(по мужу Кедрова) [13(25).12.1875, Петербург — 1965] — арт. оперы (лирич. сопрано), драмы, камерная певица и педагог. Жена Н. Кедрова. Род. в семье генерала, образование получила в Екатерининском ин-те. Пению обучалась в 1893—98 в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой, оперный кл. О. Палечека). В 1898—1900 выступала в Моск. частной рус. опере С. Мамонтова. В 1900—05 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Маргариты — "Фауст"). Гастролировала в Одессе, Киеве, Николаеве, Казани, Кисловодске, Париже (1912). В 1916 выступила в партии Донны Анны ("Каменный гость") на сцене петрогр. Михайловского т-ра. Обладала небольшим голосом чистого "серебристого" тембра, актер. дарованием. Исп. отличалось выразительной фразировкой и грациозностью.
1-я исп. партий: Веры Шелоги ("Боярыня Вера Шелога"), Гришки ("Пролог к опере "В 1812 году"), Домны Сабуровой ("Царская невеста"), Урвази ("Урвази — утренняя звезда"); в Мариинском т-ре — Урвази ("Урвази — утренняя звезда"). Лучшие партии: Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Татьяна, Волхова, Гретель, Аннхен, Микаэла, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Домна Сабурова. "Ее Домна Сабурова была цельный, жизненный, вполне реальный образ, проникнутый черточками живого натурального юмора, прекрасное доказательство большой гибкости таланта Гладкой" (Э. Старк)*.
Др. партии: Надежда ("Аскольдова могила"), Ксения ("Борис Годунов"), Фатима ("Кавказский пленник"), Марфа ("Царская невеста"), Ольга Токмакова, Прилепа, Агнесса Сорель; Эвридика, Керубино, Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Паж Урбан, Ортлинда, Елизавета ("Тангейзер"), Вальтраута ("Гибель богов"), Эльза ("Лоэнгрин"). Партнеры: Д. Бухтояров, О. Камионский, В. Касторский, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, В. Шкафер. Пела п/у Г. Варлиха, М. Ипполитова-Иванова, И. Труффи.
В 1901—02 эпизодически участвовала в драм. спектаклях. Неоднократно выступала в симф. концертах. Исп. сольные партии в Мессе s-moll В. А. Моцарта (19 февр. 1905, 1-е исп. в России, в ансамбле с. Н. Кедровым и А. Жеребцовой), Мессе C-dur Л. Бетховена, оратории "Рай и Пери" Р. Шумана (в ансамбле с К. Серебряковым и М. Чупрынниковым), "Немецком реквиеме" И. Брамса, "Торжественной мессе" Дж. Россини (1-я исп. в России, Павловский вокзал, п/у Н. Галкина). В 1900 принимала участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, выступала в концертах с Н. Кедровым. В программе были произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Ц. Кюи (была 1-й исп. неск. его романсов), А. Бородина, М. Балакирева, А. Рубинштейна, А. Аренского, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Глазунова, И. Брамса, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса.
В 1903—18 и 1921—22 вела пед. деят-сть в Петерб.-Петрогр. конс. (с 1913 проф.), позднее преподавала в Париж. конс. Ученики — Р. Горская, К. Дорлиак, А. Кобзарева, А. Кропивницкая, В. Павловская.
Лит.: Старк Э. (Зигфрид)* Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910.—Л.; М., 1940. С. 134—136.