Гладков, Иосиф Яковлевич
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
(наст. фам. Глазштейн) (1872, Измаил Бессараб. губ. — май 1913, Харьков) — арт. оперы (баритон). Пению обучался в Венской конс. В 1897 дебютировал в партии Валентина ("Фауст") в Харькове, затем выступал на оперных сценах Тифлиса, Одессы, Киева, Петербурга (Товарищество рус. оперных артистов, зал Кононова, 1899; Товарищество М. Максакова, т-р "Аркадия", 1899—1900; Нар. дом. 1902—03), Баку (антр. П. Зурабова, 1899; антр. М. Салтыкова, 1902), Житомира и Минска (1899), Екатеринбурга 1900—02), Ростова-н/Д (1901, 1902, 1907), Вильно, Иркутска, Москвы (Опера С. Зимина, т-р Солодовникова, 1904—?), Астрахани (гастролировал со своей труппой и с труппой под рук. А. Альтшуллера, лето 1907), Казани и Саратова (1907), Харькова (1907, 1908), Одессы (1910). Репертуар певца включал ок. 70 партий.
1-й исп. партий: в Екатеринбурге — Мазепы ("Мазепа" П. Чайковского); в Москве — Скарпиа ("Тоска").Лучшие партии: Борис Годунов, Добрыня Никитич ("Забава Путятишна"), Роберт ("Иоланта"). Др. партии: Руслан, Князь Игорь, Троекуров, Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Онегин, Елецкий, Вязьминский; Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Валентин ("Фауст"), Дон Карлос ("Эрнани"), Граф ди Луна, Ренато, Риголетто, Амонасро, Жермон, Невер, Верховный жрец Дагона, Меркуцио, Нелюско, Альфио, Сильвио, Тонно, Эскамилио, Гамлет, Януш. Партнеры: М. Веселовская, М. Максаков, Н. Папаян, А. Порубиновский, Н. Фигнер, П. Цесевич. Пел п/у И. Аркадьева, А. Маргуляна, Л. Штейнберга.
Записывался на грампластинки (5 произв.) в Петербурге ("В. И. Ребиков", 1903).
Лит.: Провинциальная летопись: Казань // Театр и искусство. 1907. № 2. С. 37.