Гиппиус Зинаида Николаевна

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГИППИУС Зинаида Николаевна
(1869-1945) Поэтесса, прозаик, лит. критик. С 1889 жена Д.Мережковского, их квартира в Петербурге на Литейном проспекте была в 1890-1917 известным лит. центром. Оказала влияние на формирование русского символизма. Одна из организаторов Религиозно-филос. собрания (1901-04). Сотрудничала как лит. критик в ж. «Новый путь»(1903-04), «Весы»(1906-08), «Русская мысль»(1910-14). Восприняла Октябрьскую революцию как наступление «власти тьмы», до конца жизни вместе с мужем оставалась непримиримым противником большевизма. В 1919 нелегально эмигрировала, в 1920 жила с мужем в Варшаве, с 1920 – в Париже. Соучредительница лит.-филос. об-ва "Зеленая лампа»(1927-39). Выступала с публицистическими статьями в эмигрантской печати. Сб-ки поэзии «Собрание стихов» (1904 и 1910), «Последние стихи» (1918), «Стихи. Дневник 1911-1912» (1922), «Сияния» (1939), сб-ки рассказов «Новые люди» (1896), «Зеркала» (1898), «Алый меч» (1906), «Лунные муравьи» (1912), пьесы «Святая кровь» (1900), «Зеленое кольцо» (1916), романы «Чертова кукла» (1911), «Роман-царевич» (1913), пьеса «Зеленое кольцо» (1916), мемуары «Живые лица» (1925) и др. произв.

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Гиппиус Зинаида Николаевна

Гиппиус Зинаида Николаевна, по мужу Мережковская, - писательница. Родилась в 1867 г. В печати выступила с начала 90-х годов; первоначально примыкала к кружку ""символистов"" (Д. Мережковский , Н. Минский , А. Волынский , Ф. Сологуб и др.), группировавшемуся вокруг ""Северного Вестника"". Первые стихи и рассказы Гиппиус написаны под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других ""властителей дум"" того времени. Эти произведения Гиппиус (появлявшиеся в ""Северном Вестнике"", ""Вестнике Европы"", ""Русской Мысли"" и разных иллюстрированных журналах) собраны в двух книгах: ""Новые люди"" (СПб., 1896) и ""Зеркала"" (СПб., 1898). Позднее Гиппиус, по ее выражению, ""отреклась от декадентства"" и всецело приняла религиозные идеи Мережковского, деятельно участвуя в их разработке. В их духе ею написано несколько религиозно-философских статей, появившихся в ""Мире Искусства"". Она принимала постоянное участие в ""Религиозно-философских собраниях"", затем в редакции журнала ""Новый Путь"", ставившего себе задачей распространять религиозные идеи в русском обществе. К этому периоду относятся две книги ее рассказов: ""Третья книга"" (СПб., 1902) и ""Алый Меч"" (СПб., 1906). В ""Новом Пути"", кроме стихов и рассказов, Гиппиус поместила ряд критических статей, под псевдонимом Антон Крайний. Свою критическую деятельность она продолжала сначала в ""Весах"", потом в ""Русской Мысли"", отличаясь большою вдумчивостью, но вместе с тем крайнею резкостью и порою недостатком беспристрастия. Стихи Гиппиус впервые были собраны в отдельном издании в 1904 г. (""Собрание стихов"", М.); критические статьи - в 1908 г. (""Литературный дневник"", СПб.). Далее следовали еще две книги рассказов: ""Черное по белому"" (СПб., 1908) и ""Лунные муравьи"" (М., 1912), и второй сборник стихов (М., 1910). В своих последних произведениях Гиппиус стремится к общедоступности и простоте формы. События 1905 - 07 годов живо затронули Гиппиус, и в ее последних рассказах много места уделено вопросам общественности. В сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым ею написана драма ""Маков цвет"", изображающая переживания группы русских в 1905 - 06 годах в Париже и в России (СПб., 1908). Она предприняла обширную трилогию, посвященную смуте последних лет; пока появились две первые части: ""Чертова кукла"" (""Русская Мысль"", 1911 г. и отдельно) и ""Роман-царевич"" (""Русская Мысль"", 1912). - Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей. Всегда внимательно обдуманные, часто ставящие интересные вопросы, не лишенные меткой наблюдательности, рассказы и повести Гиппиус в то же время несколько надуманы, чужды свежести вдохновения, не показывают настоящего знания жизни. Герои Гиппиус говорят интересные слова, попадают в сложные коллизии, но не живут перед читателем; большинство их - только олицетворение отвлеченных идей, а некоторые - не более, как искусно сработанные марионетки, приводимые в движение рукою автора, а не силой своих внутренних психологических переживаний. В ранних рассказах Гиппиус сильно чувствуется влияние Достоевского и даже простое подражание ему. В позднейших повестях стремление к простоте языка доводит Гиппиус до неряшливости слога, а стремление к краткости - к излишней лаконичности и отрывочности речи. Напротив, как поэт, Гиппиус занимает в русской литературе совершенно самостоятельное место. Стихотворений ею написано немного, но почти все они глубоко содержательны, а по форме безукоризненны и интересны. В поэзии Гиппиус осталась символистом; каждое ее стихотворение, давая ясный реальный образ, позволяет угадывать за ним многое другое. Особенно хороши у Гиппиус раздумья, связанные с какой-либо картиной природы или с каким-нибудь явлением жизни. Техника стиха доведена у Гиппиус до виртуозности. Ей одинаково удаются как смелые новшества в стихосложении, так и привычные размеры, которым она умеет придать неожиданную новизну и своеобразное очарование. Всего ближе поэзия Гиппиус подходит к поэзии Баратынского ; муза Гиппиус также поражает читателя ""лица необщим выраженьем"". Многие стихи и некоторые рассказы Гиппиус переведены на немецкий и другие языки. По-французски ею написана, в сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым, книга ""Le Tsar et la Revolution"" (П., 1909) и статья о русской поэзии в ""Mercure de France"". См. М. Гофман, ""Книга о русских поэтах"" (СПб., 1909); В. Брюсов , ""Далекие и близкие"" (М., 1910); М. Шагинян, ""О блаженстве имущего"" (М., 1912); Е. Лундберг, ""Поэзия З. Г."" (""Русская Мысль"", 1912). В. Бр-ов.

Источник: Биографический словарь. 2008

Гиппиус, Зинаида Николаевна

Гиппиус Зинаида Николаевна


(Мережковская) [1869—] — поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним — Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в "Северном вестнике". Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.). Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала "Новый путь". Ей принадлежит также ряд статей в "Мире искусства". Символизм Г. — это символизм той части дворянской интеллигенции, к-рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. Очень показательны в этом отношении — книга рассказов "Новые люди" [1907] и сборник "Небесные слова", составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: "Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться — вот и станет вам спокойно жить" (рассказ "Легенда"). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных символистов. Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества:


"Стою над пропастью, под небесами —


Но улететь к лазури не могу.


Не ведаю, восстать иль покориться,


Нет смелости ни умереть, ни жить.


Мне близок бог, но не могу молиться,


Хочу любви, но не могу любить..." [1893].


К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен ("Отец! Отец! Склонись к твоей земле, — она пропитана сыновней кровью").


Октябрьскую революцию Г. восприняла, как "блудодейство", "неуважение к святыням", "разбой". Стихи Г. периода 1917—1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер:


"Рабы, лгуны, убийцы, тати ли —


Мне ненавистен всякий грех.


Но вас, Иуды, вас, предатели,


Я ненавижу больше всех".


Высокое качество ее поэтического яз. теперь резко снижается. Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов. В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу. В Мюнхене она выпустила совместно с Д. Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием "Живые лица"). Вступивший в ВКП(б) В. Брюсов, по ее мнению, "похож на шимпанзе"; зато "Аня" (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. Зарубежное "творчество" Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует "звериный лик" эмигрантщины.



Библиография: I. Рассказы — т. I ("Новые люди"), СПб., 1896 (то же, изд. М. Пирожкова, СПб., 1907); т. II ("Зеркала"), СПб., 1898; т. III (Рассказы), СПб., 1902; т. IV ("Алый меч"), СПб., 1906; т. V ("Черное по белому"), СПб., 1908; т. VI ("Лунные муравьи"), М., 1912; Чортова кукла, М., 1911; Роман-царевич, М., 1913; Зеленое кольцо, П., 1916; Последние стихи [1914—1918], П., 1918, Стихи (Дневник 1911—1921), Берлин, 1922.


II. Каменев Ю., О робком пламени гг. Антонов Крайних, "Лит-ый распад", кн. 2-я, 1908; Лундберг Ев г., 3. Гиппиус, 1911; Шагинян М., О блаженстве имущего (поэзия Гиппиус), М., 1912; Гиппиус 3., Автобиографическая заметка, "Русская литература XX в.", под ред. С. А. Венгерова, т. I; Бpюсов В., З. Н. Гиппиус, там же, т. I.


III. Фомин A. F., Библиография новейшей русской литературы, "Русская литература XX в.", т. II, кн. 5-я; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия [1917—1927], т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.


Ан. Т.


{Лит. энц.}





Гиппиус, Зинаида Николаевна


[в замужестве Мережковская; 08(20).11.1869—09.09.1945] — поэт, писатель, литературный критик. Род. в г. Белев Тульской губ. Училась в Нежине, потом в Москве, в гимназии Фишера. В 1888 в г. Боржоми познакомилась с Д.С.Мережковским и в 1889 вышла за него замуж; они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни на день. После переезда в Петербург Г. активно участвует в литературной жизни столицы. С 1902 по 1912 выходят 6 кн. рассказов Г., а также 3 романа и 2 сб. стихотворений. В 1899 Г. сближается с редакцией ж. "Мир искусства", где печатаются ее стихотворения и статьи. В последующие годы совм. с Д.С.Мережковским, В.В.Розановым, В.А.Тернавцевым участвует в религ.-филос. собр. в Петербурге, где впервые встречаются и ведут собеседования писатели, философы, иерархи и священники Рус. православной церкви. Вместе с Д.С.Мережковским и Д.Ф.Философовым Г. уезжает в Париж, чтобы ближе узнать новые религ. и революц. течения. Там выходит их кн. "Царь и революция" (1907). Незадолго до Первой мировой войны Г. возвращается в Россию. Октябрьскую революцию встретила крайне враждебно и вскоре порвала со всеми, кто сотрудничал с большевиками, в том числе с Блоком и Белым. В 1919 уезжает из Петрограда и тайно переходит русско-польскую границу около Гомеля. В 1920 Г. и Д.С.Мережковский обосновываются в Париже. По воскресеньям у Мережковских собираются представители рус. зарубежья, а в 1925 начинаются вечера "Зеленой лампы", где выступают с религ.-филос., литературными, обществ.-полит. докладами. Собр. "Зеленой лампы" длились до начала Второй мировой войны и были целой эпохой в жизни рус. Парижа. В своих стихах Г. борется с тленом жизни, страхом небытия и разлуки; в них сильны мотивы тоски по иному миру и вера в божеств, природу любви, понимание, что "сущность любви есть ведение и видение Бога". Не принимала монархии в России, ибо последняя противоречит религ. принципам. В критических статьях отличалась крайней резкостью тона и ультимативностью характеристик (псевд. Антон Крайний). Умерла в Париже.


А.В.Иванов


Г. не занималась филос. профессионально. Тем не менее практич. все ее творч. имеет своеобразное теор. основание в филос. "нового религ. сознания" (даже стихи Г. являются необычным примером филос. лирики). Более того, Г., вместе с Д.Мережковским и В.Розановым, была одним из инициаторов этого течения начала XX в. Выработка взглядов Г. происходила в постоянном творческом диалоге с формированием филос. мировоззрения ее мужа. Многие идеи являются общими для обоих мыслителей. Для Г. характерна мысль о "тройственном устройстве мира". Первая мировая сфера — личностная, единство человеческого "я". Вторая — выражение дух. потенций личности в любви к др. "я", когда человек перестает быть одиноким, но единственность каждого не теряется ("Живые лица". Кн.II. Тбилиси, 1991. С.247). (Здесь очевидно влияние эротической утопии В.Соловьева на взгляды Г.) Третья же сфера — введение множественности др. "я", отношений между ними, об-ва, причем основой для третьей сферы являются две первые. Внимание к внутр., дух. жизни человека поставило перед Г., получившей в детстве религ. воспитание, вопрос о том, каким образом включается "мир-космос и мир человеческий в зону христианства", как отвечает реальная ист. церковь на дух. искания человека. Попыткой решения этого вопроса стало участие Г. в знаменитых религ.-филос. собр., ставших ареной споров о будущем христианства. Г. утверждает необходимость обновления христианства, соединения его нравств. ценностей со свободой иссл., творч., реальной жизнью об-ва. "Мы соберемся, чтобы хотеньем / В силу бессилие преобразить. / Веру с сознаньем, мысль с откровеньем, / Разум — с любовию соединить", — провозглашает Г. в одном из своих стихотворений ("Живые лица". Кн.I. С.71). Г., а вслед за ней и Мережковский приходят к выводу, что концепция "тройственного устройства мира" проявляется в истории и как логика религ. движения: Ветхий Завет (сосредоточение на своем "я"), Новый Завет (пришествие любви к ближнему) и грядущий Третий Завет, "Третье Царство" новой религ. общественности. "Третье Царство" представлялось Г. результатом мистической революции. Необходимость такого дух. (не полит.!) переворота в совр. об-ве вытекает из настоятельной потребности преодолеть отчуждение людей друг от друга, одиночество страдающего человека среди себе подобных: "Сквозь эту мглу, сквозь эту сетку, / Друг друга видим мы едва. / Чуть слышен голос через клетку, / Обезображены слова" (там же). Идеал Г. — безгосударственная религ.-общин-ная организация об-ва, в к-рой будет преодолена "бездна" между церковью и об-вом, Богом и Миром.



О.Д.Волкогонова


Соч.: Новые люди. СПб., 1896; Зеркала.СПб., 1898; Собр. стихов. Кн.1—2. М., 1904—1910; Алый меч. СПб., 1906; Черное по белому. СПб., 1908; Литературный дневник. 1899—1907. СПб., 1908; Лунные муравьи. М., 1911; Роман-Царевич. М., 1913; Живые лица. Т.1—2. Прага, 1925; Петербургский дневник. 1914—1918. Белград, 1929; Стихотворения и поэмы. Т.1—2. Мюнхен, 1972; Дмитрий Мережковский. Париж, 1951 (М., 1991).






Гиппиус, Зинаида Николаевна


Род. 8 (20) ноября 1869, в г. Белеве Тульской губернии, ум. 9 сентября 1945, в Париже. Прозаик, поэт, литературный критик, мемуарист. Яркая представительница "старших символистов". Образование получила домашнее, хотя некоторое время обучалась в Киевском женском институте (в1877—78) и гимназии Фишер в Москве (1882). С детства увлекалась литературой, музыкой, живописью, писала стихи, вела дневник. Литературный дебют — стихи "Посвящение" и "Песня" ("Северный вестник", 1888). С 1889 г. замужем за Дмитрием Мережковским — писателем, поэтом, драматургом, философом, публицистом (см.). В том же году супруги переезжают в Санкт-Петербург. Литературный круг Мережковских в это время очень широк: Я. Полонский, А. Волынский, Д. Григорович, А. Майков. Семейный и творческий союз двух незаурядных, одаренных личностей, оказался на редкость плодотворным и устойчивым: они прожили вместе 52 года, пережив три революции, эмиграцию, нацистскую оккупацию, при этом оба состоялись как выдающиеся писатели. Талантливый поэт и критик, Зинаида Гиппиус в начале ХХ века становится признанным авторитетом в литературе. На квартире Мережковских происходят литературные и философские собрания, постоянными участниками которых является целое созвездие философов и литераторов: В. Розанов, Ф. Сологуб, Н. Минский, Н. Бердяев, Поликсена Соловьева, Д. Философов, Андрей Белый, В. Брюсов, А. Блок, Вячеслав Иванов. Сама же Зинаида Николаевна участвует в "средах" в "башне" Вячеслава Иванова. В 1901—1903 гг. участвовала в организации Религиозно-философских собраний (вместе с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и Д. Философовым). Автор "Литературного дневника" (сборник лит.-критич. статей 1898—1908 гг., 1908, опубл. под псевд. Антон Крайний). Октябрьский переворот встретила чрезвычайно враждебно. Мережковские порывают отношения с писателями, которые стараются приспособиться к новой власти и даже пойти на сотрудничество с ней (В. Брюсовым, А. Блоком, Андреем Белым). С 1919 г. в эмиграции, с 1921 г. в Париже. В 1926 году одна из организаторов литературно-философского общества "Зеленая лампа", в 1928 г. участница 1-го съезда русских писателей в Белграде.


Автор поэтических сборников "Собрание стихов. 1889—1903" (1904), "Собрание стихов. Кн. 2. 1903—1909" (1910), "Последние стихи. 1914—1918", "Стихи. Дневник 1911—1921" (Берлин), "Сияния" (Париж, 1938); сборников прозы "Новые люди" (рассказы, 1896, 1907), "Зеркала" (рассказы, 1898), "Третья книга рассказов" (1902), "Алый меч" (1906), "Черное по белому" (1908), "Лунные муравьи" (1912); трилогии "Чертова кукла" (1911—12); пьесы "Зеленое кольцо" (поставл. в 1915 г. В. Э. Мейерхольдом в Александринском театре); множества литературно-критических статей (сотрудник "Мира искусства", 1899—1901; религиозно-философского журнала "Новый путь" — фактический соредактор, 1903—1904 гг.; журнала символистов "Весы", 1906—1908, ведущий критик; "Русской мысли", 1910— 14, "Нового слова", "Новой жизни", Вершин", газет "Речь", "Слово", "Утро России", "День"). Мемуары "Живые лица" (в 2 т., 1925, Прага), "Дмитрий Мережковский" (не окончена, Париж, 1951).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА ГИППИУС
1869—1945) Русская писательница, идеолог символизма. Автор лирических стихотворений, рассказов, романа «Чертова кукла» (1911). Критические статьи подписывала псевдонимом Антон Крайний. «Она, несомненно, искусственно выработала в себе две внешние черты: спокойствие и женственность. Внутри она не была спокойна. И она не была женщиной». Сказано Н. Берберовой по обыкновению хлестко, жестко и язвительно. Однако формула известной писательницы, близко знавшей Гиппиус, выражает самое зерно характера и образа жизни нашей героини. Она не оставила ничего такого, что бы надолго запомнилось людям. Ее писания можно ценить, с удовольствием следить за ходом размышлений, но любить их нельзя. Они бывали оригинальны, интересны, остроумны, порой блестящи, порой несносны, но они никогда не трогали сердца читателей, не восхищали той благодатной мелодией, которая под любой маской выдает то, что называется талантом. Ее литературное творчество, в том числе и поэзия, построено на вызывающем эгоизме и каком-то колком электрическом разряде, способном вызвать раздражение, нервную возбужденность, но упоение — никогда. Однако это отсутствие щедрого, непосредственного дара с лихвой искупалось той личной «единственностью», которую отметил еще Блок. Один из современников сказал о Гиппиус: «В небесной мастерской своей Господь Бог как будто удостоил ее „ручной выделки“, выпуская огромное большинство других людей пачками и сериями, без особых индивидуальных различий». В ней был тот особенный шарм, который не дается воспитанием, книгами, подражаниями, а кристаллизуется целой эпохой. «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки, — писал один из первых символистов, публицист, критик П. Перцов, — в очень шедшем к ней голубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью. Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы „боттичелиевской“»… Но несмотря на классический ангельский облик, Гиппиус представлялась современникам, скорее, бесполым, демоническим существом, обряженным в нежные — розовые, голубые, белые — одежды — и оттого еще более притягательным своей непознанностью, сатанинством и контрастом. Она вся словно была соткана из «декадентских» нервных, потрескавшихся красок и до конца жизни не изменила себе, так и оставшись «непрерывным культом собственной молодости». Бунин, уже в эмиграции, смеялся над «старушкой» Гиппиус, что у нее в комоде лежит сорок пар розовых шелковых штанов и сорок розовых юбок висит в платяном шкафу. Наша героиня родилась в маленьком городке Белеве Тульской губернии, откуда происходили и корни Бунина. Однако семья Николая Гиппиуса — выходца из старинной немецкой колонии в Москве (в 1534 году один из его предков открыл в Немецкой слободе первый книжный магазин) — ненадолго задержалась в Белеве. После появления на свет первой дочери Зиночки кормильца семейства перевели помощником прокурора в Тулу. Вообще, в связи со служебными перемещениями Гиппиусы беспрерывно колесили по стране, нигде не задерживаясь надолго и не особенно привязываясь к месту. Может быть, эти первые и самые сильные, как известно, детские впечатления от впопыхах сооруженного, ненасиженного гнезда и сделали Зиночку вечной противницей «пуховых подушечек, занавесочек, кастрюлек», словом, быта как такового. Она всю свою жизнь демонстративно пренебрегала теми проблемами, которые именуются женщинами всего мира как «хозяйственные». Оказывается, если очень захотеть, то можно пролететь по жизни, не заботясь о завтраках и стирках — это сказала Зинаида Гиппиус, судьба которой среди войн и революций складывалась далеко не безоблачно. Когда старшей дочери исполнилось всего лишь тринадцать, а младшие еще ползали в колыбели, глава семейства скончался от туберкулеза в городе Нежине, городке прославленном великим Гоголем. Убитая горем мать Зинаиды перебралась в Москву, где девочка, наконец-то получила возможность поступить в гимназию. Девочка сразу же проявила незаурядные способности к наукам, однако учебу вскоре пришлось прекратить из-за открывшегося у Зинаиды легочного кровотечения. Как водилось в те годы, больную повезли на юг, но поскольку Гиппиусы не могли себе позволить «заграницы», то девочка попала в Крым. В тогдашнем захолустном мирке полуострова честолюбивая, с живым умом, с богатейшим личностным потенциалом Зинаида страдала от невостребованности и скуки. Она читала толстые журналы, записывала в дневнике впечатления скудного событиями дня, пробовала набрасывать первые подражательные поэтические строки и с тоской воображала, что где-то собираются в кружки интересные люди, где-то загораются «звезды» новых талантов, а ей, Зиночке, так печально жить среди многочисленных тетушек и бабушек: матушкиной сибирской родни — богобоязненных, сердобольных и слезливых — с киотами икон, со свечками и молитвенными причитаниями. К счастью, судьба переместила семейство Гиппиус в Тифлис. Там шестнадцатилетняя Зина попала в настоящее общество — офицеров, барышень, безусых гимназистов. Здесь-то и проявилась ненасытная «гиппиусовская» жажда общения. Ее желание самоутверждения меры не знало: она могла танцевать, гарцевать на лошадях, гулять по горным тропинкам — лишь бы ее слушали, лишь бы ею восхищались. И поклонники не замедлили явиться — редкий мужчина пропускал взглядом эту юную красавицу. Предложения руки и сердца сыпались, как из рога изобилия, но Зинаида для всех воздыхателей в личном дневнике припасла только один эпитет: «дурак». Конечно, она понимала, что собеседнику, благоговейно внимающему ее разглагольствованиям, не стоит так с ходу объявлять своего мнения, однако потенциальные женихи отскакивали от Зиночки, как ударенные электрическим током. Непонятно, как бы сложилась дальнейшая судьба строптивицы — и Гиппиус в зрелом возрасте это прекрасно понимала — коли бы не попался на ее пути молодой, но уже очень уважаемый писатель Дмитрий Мережковский. Немного найдется в богатой русской культуре людей, способных посоперничать с Мережковским в глубине и полноте знаний, в таланте осмысления сложных литературных, религиозных и общественных процессов. По-видимому, он был единственным мужчиной на земле, который мог обуздать заносчивость норовистой Зинаиды. И надо же, случаются чудеса на свете — именно он оказался летом 1888 года в Боржоми, где отдыхала и она. В воспоминаниях Гиппиус о знакомстве и браке с Мережковским почти нет обычных для такого случая трепетных сцен признания, полувзглядов, догадок, воздыханий, волнений. Скорее, сквозит в них деловая предназначенность друг другу и сдержанное уважение перед энциклопедическим умом жениха. Еще бы! Какая другая девушка в двадцать лет способна оценить сожаление возлюбленного, что она до сих пор незнакома с трудами модного тогда философа Спенсера. Словом, Мережковский стал именно той оправой, которая была необходима такому «бриллианту», как Зинаида Гиппиус. 8 января 1889 года в церкви Михаила Архангела в Тифлисе состоялось венчание, более чем скромное и тихое. Гостей собралось немного — не присутствовали вопреки тогдашним традициям даже родители жениха. После обычного завтрака новобрачные удалились в покои Зинаиды дочитывать вчерашнюю книгу, а вечером, когда на чай случайно заглянула бывшая гувернантка-француженка, ей между прочим упомянули: «А Зина сегодня замуж вышла». Сама «молодая», разговаривая со свидетелем, удивлялась: «Мне кажется, что ничего и не произошло особенного». Тот засмеялся: «Ну, нет, очень-таки произошло, и серьезно». Действительно, для русской культуры этот незамеченный никем день стал совершенно особенным — был заключен союз, сыгравший огромную роль в развитии и становлении литературы знаменитого «серебряного века». Дом Мережковского и Гиппиус стал оазисом русской духовности начала XX столетия. А. Белый однажды очень точно подметил, что в нем «воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились». В 1901 году Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич смогли добиться создания открытого официального общества, которое собиралось регулярно для свободного обсуждения вопросов религии, философии и культуры. Какие только вопросы не обсуждались на собраниях, о чем только не спорили, кто из знаменитостей того времени не побывал у четы Мережковских! И если «головой» этого союза был Дмитрий Сергеевич, то «шеей», безусловно, — Гиппиус. Мережковский, прекрасный собеседник, эрудит, мыслитель, представлял собой аскетический, замкнутый тип человека. Он редко раскрывался в мимолетном общении, не умел, что называется, «себя подать», не было в нем той легкости и «приятности», что обычно располагают к людям. Зато Зинаида Николаевна умела обаять гостей. Она не была «милой киской», нежно мяукающей в унисон любому, наоборот, многие считали ее злой, самоуверенной и заносчивой и откровенно боялись. Она любила браваду, вызов. Беззастенчиво направляя свою знаменитую лорнетку в толпу, Зинаида Николаевна, словно кость, кидала зрителям кощунственные строки своих стихов. Она знала, что покорить общество можно лишь эпатажем, которого жаждут окружающие, а этого «добра» у Гиппиус припасено было предостаточно. Необычная «русалочья» красота, культурная утонченность, понимание психологии человека сочетались в ней с наглым самомнением, резкостью суждений. Ее называли «сатанессой», «ведьмой», «декадентской мадонной», хотя по большей части опасались. Но, не получив «прописки» в салоне Гиппиус, никто не мог считаться полноправным членом культурного бомонда России, а потому сюда стремились как на «освидетельствование», как на анализ по «верной» группе крови. Мережковские до такой степени запугали бедных поэтов, что Брюсов в своем дневнике рассказывал, с каким страхом и трепетом московские символисты ожидали приезда именитых гостей, как они всячески «изукрашали» комнату, расставляли по углам цветы, искали диван для Зиночки. Все должно было соответствовать «официальной» церемонии приема, раз и навсегда принятому этикету, словно маленький вассальный надел посещала великая повелительница. Брюсов писал, что, когда Мережковские отдыхали, хозяева принялись «чуть ли не плясать и ликовать, что все сошло благополучно». Власть эта над умами современников тем более кажется непонятной, что сама Зинаида Николаевна стихи слагала весьма посредственные, а рассказы и эссе оригинальностью мысли не отличались. При этом Гиппиус твердо играла роль вечно недовольной особы, которая держалась так, будто — доверься человек ей — она бы вывела его на верный путь. Кого только она не учила уму-разуму! В единственное свое посещение Ясной Поляны накричала даже на Толстого, да так, что Лев Николаевич очень вежливо успокаивал разбушевавшуюся посетительницу: «Может быть, вы правы, я всегда рад выслушать чужое мнение». В другой области земного величия — погрозила пальцем сербскому королю Александру, признавшемуся, что начинает забывать русский язык: «Вот это, ваше величество, совсем нехорошо… совсем нехорошо!» Король, по примеру Толстого, тоже предпочел не обижаться. Ну а с простыми смертными она и вовсе не церемонилась. Однажды Бальмонт прочел Зинаиде Николаевне свои стихи. Гиппиус с лорнеткой, которая, по-видимому, служила родом психологического оружия, «ледяным» голосом, которым обычно говорила неприятности, процедила сквозь зубы: «Непонятно и пошло». Бальмонт вскипел: «Мне остается только приставить вам свою голову вместо вашей, чтобы вы поняли!» Зинаида Николаевна так же медленно, так же сквозь зубы ответила: «Не желала бы!» Однако сила ее заключалась не только в мужской безаппеляционности, она не отказывалась и от чисто женских приемов игры и кокетства. «Ведьма» порой превращалась в прекрасную соблазнительницу. Тот же Брюсов вспоминал, что к 12 часам дня, как было условлено, он явился к Гиппиус, дабы смиренно представить на суд собственные стихи. Он постучался, получил «войдите» и остолбенел на пороге. В зеркале, поставленном углом так, что в нем отражалась вся комната, поместилось розовое после сна, совершенно нагое тело Зинаиды Николаевны. Насладившись замешательством поэта, Гиппиус небрежно крикнула из угла: «Ах, мы не одеты, но садитесь». Поговорив с напряженно отвернувшимся Брюсовым, Зинаида Николаевна все же накинула на себя одежды и вышла: «Я причесываться не буду. Вы не рассердитесь?» На самом деле, отмечал поэт, она если и не причесывалась, то все же собрала свои волосы в очень искусный пучок. "Стали говорить. — Я не знаю ваших московских обычаев. Можно ли всюду бывать в белых платьях? Я иначе не могу. У меня иного цвета как-то кожа не переносит… В Петербурге так все меня уже знают. Мы из-за этого в театр не ходим, все на меня указывают… Вечером мы были у Соловьевых. Зиночка была опять в белом и с диадемой на голове, причем на лоб приходился бриллиант". Между тем пикантность поведения Гиппиус не породила ни одного слуха о ее романах, ни одной истории о какой-либо интрижке. Пятьдесят два года прожили Мережковские в браке до самой смерти Дмитрия Сергеевича и за полвека ни разу не расставались ни на один день. Между тем, когда Н. Берберову спросили о семье Мережковских, она ядовито усмехнулась: «Семья?.. Это было что угодно, только не семья»… Что имела в виду современница? Может быть, то, что это был союз двух людей, совместное существование которых устраивало их полностью, как симбиоз двух различных природных особей помогает друг другу выжить. У них никогда не было детей, но почему-то никто не удивлялся этому обстоятельству, словно окружающие забывали, что Мережковские все-таки не только возглавляли литературный процесс России, но еще и состояли в законном браке. К слову сказать, три другие родные сестры Зинаиды Николаевны так никогда и не вышли замуж. Литературное наследие Гиппиус огромно и разнообразно: пять сборников стихов, шесть сборников рассказов, несколько романов, драмы, литературная критика, публицистика, две книги мемуаров, дневники. Но для потомков Зинаида Николаевна всегда останется человеком, проявившим свое «сломанное», «манерное», «потерянное» время. При всей иронии к ее вычурности и позерству не следует забывать, что знаменитые стихи А. Блока посвящены ей, Зинаиде Гиппиус: Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы — Кровавый отсвет в лицах есть.

Источник: 100 великих женщин. 2003

ГИППИУС Зинаида Николаевна
псевд. Антон Крайний) (8.11.1869, Белев, Тульская губ. 9.9.1945, Париж) - поэт, прозаик, литературный критик.
Отец из немецкой семьи, проживавшей с XVI в. в России; мать - дочь екатеринбургского полицмейстера. Из-за болезни легких Г. не получила систематического образования, жила с матерью (отец умер в 1881) в Ялте и на Кавказе. В Боржоми познакомилась с Д.Мережковским, 8,1.1889 обвенчалась и уехала с ним в Петербург. Этот духовный и творческий союз продолжался 52 года и описан в неоконченной книге Г. «Дмитрий Мережковский» (Париж, 195 1; М., 1991).
Первые стихи Г., написанные под влиянием С.Надсона, появились в журнале «Северный вестник» (1888, № 12). Позднее Г. говорила: «Стихи я всегда писала редко и мало, - только тогда, когда не могла не писать». Литературная известность пришла с ее стихами, появившимися в «Северном вестнике» в 1895 (№ 3,12) и определившими ее место среди символистов. В 1904 и 1910 в Москве вышло «Собрание стихов» (кн.
1-2). В 1899-1901 в журнале «Мир искусства» печатались ее литературно-критические статьи. В 1901-3 вместе с Мережковским и В.Розановым организовала Религиозно-Философские собрания в Петербурге, была одним из редакторов журнала «Новый путь» (19034), где печатались протоколы этих собраний. Квартира Мережковских в доме Мурузи (Литейный, 24) стала местом встреч петербургских символистов и религиозных философов. Критические статьи Г. печатались в «Весах» (1906-8), «Русской мысли» (1910-14) и др. журналах. С 1906 по 1914 Мережковские жили за границей, в Париже, наезжая временами в Россию.
Г. - автор сборника рассказов «Новые люди» (СПб., 1896), «Зеркала» (СПб., 1898), «Третья книга рассказов» (СПб., 1902), «Алый меч» (СПб., 1906), «Черное по белому» (СПб., 1908), «Лунные муравьи» (М.
1912); романов «Чертова кукла» (М., 1911), «Роман-царевич» (М.
1913): пьес «Маков цвет» (СПб., 1908, совм. с Мережковским и Д. Философовым), «Зеленое кольцо» (Пг., 1916), в которых переплетаются идеи символизма, ницшеанства, религиозной философии.
Особый интерес Г. проявила к жанру дневников и мемуаров.
Предназначавшиеся для прижизненной публикации, они были вместе с тем образцами публицистики. В 1908 вышла ее книга очерков «Литературный дневник». Из дневников, которые Г. вела в течение полувека, наибольшей известностью пользуются «Петербургские дневники», частично изданные в 19 21 в Софии и Мюнхене («Черная книжка» и «Серый блокнот») ив 1929в Белграде («Синяя книга»), дважды переизданные с предисловием Н.Берберовой (Нью-Йорк, 1982, 1990).
Г. не была захвачена шовинистическим энтузиазмом первых лет мировой войны, В докладе, прочитанном в Религиозно-Философском обществе в ноябре 1914, утверждала, что война является осквернением человечества. Со временем Г, пришла к мысли, что только «честная революция» может по-настоящему покончить с войной. Подобно другим символистам видела в революции великое духовное потрясение, призванное очистить человека и создать свободную Россию, надеялась, что революция раскрепостит людей и их религиозное сознание, которое подавлялось самодержавием и церковью. Революция представлялась ей исходом «разрушительных» и «созидательных» сил, издревле дремавших в недрах России. «Петербургские дневники» писались, по признанию Г.
«около решетки Таврического Дворца», где заседала Государственная дума и один день 5,1.1918 - Учредительное собрание (Мережковский и Г.
жили напротив Таврического дворца на Сергиевской, 83). Дневник 1917 рисует картину сползания страны в бездну безумия. Из окна своей квартиры они «следили за событиями по минутам». К ним приходили «исторические личности», особенно часто видные руководители эсеров и кадетов. Временное правительство воспринималось Мережковским, Г, и их друзьями как свое и близкое, с некоторыми министрами они были лично связаны (А.Керенский, Б.Савинков). Восторженно приняв Февральскую революцию, Г. одна из первых (как и В.Розанов, И.Бунин, А.Ремизов) увидела антидемократическую и антинациональную сущность октябрьского переворота 1917, наступление «власти тьмы». «Главные вожаки большевизма, - писала она в «Синей книге», - к России никакого отношения не имеют и о ней меньше всего заботятся. Они ее не знают, - откуда? В громадном большинстве не русские, а русские - давние эмигранты».
«О, какие противные, черные, страшные и стыдные дни!» - восклицает Г.
и пишет 9.11.1917 стихи о судьбе русской революции: «Лежим, заплеваны и связаны, / По всем углам. / Плевки матросские размазаны / У нас по лбам». По ее мнению, переворот 25.10,1917 произвел на всю интеллигенцию, за редкими исключениями, тягчайшее впечатление: «Расстрелянная Москва покорилась большевикам. Столицы взяты вражескими - и варварскими - войсками. Бежать некуда. Родины нет». Г, порвала с А.Блоком и В.Брюсовым, сотрудничавшими с новыми властями, которые были для Г. воплощением «царства Дьявола». Дневники с ноября 1917 до января 1919 («Черные тетради») остались в России; они хранились в Отделе рукописей ГПБ в Петербурге и впервые полностью опубликованы в 1992 в альманахе «Звенья» (СПб., М., вып. 2). В «Черных тетрадях», а также в ранее опубликованных частях «Петербургских дневников» Г, стала летописцем жизни тех, кто после октябрьского переворота оказался в родной стране на положении «внутренних» эмигрантов, она запечатлела репрессии против печати и политических партий, аресты и расстрелы интеллигенции, дворян, офицеров, составила список деятелей культуры - «перебежчиков», «кому не простит никогда» (среди них А.Блок, А.Белый, А.Бенуа, С.Есенин, Вс.Мейерхольд, К.Чуковский и др.). Чуковский отметил в дневнике, что Г. «в течение года ругает с утра до ночи большевиков...».
Мережковский и Г. надеялись на свержение большевистской власти, но, узнав о поражении Колчака в Сибири и Деникина на юге, решили бежать из Петрограда. 24.12.1919 они совместно с их другом ДФилософовым и секретарем В.Злобиным покинули город, якобы для чтения лекций в красноармейских частях в Гомеле; в январе 1920 перешли на территорию, оккупированную Польшей, и остановились в Минске. Здесь Мережковские читали лекции для русских эмигрантов, писали политические статьи в газете «Минский курьер», В феврале 1920 переехали в Варшаву, где занялись активной политической деятельностью. Жизнь снова наполнилась для них смыслом - борьбой за свободу России.Г. стала редактором литературного отдела в газете «Свобода». Из Парижа приехал Савинков, чтобы совместно продолжить борьбу против большевизма.Г. и Савинкова связывала долголетняя дружба, она редактировала его роман «Конь бледный», который привезла в Россию и напечатала в журнале «Русская мысль». История взаимоотношений Г.-ФилософовСавинков рассказана в дневнике Г. «Коричневая тетрадь» (Возрождение, 1970, № 221), являющимся эпилогом трех ранних дневников: «Дневник любовных историй», «О Бывшем» (Там же, 1970, № 217-220) и «Варшавский дневник» (Там же, 1969, № 214-216). Темы и мотивы постоянно переплетаются в них, образуя прихотливый узор гиппиусовской прозы.
В Варшаве Г. быстро разочаровалась в газете «Свобода», где ее, как она говорила, лишили какой бы то ни было свободы, и стала помогать Мережковскому в написании работы о правителе Польши Ю.Пилсудском, в котором они видели избранника Божьего для служения человечеству и для избавления мира от «безнравственного большевизма». В Польше Г. видела страну «потенциальной всеобщности», которая может положить конец вражде разъединенных наций: преодолев долголетнюю взаимную ненависть, Польша и Россия перед лицом общей опасности большевизма должны создать союз братских народов.Г. требовала от польского правительства признания, что Польша воюет не против русского народа и России, а против большевизма. В июле 1920 после такого заявления правительства Пилсудского Г., Мережковский и философов написали воззвание к русской эмиграции и к русским в России по поводу союза с Польшей. Однако, когда в октябре 1920 Польша подписала перемирие с Россией, Г. стала критически относиться к Пилсудскому, правительство которого официально объявило, что русским людям в Польше воспрещается критиковать власть большевиков под угрозой высылки из страны.
Убедившись, что «русскому делу» в Варшаве положен конец, Мережковские 20.10.1920 выехали в Париж.
Крушение судьбы и творчества писателя, обреченного на жизнь вне России - постоянная тема поздней Г. В эмиграции она оставалась верна эстетической и метафизической системе мышления, сложившейся у нее в предреволюционные годы в результате участия в Религиозно-Философском собрании и в Религиозно-Философском обществе. Эта система основывалась на идеях свободы, верности и любви, вознесенной до Христа. Поселившись в Париже, где у них с дореволюционных времен сохранилась квартира, они установили и возобновили знакомство с К.Бальмонтом, Н.Минским, И.Буниным, И.Шмелевым, А.Куприным, Н.Бердяевым, С.Франком, Л.Шестовым, А.Корташевым. Г. поражала всех своей «единственностью», пронзительно-острым умом, сознанием (и даже культом) своей исключительности, эгоцентризмом, нарочитой, подчеркнутой манерой высказываться наперекор общепринятым суждениям и очень злыми репликами. «Изломанная декадентка, поэт с блестяще-отточенной формой, но холодный, сухой, лишенный подлинного волнения и творческого самозабвения» (Ю.Терапиано).
В эмиграции Г. переиздавала написанное в России (сб. рассказов «Небесные слова». Париж, 1921). В 1922 в Берлине вышел сборник «Стихи: Дневник 1911-1921 «, а в Мюнхене книга четырех авторов (Мережковский, Г., Философов и Злобин) «Царство Антихриста», где впервые опубликованы две части «Петербургских дневников» со вступительной статьей Г. «История моего дневника». В 1925 в Праге вышел двухтомник мемуаров Г. «Живые лица» (Л., 1991; Тбилиси, 1991), в котором воссозданы литературные портреты Блока, Брюсова, А.Вырубовой, В.Розанова, Ф.Сологуба и др.В.Ходасевич высоко оценил художественное мастерство этих мемуаров, но опроверг «слухи», приведенные Г., в частности, о Горьком и Розанове. Ответное письмо Ходасевичу Г. закончила словами: «Вы больше любите Горького, я больше Розанова». И.Одоевцева выделяла мемуары Г.: «Проза Г. не очень хороша. Она - поэт, она - критик. Но прозаик слабый. Исключение - «Живые лица».
В 1926 Мережковский и Г. решили организовать литературное и филосовское общество «Зеленая лампа», президентом которого стал Г.Иванов, а секретарем - Злобин. Общество сыграло видную роль в интеллектуальной жизни первой эмиграции и соединило лучших представителей русской зарубежной интеллигенции. Это было закрытое общество, которое должно было стать «инкубатором идей» и все члены которого были бы в согласии относительно важнейших вопросов. Первое заседание «Зеленой лампы» состоялось 5,2,1927 в здании Русского торгово-промышленного союза в Париже. Во вступительном слове Ходасевич напомнил о собраниях «Зеленой лампы» в начале XIX в., в которых принимал участие молодой Пушкин. Для Г. зеленый цвет ассоциировался с верой в религию, в Россию, в высокие идеалы человечества. Стенографические отчеты первых пяти собраний напечатаны в журнале «Новый корабль», основанном Г. в Париже (ред. Злобин, Ю.Терапиано, Л.Энгельгардт). В своем докладе «Русская литература в изгнании», прочитанном на первом заседании «Зеленой лампы», Г.
говорила об особой миссии русской литературы в изгнании - необходимости учиться истинной свободе слова. Она предлагала отказаться от узости, от партийности и многих прежних «заветов».
Главной темой русской зарубежной литературы она считала правду изгнанничества и удивлялась, как могло случиться, что после 10 лет, в которые рушилось полмира и все погибло для эмигрантов, люди продолжают писать в Париже так же и о том же, что и раньше. В этом она видела известную ущербность литературы в изгнании. Вместе с тем, сопоставляя эту литературу с советской, она предлагала конкретный исторический подход к этим двум явлениям: «Ведь когда мы просто литературу советскую критикуем, мы делаем не умное и, главное, не милосердное дело. Это все равно, как идти в концерт судить о пианисте: он играет, а сзади у него человек с наганом и громко делает указания: «Левым пальцем теперь! А вот теперь в это место ткни!» Хороши бы мы были, если б после этого стали обсуждать, талантлив музыкант или бездарен!» Этот образ «человека с наганом» воспринимался Г. достаточно широко - как «приказ собственной воли». Такое понимание восходит к статье Г. «Как пишутся стихи» (созданной в том же году, что и известная статья В.Маяковского с аналогичным названием), в которой утверждается преемственность культурной традиции русского зарубежья.
В сентябре 1928 Мережковский и Г. приняли участие в 1-м съезде русских писателейэмигрантов, организованном югославским правительством в Белграде. При Сербской Академии наук была создана издательская комиссия, начавшая выпускать «Русскую библиотеку», в которой вышла «Синяя книга» Г.
Тема свободы и вопрос, возможно ли подлинное художественное творчество в отрыве от родной почвы, оставались главными для Г. на протяжении всех лет существования «Зеленой лампы», прекратившей свои собрания с началом 2-й мировой войны в 1939. Еще при обсуждении своего первого доклада в «Зеленой лампе» она с горечью говорила: «Некогда хозяин земли русской, Петр, посылал молодых недорослей в Европу, на людей посмотреть, поучиться «наукам». А что если и нас какой-то Хозяин послал туда же, тоже поучиться, - между прочим и науке мало нам знакомой - Свободе?» Этой теме Г. посвятила статью «Опыт свободы», где говорила о свободе слова в эмиграции и в прежней России, о мере свободы и значении этого понятия: «Пусть не говорят мне, что в России, мол, никогда не было свободы слова, а какой высоты достигла наша литература! Нужно ли в сотый раз повторять, что дело не в абсолютной свободе (абсолюта вообще и нигде не может быть, ибо все относительно); мы говорим о той мере свободы, при которой возможна постоянная борьба за ее расширение. Довоенная Россия такой мере во все времена отвечала... Но признаем: общая свобода в России прогрессировала медленно, и понятие ее медленно входило в душу русского человека. Он - не писатель только, а вообще русский человек - не успел еще ей как следует выучиться, когда всякую школу захлопнули».
С годами Г. изменялась, младшее литературное поколение, начавшее писать в эмиграции, постоянные посетители «воскресений» у Мережковских и «Зеленой лампы» застали Г. уже другой - обращенной к вечной теме «Сияний», как называлась книга ее стихов, вышедшая в Париже в 1938. В ней было много горечи и разочарования, она стремилась понять новый мир и нового человека, чем этот человек жив, во что верит и что в нем истинно. Однако в чем-то основном, главном этот новый мир от нее ускользал. В поэзии и в жизни сердца у Г.
преобладало рациональное начало. Даже в Бога она верила умом, хотела верить в бессмертие души, но ей не было дано тех интуитивных прозрений, которые знал Блок. «Очарования», «прелести», «душевной теплоты», как отмечали современники, в ней не было. «Но в ней есть порой холодный блеск взлетающей с земли ввысь ракеты - ракеты, обреченной неминуемо разбиться о какое-нибудь небесное тело, не будучи в состоянии вернуться назад и рассказать нам о том, что там происходит. И еще много горя, боли, одиночества» (Ю.Терапиано).
В июне 1940, за десять дней до оккупации немцами Парижа, Мережковский и Г. переехали в Биарриц на юг Франции. Отношение Г. к фашистской Германии неоднозначно. Ей был неприемлем любой вид деспотизма, но чтобы сокрушить большевизм, она готова была сотрудничать хоть с дьяволом. И все же, несмотря на страстное желание видеть Россию свободной, Г. никогда не сотрудничала с гитлеровцами. Ю.Терапиано подчеркивал, что она «всегда была подлинной русской патриоткой, глубоко любящей свою родину».

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции