ГЛАЗКОВА Зоя Ивановна
ГЛАЗКОВА Зоя Ивановна
1924, дер. Палашкино Нестеровского района Владимирской обл. — 2004, Москва) — танцжонглер, ассистент режиссера, заслуженный работник культуры РСФСР. Училась в Государственном училище циркового искусства (ГУЦИ), которое окончила с номером в жанре жонглирования (режиссер-педагог В.А. Жанто). Профессионально владела школой классического танца, которым занималась в детской студии и в ГУЦИ у педагога хореографии К.И. Филатовой. Мечтала о создании нового номера, где жонглирование органично сочеталось бы с классической хореографией. С целью осуществления своей мечты поступила во Всесоюзную студию эстрадного искусства (ВСЭИ) и в 1948 г. в содружестве с талантливыми артистами эстрады С.Г. Савельевым и С.А. Русановым, балетмейстером ГАБТа Г.П. Добрыниной и композитором С.Л. Кагановичем (псевдоним Л.Л. Солин) подготовила номер «Весна» (другое название — «Летним утром»). В номере рисунок классического танца на пуантах гармонично сплетался с жонглированием теннисной ракеткой, пятью шарами и кольцами и тремя булавами, которые скрывались в цветах, служивших декоративным оформлением сцены. В композиционно завершенной структуре номера, в виртуозной технике и красивых рисунках жонглирования и танца раскрывалось обаяние и эмоциональность артистки, которая изящно переходила от лиричности и мягкости в медленных частях до бурных всплесков восторженности в быстрых комбинациях. С этим произведением выступала во всех регионах СССР. Г. — единственная женщина среди солистов-жонглеров Московской эстрады с конца 1940-х и до середины 1950-х гг. Завершив артистическую деятельность, с 1971 по 1993 г. работала старшим методистом по цирковым жанрам в Межсоюзном доме самодеятельного творчества в Москве. В эти годы Г. приложила немало усилий для повышения квалификации руководителей цирковых коллективов. Она установила прочные контакты с ГУЦЭИ, организовывала командировки режиссеров-педагогов училища в самодеятельные цирковые коллективы для оказания методической и режиссерской помощи, проводила на базе училища постоянно действующий семинар для руководителей коллективов. Здесь ведущие практики и теоретики циркового и эстрадного искусства регулярно читают лекции, знакомят с учебными методиками и дают мастер-классы. Г. организовывала ежегодные смотры-конкурсы московских коллективов, приглашала в жюри самых опытных специалистов, которые определяют лучшие коллективы, номера и лучших исполнителей, подробно анализируют работу и дают творческие и учебно-методические рекомендации. Для постановки заключительных концертов лауреатов и дипломантов конкурсов она приглашала известных режиссеров-постановщиков. Все это положительно отразилось на улучшении качества подготовки участников коллективов, их трюковой оснащенности, на художественном уровне номеров и программ. Любительское цирковое искусство Москвы поднялось на очень высокий технический и художественный уровень, а в некоторых жанрах и номерах могло соперничать с профессиональным цирковым искусством. Это наглядно проявилось в период Первого Всесоюзного и особенно Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества. Союзгосцирк приглашал лучших артистов из самодеятельности для профессиональной работы.Г. оказывала помощь коллективам не только Москвы и Московской области, но и всей страны. Лучшие воспитанники коллективов заканчивали ГУЦЭИ, становились высокопрофессиональными артистами циркового искусства, завоевывали призы на престижных международных цирковых фестивалях и конкурсах. Так, например, воспитанник Народного циркового коллектива «Юность» ДК «Красный октябрь» МЭЗ «Памяти революции 1905 года» Юрий Куклачев, выпускник ГУЦЭИ 1971 г. (режиссер-педагог Н.А. Кисс), стал народным артистом РСФСР, обладателем многих международных наград. Воспитанники Образцового циркового коллектива ДК «Меридиан», выпускники ГУЦЭИ 1995 и 1997 гг. (режиссер-педагог — заслуженный работник культуры РСФСР Б.Н. Белохвостов) силовые акробаты Игорь и Сергей Команковы завоевали Главный приз на Международном фестивале циркового искусства в Бельгии (1995). Некоторые из выпускников, окончив училище или завершив профессиональную артистическую деятельность, становились руководителями и педагогами любительских коллективов и цирковых школ в разных городах страны и за рубежом. В 1970–90-е гг. Г. являлась членом оргкомитетов, председателем и членом жюри различных фестивалей и конкурсов, оказывала не только большую организаторскую, но и творческую помощь в проведении и становлении многих фестивалей циркового и хореографического искусства в Москве, в разных регионах России и за рубежом. Г. помогала в организации на базе студии оригинального жанра ДК пос. Черноголовка Ногинского р-на Московской обл. первых Всесоюзных фестивалей самодеятельных и профессиональных фокусников (1987, 1988). В 1992 г. Г. возглавляла жюри Международного конкурса любительских коллективов и цирковых школ (г. Верхний Уфалей Челябинской обл.). В 1980–90-е гг. Г. плодотворно работала в качестве ассистента с режиссером-постановщиком А.А. Анютенковым. Она помогала ему осуществить крупномасштабные постановки в Московском городском празднике самодеятельного творчества, состоявшегося в рамках Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества. С 1993 г., когда перестал существовать МДСТ как структура МГСПС, Г. продолжила давать творческие консультации цирковым коллективам и школам, а также организаторам различных фестивалей и конкурсов. Творческой и умелой организаторской деятельностью Г. внесла большой вклад в развитие эстрадного и циркового искусства России и зарубежных стран. (А. А.) Соч.: Разноцветная радуга цирка // Информационный бюллетень МДСТ. 1990. № 5. С. 13; «Яунибе» — молодости // Информационный бюллетень МДСТ. 1991. № 12. С. 9. Лит.: Анютенков А.А. Разве не чудо… // Советская эстрада и цирк. 1991. № 4. С. 15; Белякова Г.В. На фестивале «Латвия-90» // Советская эстрада и цирк. 1990. № 7. С. 2; Петкер Б.Я. Это мой мир. М.: Искусство, 1968, С. 156; газета «Вечерний Ленинград», 25 января 1956 г.; газета «Искра» Курганской обл., 24 июля 1965 г.; газета «Заветы Ленина» Московской обл., 25 марта 1966 г.; газета «Вперед» г. Красноуфимска, 29 мая 1968 г.; газета «Гайская ночь» Оренбургской обл., 20 августа 1970 г.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010