канцелярии Л. взялся за улучшение учебного дела в Академии.
В 1758 г. он составил проект регламента Г.а., всячески заботился об увеличении сумм, отпускаемых на это учебное заведение для обеспечения учащихся пищей, одеждой и обувью.
В январе 1760 г. в полное ведение Л. были переданы Академический университет и Г.а. Для нее в 1764 г. был приобретен дом Строгановых на стрелке Васильевского острова. Л. постоянно заботился о материальном обеспечении учащихся, о правильной организации учебного процесса. Благодаря его усилиям положение в гимназии значительно улучшилось
За 1760-1765 гг. 24 окончивших ее учащихся были переведены в Университет, было создано общежитие, учащиеся снабжены приличною одеждой и питанием. По предложению Л. в ней были введены ―российские школы, в которых преподавали ―российское правописание, штиль и красноречие. ―Учение в Гимназии стало производиться с несравненно лучшим успехом. 1 марта 1765 г. в Г.а. был определен племянник Л. М. Е. Головин. После упразднения А. г. в 1805 г. еѐ ученики (50 человек) переведены в Петербургскую гимназию.
Лит.: История Академии наук СССР. Т. 1. М.:Л. 1958. С.142-144,299-302.