Глазовское уездное национальное мусульманское Шуро
Глазовское уездное национальное мусульманское Шуро
Совет) (17.09.1917 –13.07.1918) – орган нац.-культурной и конфессиональной автономии татар Глазовского уезда Вятской губ. Идея создания Шуро появилась в Собрании мусульман г. Глазова, а решение о его учреждении было принято на съезде мусульман Глазовского уезда. Во главе Шуро стоял председатель С. Ямбаев (см. Ямбаевы), затем – Ш.Ш. Ахмедов. Круг задач, фактически решаемых Шуро, охватывал преимущественно культурные, образовательные и религиозные проблемы татар Глазовского уезда. Шуро работало в связке с Глазовской уездной земской управой, а впоследствии с окружным Советом рабочих, армейских и крестьянских депутатов, с Глазовским уездным советом народного образования и его коллегией. При Шуро действовали школьная и библиотечная комиссии. Деятельность школьной комиссии была нацелена на реформирование традиционной системы образования, инспектирование татаро-мус. школ на предмет материального обеспечения, поиск путей их финансирования, подбор учителей. Выполняя решения съезда мусульман Глазовского уезда, школьная комиссия Шуро во главе с С. Ямбаевым представила доклад о состоянии и проблемах начального мус. образования в уезде. Тон и предложения документа принципиально отличались от подобных бумаг предшествующего, царского периода. Раньше настроение татарской общественности Глазовского уезда, выражаемое «старометодными» муллами, характеризовалось сознательной изолированностью от русской гос. культуры, конфессиональной обособленностью, политич. отстраненностью, противопоставлением образовательных систем – нацеленностью исключительно на исламское образование. Теперь же в тексте служебной записки под влиянием решений московского Всерос. мус. съезда было показано стремление к интеграции татарской и русской культур, к развитию не только конфессионального, но и светского образования татар как на родном, так и на русском яз.; к ответственности уездных органов власти не только за православное, но и исламское начальное образование. В документе сделан упор на тот факт, что мус. народы Глазовского уезда выполняют все земские натуральные и денежные повинности наравне с др. народами; поэтому, как исполнительные налогоплательщики, мусульмане хотели бы получать финансирование своих традиционных школ – мектебе из земской казны, которую они дисциплинированно пополняют. Эти идеи старометодными мугаллимами расценивались бы как агитация русификаторской политики, но членами школьной комиссии они формулировались в русле концепции равенства и свободы, в т.ч. равенства религий перед гос-вом, партнерства гос-ва и конфессий. В этом смысле руководство Шуро Глазовского уезда шло в ногу со временем – обстановка, складывавшаяся в стране после свержения царизма, открывала возможности для реализации идей этнополитич. и конфессионального обновления. Суть реформы конфессиональной татарской школы, задуманной Шуро и изложенной в докладе Глазовской земской управе, предполагала: 1) в существующих и вновь открываемых мектебах ввести обязательный 6-летний курс учения (первые 3 года мус. дети по установленной программе должны проходить исключительно мус. грамоту и учения, а в последующие 3 года наравне с мус. изучать также русскую грамоту); 2) учителей в мектебе назначить исключительно из мусульман, имеющих соотв. подготовку; 3) для наблюдения за правильностью постановки и ведения учебного процесса в мектебе учредить за счет земских средств особую должность инструктора, знающего русский яз., с образованием не ниже учителя начальных школ. Глазовское уездное Земское собрание рассмотрело доклад Шуро на экстренной сессии 13.10.1917 г. и постановило: 1) признать за мус. населением Глазовского уезда равные права в деле нац. образования детей; 2) финансировать мус. школы с нач. 1918 г. за счет земских средств; 3) назначать учителей в мектебе по соглашению со школьным комитетом Шуро; право рекомендовать этих учителей имело только Шуро. Инструктором мус. школ и школьного образования татар Глазовского уезда с ноября 1917 до лета 1918 г. служил Б. Урманче. Отметив слабое функционирование образовательной системы, он пытался решить финансовые и кадровые проблемы мус. школы, методическое обеспечение учебного процесса. Направление деятельности, заданное Б. Урманче, особенно касающееся кадровых проблем новой школы, продолжилось в мероприятиях школьной комиссии по переподготовке учительского состава. В июне 1918 г. под влиянием Глазовского отдела нар. образования при Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и решений съезда мусульман Глазовского уезда школьная комиссия обязала всех учителей, не имевших свидетельств на звание учителя, сдавать экзамены в экзаменационной комиссии при Глазовском Шуро за два класса медресе-рушдии или представить за эти классы свидетельство с заявлением ехать на краткосрочные педагогические курсы в Пермь. Деятельность библиотечной комиссии Шуро определила судьбу Кестымской татаро-мус. библиотеки. Создание данной комиссии было вызвано решением съезда мусульман Глазовского уезда от 30.03.1918 г. перевести библиотеку-читальню для мусульман из д. Кестым в г. Глазов с целью более плодотворной работы в области образования и возможностью пользоваться книжным фондом татарам всего Глазовского уезда. Временным зав. библиотекой назначалась М.Х. Ямбаева (см. Ямбаевы). В состав комиссии вошли С. Ямбаев, а также некоторые муллы и учителя татарских деревень Глазовского уезда: Абдулхай Нурмухамедов (д. Падера), Файзульян Таипов (д. Починки), Ахметхатыб Бекмансуров (д. Шафеево, см. Репрессированные имамы Удмуртской Респ.), Габдрахман Амиров (д. Засеково), Гайнулла Абашев, председатель Шуро ахун Ш.Ш. Ахмедов (д. Кестым). Комиссия вела переговоры об аренде городского здания под библиотеку. Ликвидация Шуро произошла в русле прекращении деятельности мус. Советов в целом по стране. Пермский окружной комиссариат по делам мусульман при окружном Совете рабочих, армейских и крестьянских депутатов, узнав о ситуации в Глазове, 8.07.1918 г. обратился к Глазовскому исполкому Совета рабочих, крестьянских и армейских депутатов с призывом ликвидировать Глазовский уездный мус. Совет, т.к. он является «организацией чисто буржуазной и отделом давно разогнанного Центр. Башкиротатарским комиссариатом совместно с Советом народных комиссаров Центр. национального управления». Пермский окружком просил Глазовский исполком передать все дела и имущество Шуро какой-либо социалистической мус. организации, а в случае отсутствия такового – Союзу учащихся мусульман Глазовского уезда. 13.07.1918 г. Глазовское Шуро было ликвидировано. Лит.: Касимова Д.Г. Ислам // Религии народов Вятского края: учебно-справочное пособие. / Отв. ред. А.Г. Поляков. – Киров, 2009, с. 160-230; Она же. Татары в истории г. Глазова (1678–1920 гг.) // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность. История севера Удмуртии в XVI–XX вв. – Глазов, 2008. Д.К.