ГЛАЗУНОВ Александр Константинович
Глазунов - автор 8 симфоний, сюит, увертюр, поэм (в том числе поэмы "Стенька Разин", 1885), фантазий, концертных вальсов, балетов ("Раймонда", 1897; "Барышня-служанка", 1898; "Времена года", 1898), музыки к драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад", юбилейных кантат (100-летию годовщины А.С. Пушкина, 50-летию Петербургской консерватории).
В.А. Федоров
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Глазунов, Александр Константинович - композитор. Родился 20 июля 1865 г. в Санкт-Петербурге. Происходит из старинного купеческого рода. Первоначальное образование получил дома. 9-ти лет стал брать уроки фортепианной игры у Н.Г. Холодковой (ученицы Антония Контского). Дальнейшее преподавание музыки мальчику поручено было Н.Н. Еленковскому. Мать Глазунова, хорошая пианистка, немало содействовала его музыкальному развитию. Окончив 2-е реальное училище, он поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет. Сильный толчок музыкальному образованию Глазунова дал Балакирев , приглашенный в 1878 г. для занятий музыкой с его матерью. По его совету Глазунов начал серьезно заниматься теорией композиции с Римским-Корсаковым , пользуясь в то же время практическими советами Балакирева при сочинении первой симфонии (E-dur, ор. 5), изданной после многих переделок, и фортепианной сюиты (ор. 2) на имя S-a-c-h-a. Скоро, однако, близкие отношения к Балакиреву прекратились. В 1881 г. преподавание было закончено. Оконченная тогда же первая симфония была исполнена 17 марта 1882 г. в концерте бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. Летом того же года симфония была исполнена под управлением Римского-Корсакова и в Москве на всероссийской выставке. В том же году (13 ноября) в квартетном собрании И. Р. М. О. исполнен был и первый смычковый квартет (D-dur, op. 1), а в 1883 г. исполнены обе его оркестровые увертюры на греческие темы (из сборника Бурго дю Кудрэ) - 1-я в симфоническом концерте И. Р. М. О. (8 января) под управлением А. Рубинштейна , а 2-я - в концерте бесплатной музыкальной школы (7 марта). Если в этих первых произведениях заметны влияния руководителей Римского-Корсакова и Балакирева, отчасти Листа, то в них, тем не менее, сказывается уже собственная сильная индивидуальность. Развитию ее способствовал целый ряд счастливо сложившихся условий, редко встречаемых в биографиях композиторов. Серьезный любитель музыки, М.П. Беляев оценил талант Глазунова и устроил (27 марта 1884 г.) специальный (закрытый) концерт из его сочинений под управлением Римского-Корсакова и Г.О. Дютша . Этот концерт положил начало постоянному учреждению - ""Русские симфонические концерты"", существование которых Беляев обеспечил навсегда. Беляевым изданы тоже почти все сочинения Глазунова. По инициативе Ф. Листа, первая симфония Глазунова была исполнена в съезде ""Всеобщего немецкого музыкального союза"" 14/26 мая 1884 г. в Веймаре. Вскоре затем Глазунов посвятил памяти Листа оконченную уже после его смерти в 1886 г. 2-ю симфонию (fis-moll). Влияние Листа отразилось в этой симфонии в приеме тематизма, объединяющего все ее части. В этой же симфонии живо чувствуется и влияние Бородина , с которым у Глазунова есть родственные черты в эпическом элементе его творчества. Сильное влияние Вагнера заметно на целом ряде сочинений Глазунова конца 1880-х годов. Фантазия ""Море"" (первое исполнение 18 февраля 1890 г.) посвящена памяти Вагнера. Впоследствии это влияние растворилось в недрах собственной индивидуальности. В 1889 г. Глазунов выступил в Париже в концертах (22 и 29 июня нового стиля) в Трокадеро, устроенных Беляевым во время всемирной выставки, на которых были исполнены под управлением автора симфоническая поэма ""Стенька Разин"" и 2-я симфония. По заказу из Америки написал для открытия всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 г. торжественный марш с хором ad libitum (op. 40; Es-dur). В 1899 г. Глазунов был приглашен в санкт-петербургскую консерваторию профессором класса чтения партитур. Во время волнений учащихся в 1905 г. он оставил консерваторию вместе с другими профессорами А. Лядовым , Ф. Блуменфельдом и А. Вержбиловичем в знак протеста увольнению из консерватории Римского-Корсакова. Но, после того как осенью того же года были изданы временные правила по управлению консерваториями, он вместе с Римским-Корсаковым и товарищами вернулся в консерваторию, будучи выбран единогласно художественным советом директором консерватории на 3 года; а затем был два раза переизбран на тот же пост. В 1907 г. в Санкт-Петербурге торжественно отпраздновано 25-летие композиторской деятельности Глазунова. Творчество Глазунова проявилось во всех родах и формах сочинения за исключением оперы. Но главная сфера его - так называемая абсолютная музыка и в ней симфония. Уже в самой ранней поре творчества его композиторское воображение удовлетворялось вполне только широкими оркестровыми формами, и в них он сразу явился первоклассным мастером. Его оркестровый стиль страдает разве только некоторой тяжеловесностью, но и этот недостаток в последних сочинениях исчезает. Творческая индивидуальность Глазунова утверждается все более и более со времени сочинения (1893 - 94) 4-й симфонии (Es-dur, op. 48). Европеец, преимущественно немец, по фактуре своих сочинений сложной, но ясной, он если и не культивирует специфически русский стиль, то всегда остается славянином в своей музыке с ее мягким, задушевным лиризмом (""Poeme lyrique"", op. 12, Des-dur; Andante его симфоний и смычковых квартетов), с ее чувством природы (""Лес"", ор. 19; ""Весна"", ор. 34), с ее молодецким, широким, стихийным размахом и мощью. Последняя особенность обнаруживается в грандиозных финалах его симфоний; из которых наиболее типичны финалы 5-й (B-dur, op. 55, 1865) и 6-й (c-moll; op. 58; 1896 г.): в них и без всякой программы живо чувствуется массовая народная жизнь. Характерен в этом отношении и ""Славянский квартет"" (смычковый ор. 26; G-dur) и в нем финал - ""Славянский праздник"", удивительно мощно звучащий. Он имеется и в оркестровом виде (Симфонический эскиз ""Славянский праздник"", ор. 26). Далеко не чужда его музыка и славянского юмора, проявляющегося нередко в скерцо его симфоний и квартетов. В скерцо сказывается и иная сторона его творчества - фантастика (типично скерцо 4-й симфонии). Глазунов редкостный гармонист по изобретательности и новизне гармонии, не впадающей, однако, никогда в вычурную изысканность, а как инструментатор он - достойный преемник Римского-Корсакова. Но его оркестр в ином роде: он больше любит густые краски, чем тонкие штрихи. Оркестровый стиль Глазунова отличается богатством полифонии. Но при всей ее нередкой сложности оркестровая ткань не теряет ясной пластики своих узоров. Голосоведение остается всегда безупречным, контрапунктической нагроможденности не замечается. Как на образцы можно указать на мастерский финал 7-й симфонии (F-dur; op. 77, 1902), с его грандиозным заключением, построенным на упорно проводимой фразе (ostinato) и особенно на 8-ю симфонию (Es-dur; op. 83; 1906 г.), удивительно цельную и серьезную по построению. С нею Глазунов вступил, по-видимому, в новый фазис творчества. Форма у Глазунова по соразмерности частей, по своей органичности, по неимению ничего лишнего отличается чисто классическим совершенством и законченностью. Как художнику Глазунову одинаково доступны области субъективного и объективного творчества. Обладая живой фантазией, способностью перевоплощения и богатой палитрой красок, он и в сфере программной музыки дал ряд замечательных произведений, начиная от ""Стеньки Разина"" (ор. 13; 1885 г.). Выделяется его сюита ""Из средних веков"" (ор. 79) и в ней ""Песня трубадура"", удивительно передающая, казалось бы, совсем чуждый нам дух далеких времен; ""Пляска смерти"" - характерная картинка уличного средневекового спектакля. Программы Глазунова кратки и ограничиваются часто одним заглавием. Он не задается в своей музыке передавать шаг за шагом содержание литературного текста. Сюда же относятся и его три балета ""Раймонда"" (в 3 д., ор. 57; 1898 - 99 г.), сделавшийся репертуарным в Императорских театрах; ""Барышня-служанка"" (""Ruses d´amour"", op. 61) и ""Времена года"" (""Les Saisons"", op. 67), оба одноактные. Ими он обогатил область симфонического балета. По общему характеру и содержанию своей музыки Глазунов оптимист, цельная, здоровая, уравновешенная натура, чуждая настроений не только болезненных, но и неясно определенных. Сочинения Глазунова почти все изданы у Беляева (свыше 90 opus´ов). В число их входят: 1) для оркестра: 8 симфоний; 5 сюит (характеристическая, ор. 9; ""Шопениана"", из балета ""Раймонда""), 5 увертюр; ""Карнавал""; ""Торжественная""; ""Песнь Судьбы"", 2 серенады; ""Памяти героя""; ""Стенька Разин""; ""Лес"", ""Море"", ""Кремль"", ""Весна"", ""Лирическая поэма"", ""Из мрака к свету"", ""Идиллия"" и ""Грезы о востоке""; ""Восточная рапсодия"", ""Свадебное шествие"", ""Мазурка"", ""Вступление и пляска к драме Саломея"" О. Уайльда; 2) для камерного ансамбля: 5 смычковых квартетов; славянский квартет, 2 смычковых сюиты: ""Новеллетты""; квартет для медных инструментов; 3) концерты с сопровождением оркестра: а) для скрипки и б) для фортепиано; 4) для разных инструментов, для фортепиано: сюита S-a-c-h-a; две сонаты для виолончели, скрипки, альта, валторны; для органа - ""Прелюдия и фуга""; 5) для пения: 4 кантаты (соло, хор и оркестр): ""Коронационная"", романсы и др.; 6) 3 балета (вышеупомянутые). Музыка к ""Маскараду"" М. Лермонтова . Глазунов записал по памяти увертюру к ""Князю Игорю"" Бородина и вместе с Римским-Корсаковым окончил эту оперу. - См. А.В. Оссовский , ""А. К. Г."" (1882 - 1907, юбилейное издание); ""Русская Музыкальная Газета"", 1907, № 1; Римский-Корсаков, ""Летопись моей музыкальной жизни"" (СПб., 1909). Григорий Тимофеев.
Источник: Биографический словарь. 2008
Соратник композиторов «Могучей кучки», друг А. Бородина, дописавший по памяти его незавершенные сочинения, - и педагог, который в годы послереволюционной разрухи поддержал юного Д. Шостаковича... В судьбе А. Глазунова зримо воплотилась преемственность русской и советской музыки. Прочное душевное здоровье, сдержанная внутренняя сила и неизменное благородство - эти черты личности композитора привлекали к нему музыкантов-единомышленников, слушателей, многочисленных учеников. Сложившись еще в юношеские годы, они определили основной строй его творчества. Музыкальное развитие Глазунова было стремительным. Родившись в семье известного книгоиздателя, будущий композитор с детства воспитывался в атмосфере увлеченного музицирования, поражая родных необыкновенными способностями - тончайшим музыкальным слухом и умением мгновенно запоминать в деталях однажды слышанную музыку. Позднее Глазунов вспоминал: «В доме у нас много играли, и я твердо запомнил все исполнявшиеся пьесы. Нередко ночью, проснувшись, я восстанавливал мысленно до малейших подробностей то, что слышал раньше»...
Первыми учителями мальчика были пианисты Н. Холодкова и Е. Еленковский. Решающую роль в формировании музыканта сыграли занятия с крупнейшими композиторами петербургской школы - M. Балакиревым и Н. Римским-Корсаковым. Общение с ними помогло Глазунову удивительно быстро достичь творческой зрелости и вскоре переросло в дружбу единомышленников.
Путь молодого композитора к слушателю начался с триумфа. Первая симфония шестнадцатилетнего автора (премьера в 1881 г.) вызвала восторженные отклики публики и прессы, высокую оценку коллег. В этом же году произошла встреча, во многом повлиявшая на судьбу Глазунова. На репетиции Первой симфонии юный музыкант познакомился с искренним ценителем музыки, крупным лесопромышленником и меценатом М. Беляевым, много сделавшим для поддержки русских композиторов. Начиная с этого момента пути Глазунова и Беляева перекрещивались постоянно. Вскоре молодой музыкант стал завсегдатаем беляевских пятниц. Эти еженедельные музыкальные вечера привлекали в 80-90-х гг. лучшие силы русской музыки. Вместе с Беляевым Глазунов совершил длительную заграничную поездку, познакомился с культурными центрами Германии, Швейцарии, Франции, записывал народные напевы в Испании и Марокко (1884). Во время этого путешествия произошло памятное событие: Глазунов посетил в Веймаре Ф. Листа. Там же, на фестивале, посвященном творчеству Листа, с успехом прозвучала Первая симфония русского автора.
Долгие годы Глазунов был связан с любимыми детищами Беляева - музыкальным издательством и Русскими симфоническими концертами. После смерти основателя фирмы (1904) Глазунов вместе с Римским-Корсаковым и А. Лядовым вошел в состав Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, созданного по завещанию и на средства Беляева. На музыкально-общественном поприще Глазунов обладал большим авторитетом. Уважение коллег к его мастерству и опыту опиралось на прочный фундамент: принципиальность, основательность и кристальную честность музыканта. С особой требовательностью композитор оценивал свое творчество, нередко переживая мучительные сомнения. Эти качества давали силы для подвижнической работы над сочинениями ушедшего из жизни друга: музыка Бородина, уже звучавшая в исполнении автора, но не записанная из-за его внезапной смерти, была спасена благодаря феноменальной памяти Глазунова. Так была завершена (совместно с Римским-Корсаковым) опера «Князь Игорь», восстановлена по памяти и оркестрована 2 часть Третьей симфонии.
В 1899 г. Глазунов становится профессором, а в декабре 1905 г. - руководителем старейшей в России Петербургской консерватории. Избранию Глазунова директором предшествовала полоса испытаний. Многочисленные студенческие сходки выдвигали требование автономии консерватории от императорского Русского музыкального общества. В этой ситуации, расколовшей педагогов на два лагеря, Глазунов четко определил свою позицию, поддержав студентов. В марте 1905 г., когда Римский-Корсаков был обвинен в подстрекательстве студентов к возмущениям и уволен, Глазунов вместе с Лядовым вышли из состава профессоров. Через несколько дней Глазунов дирижировал оперой Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», поставленной силами консерваторских студентов. Спектакль, насыщенный злободневными политическими ассоциациями, закончился стихийным митингом. Глазунов вспоминал: «Я тогда рисковал быть выселенным из Петербурга, но тем не менее я согласился на это». Как отклик на революционные события 1905 г. появилась обработка песни «Эй, ухнем»! для хора и оркестра. Лишь после предоставления консерватории автономии Глазунов вернулся к преподаванию. Вновь став директором, он с присущей ему обстоятельностью вникал во все детали учебного процесса. И хотя в письмах композитор жаловался: «Я так перегружен консерваторской работой, что я не успеваю о чем-либо думать, как только о заботах настоящего дня», - общение с учениками стало для него насущной необходимостью. Молодежь также тянулась к Глазунову, чувствуя в нем истинного мастера и учителя.
Постепенно просветительские, учебные задачи стали для Глазунова основными, потеснив композиторские замыслы. Особенно широко развернулась его педагогическая и общественно-музыкальная работа в годы революции и гражданской войны. Мастера интересовало все: и конкурсы самодеятельных артистов, и дирижерские выступления, и общение со студенчеством, и обеспечение нормального быта профессоров и учащихся в условиях разрухи. Деятельность Глазунова получила всеобщее признание: в 1921 г. он был удостоен звания народного артиста.
Связь с консерваторией не прерывалась до конца жизни мастера. Последние годы (1928-36) стареющий композитор провел за границей. Болезни преследовали его, гастрольные поездки утомляли. Но Глазунов неизменно возвращался мыслями к Родине, к соратникам, к консерваторским делам. Он писал коллегам и друзьям: «Мне вас всех недостает». Умер Глазунов в Париже. В 1972 г. его прах перевезен в Ленинград и захоронен в Александро-Невской лавре.
Путь Глазунова в музыке охватывает около полувека. В нем были подъемы и спады. Вдали от Родины Глазунов почти ничего не сочинял, за исключением двух инструментальных концертов (для саксофона и виолончели) и двух квартетов. Основной взлет его творчества приходится на 80-90-е гг. XIX в. и начало 1900-х гг. Несмотря на периоды творческих кризисов, на растущее число музыкально-общественных и педагогических дел, в эти годы Глазунов создал множество масштабных симфонических сочинений (поэмы, увертюры, фантазии), среди которых «Стенька Разин, Лес, Море, Кремль», симфоническую сюиту «Из средних веков». Тогда же появляется большинство струнных квартетов (5 из семи) и других ансамблевых произведений. Есть в творческом наследии Глазунова и инструментальные концерты (помимо упомянутых - 2 фортепианных и особенно популярный скрипичный), романсы, хоры, кантаты. Однако главные достижения композитора связаны с симфонической музыкой.
Никто из отечественных композиторов конца XIX - начала XX в. не уделял жанру симфонии такого внимания, как Глазунов: его 8 симфоний образуют грандиозный цикл, возвышаясь среди произведений других жанров как массивный горный кряж на фоне холмов. Развивая классическую трактовку симфонии как многочастного цикла, дающего обобщенную картину мира средствами инструментальной музыки, Глазунов смог реализовать свой щедрый мелодический дар, безупречную логику в возведении сложных многоплановых музыкальных конструкций. Образная несхожесть симфоний Глазунова между собой лишь оттеняет внутреннее их единство, коренящееся в настойчивом стремлении композитора объединить 2 ветви русского симфонизма, существовавшие параллельно: лирико-драматическую (П. Чайковский) и картинно-эпическую (композиторы «Могучей кучки»). В результате синтеза этих традиций возникает новое явление - лиро-эпический симфонизм Глазунова, привлекающий слушателя светлой задушевностью и богатырской силой. Напевные лирические излияния, драматические нагнетания и сочные жанровые картины в симфониях взаимно уравновешиваются, сохраняя общий оптимистический колорит музыки. «Разлада в музыке Глазунова нет. Она - уравновешенное воплощение жизненных настроений и ощущений, отраженных в звуке»... (Б. Асафьев). В симфониях Глазунова поражает стройность и ясность архитектоники, неистощимая изобретательность в работе с тематизмом, щедрое разнообразие оркестровой палитры.
Развернутыми симфоническими картинами можно назвать и балеты Глазунова, в которых связность фабулы отступает на второй план перед задачами яркой музыкальной характеристики. Самый знаменитый из них - «Раймонда» (1897). Фантазия композитора, издавна увлеченного красочностью рыцарских легенд, породила многоцветие нарядных картин - празднество в средневековом замке, темпераментные испано-арабские и венгерские танцы... Музыкальное воплощение замысла чрезвычайно монументально и красочно. Особенно привлекательны массовые сцены, в которых тонко переданы приметы национального колорита. «Раймонда» обрела долгую жизнь и в театре (начиная с первой постановки знаменитым балетмейстером М. Петипа), и на концертной эстраде (в виде сюиты). Секрет ее популярности - в благородной красоте мелодий, в точном соответствии музыкального ритма и оркестрового звучания пластике танца.
В следующих балетах Глазунов идет по пути сжатия спектакля. Так появляются «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» (1898) и «Времена года» (1898) - одноактные балеты, созданные также в содружестве с Петипа. Сюжет в них незначителен. Первый - это изящная пастораль в духе Ватто (французского живописца XVIII в.), второй - аллегория о вечности природы, воплощенная в четырех музыкально-хореографических картинах: «Зима, Весна, Лето, Осень». Стремление к краткости и подчеркнутая декоративность одноактных балетов Глазунова, обращение автора к эпохе XVIII в., окрашенное оттенком иронии, - все это заставляет вспомнить увлечения художников «Мира искусства».
Созвучность времени, ощущение исторической перспективы присуще Глазунову во всех жанрах. Логическая точность и рациональность конструкции, активное использование полифонии - без этих качеств невозможно представить себе облик Глазунова-симфониста. Эти же черты в разных стилистических вариантах стали важнейшими признаками музыки XX в. И хотя Глазунов оставался в русле классических традиций, многие его находки исподволь готовили художественные открытия XX в. В. Стасов назвал Глазунова «русским Самсоном». Действительно, только богатырю под силу утвердить неразрывную связь русской классики и нарождающейся советской музыки, так как это сделал Глазунов. /Н. Заболотная)
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
— композитор, примыкающий к новой русской музыкальной школе, ученик М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова; род. в 1865 г. Написал несколько увертюр, симфоний, симфонических поэм, сюит, смычковых квартетов, песен. Подробный перечень сочинений Г. см. в "Каталоге музыкальным сочинениям", изд. М. П. Беляевым в Лейпциге. Г. выступал в качестве капельмейстера в русских симфонических концертах в Петербурге.
М. П.
{Брокгауз}
Глазунов, Александр Константинович
— композитор, род. 29 июля 1865 в СПб. Сын известного издателя и книгопродавца, Г. получил образование во втором СПб. реальном училище, по окончании которого слушал лекции в СПб. университете в качестве вольнослушателя. Музыке начал учиться девяти лет, у Еленковского (фп. и теория), влияние которого оказалось благотворным для музыкального развития мальчика, уже в то время обнаружившего композиторские способности. В 1880, по рекомендации Балакирева, с которым Г. познакомился в 1879 и советам которого много обязан, Г. сделался частным учен. Римского-Корсакова; под руководством последнего он в полтора года прошел курс теории композиции. Первую симфонию Г. написал в 16 лет, когда был учеником реального училища; впервые исполнялась она с успехом в 1882 в концерте Бесплатной музык. школы под управлением Балакирева. После 5-кратной оркестровой переделки симфония эта издана была под op. 5. К тому же времени относятся и другие первые сочинения Г.: квартет D-dur (op. 1), фортепианная сюита на тему S-а-c-h-а (op. 2) и др. С тех пор творческая деятельность Г., посвященная главным образом инструментальной музыке, не ослабевает. Г. является одним из наиболее выдающихся и талантливых современных русских композиторов. Примыкая отчасти к "новой русской школе" (см. Балакирев), Г. однако отличается от нее культом чистой формы в музыке. Сочинения его сделались достоянием не только всех русских концертных эстрад, но часто исполняются и за границей. Уже первые произведения Г. поражали мастерством и уверенностью композиторской техники. Стиль его при этом, однако, впадал иногда в излишнюю изощренность, громоздкость. Последним гораздо меньше страдают позднейшие и особенно последние сочинения Г., в которых заметно очевидное стремление к простоте и ясности. Менее оригинальной стороной творчества Г. является мелодическая; зато гармонии его богаты и смелы; тематическая разработка привлекает широким размахом и разносторонностью; в искусстве же оркестровки Г. занимает едва ли не первое, после Римского-Корсакова, место среди соврем. русских композиторов. Наибольший успех из сочинений Г. имели пока 6-я симфония и балет "Раймонда". Как дирижер Г. впервые выступил в 1889 на парижской выставке, где дирижировал собствен. сочинениями; неоднократно управлял он также "русскими симфоническими концертами" в СПб., где между прочим исполнялись впервые почти все его сочинения. С 1900 Г. состоит профессором СПб. консерватории по классу инструментовки и чтения партитур. Почти все его сочинения (больше 75 opus´ов) изданы Беляевым. В число их входят: А. Для оркестра, — семь симфоний (E-dur op. 5, 1882; Pis-moll op. 16, 1886; D-dur op. 33, 1890; Es-dur op. 48, 1894; В-dur op. 55, 1896; C-moll op. 58, 1897; патетическая, 1901); 4 сюиты (характеристическая, op. 9; Шопениана [4 пьесы Шопена в инструментовке Г.] op. 46; балетная, op. 52; из балета "Раймонда" op. 57а); 4 увертюры (две, op. 3 и 6, на греческие темы; "Карнавал" op. 45; "торжественная", op. 73); две серенады (op. 7 и 11); "Стенька Разин", симфоническая поэма (op. 13, 1885); 2 фантазии ("Лес", op. 19; "Море" op. 28); "Кремль", симфоническая картина (op. 30); "Из мрака к свету" (op. 53); "Весна", музык. картина (op. 34); "Poème lyrique" (op. 12); "Памяти героя", элегия (op. 8): Идиллия и Rêverie orientale (op. 14); Восточная рапсодия (op. 29); "Торжественное шествие" (op. 50); "Фантазия" op. 53; "Intermezzo romantico" op. 69; два марша ("Свадебный" op. 21; "Торжественный" на открытие выставки в Чикаго, op. 40); два концертных вальса (op. 47 и 51); мазурка op. 18; славянско-венгерский танец (op. 68); "Славянский праздник" (из кварт. op. 26). В. Для камерных ансамблей: 5 струнных квартетов (D-dur, op. 1; Р-dur, op. 10; славянский кварт. op. 26; А-dur, op. 64; D-moll, op. 70); кроме того, для струнных квартетов 5 novellettes (op. 15) и сюита. (op. 35); струнный квинтет А-dur (op. 39) и квартет для медных инструментов (op. 38). С. Для разных инструментов: фп. — сюита S-а-c-h-а (op. 2); мелкие пьесы (op. 22, 23, 25, 31, 36, 37, 41, 42, 43, 49, 50, 72); две сонаты (op. 74 и 75); для виолончели (op. 17, 20, 71), скрипки (op. 32), альта (op. 44), валторны (op. 24); D. Для пения: 12 романсов (op. 27, 59, 60); две кантаты (соло, хор и оркестр) — коронационная (op. 56) и пушкинская (op. 65, 1899). Е. Балеты: "Раймонда", op. 51 (СПб. 1898, Москва, 1900); одноактный "Испытание Дамиса" op. 61 ("Ruse d´amour", СПб. Имп. Эрмитаж, 1900); одноактный "Времена года" op. 67 (СПб. 1900). Кроме того, Г. написал по части в квартетах "Вe-la-ef" (Беляев) и "Именины", сочиненных кружком композиторов, инструментовал фортепианную сюиту Бородина и "Три пьесы" для скрипки с фп. П. Чайковского (op. 42; изд. П. Юргенсона), записал и инструментовал по памяти увертюру к "Игорю" Бородина после смерти композитора, и вместе с Римским-Корсаковым закончил эту оперу (см. Бородин).
(Э.).
{Риман}
Глазунов, Александр Константинович
род. 29 июля (10 авг.) 1865 в Петербурге, ум. 21 марта 1936 в Париже. Нар. арт. Республики (1922). В 1883 окончил 2-е реальное училище в Петербурге. В 1883 учился в Петерб. ун-те на историко-филологич. ф-те. Брал уроки ф-п. в 1875—1877 у Н. Холодковой, в 1877—1879 у Н. Н. Еленковского, гармонии и контрапункта в 1879—1881 у Н. А. Римского-Корсакова. С 1899 преподаватель (проф. 2-й степени) конс. по кл. чтения партитур и теоретич. предметам, с 1900—по кл. инструментовки. С 1909 проф. 1-й степени, с 1912 засл. проф. В 1905—1929 директор Петерб. — Петрогр. — Ленингр. конс. Доктор музыки Оксфордского и Кембриджского ун-тов (1907). С 1888 дирижер. С 1904 член Беляевского совета. В 1903—1930 член Драмсоюза. С 1917 член Союза оркестрантов. С 1919 член правления Петрогр. — Ленингр. обл. профсоюза Рабис. С 1922 почетный пред. худож. совета конс. В 1928 пред. Российского и член Всемирного жюри Шубертовского конкурса. В 1928 выехал за границу.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Соч.: балеты — Раймонда (Петербург, 1898), Барышня-служанка, или Испытание Дамиса (Ruses d´amour, Петербург, 1900), Времена года (Петербург, 1900); для солистов, хора и орк. — Коронационная кантата (сл. В. Крылова, 1896, Москва), Торжественная кантата в память 100-летия со дня рождения А. Пушкина (1899, Петербург), Ариозо из коллективной кантаты памяти М. Антокольского (1902, Петербург), Прелюдия-кантата к 50-летию Петербургской консерватории, сл. Н. Соколова (1912, Петербург); для хора и симф. орк. — Торжественный марш в честь Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго по случаю 400-летия со времени открытия Колумбом Америки (1893, Петербург, Чикаго), Здравица (сл. В. Жуковского, 1903), Эй, ухнем, песня бурлаков (сл. народные, 1905, Петербург), Избранникам русского народа (сл. Н. Соколова, 1906); для орк. — 9 симфоний: I (1882), II (1886), III (1890), IV (1894), V (1895), VI (1897), VII (1903), VIII (1906), IX (1909, неоконч., инструментовка Г. Я. Юдина, Музгиз, 1952), сюиты: 1884, 1884—Характеристическая, Шопениана, Памяти Шопена (1893), Балетная (1894), из балета "Раймонда" (1898), Из средних веков (1903), Petite suite de Ballet (1910), серенады: I (1884), II (1884), увертюры: 1-я на 3 греческие темы (1883), 2-я на греческие темы (1883), Торжественная (1900), Драматическая Песнь судьбы (1908), поэмы. Стенька Разин (1885), Лирическая (1888), Эпическая (1935), фантазии: Лес (1887), Море (1890), От мрака к свету (1895), Финская (1910), картины: Кремль (1891), Весна (1892), Карельская легенда (1918), прелюдии: Памяти В. Стасова (1906), Памяти Н. Римского-Корсакова (1909), Пролог Памяти Гоголя (1909), Парафразы на гимны союзных держав (1915), Andante sostenuto (1884), элегия Памяти героя (1885), 2 пьесы, посв. Ц. Кюи (1886, 1887), Мазурка (1888), Славянский праздник, финал 3-го квартета (1888), Свадебное шествие (1889), Марш дьяволов (1889), Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 году (1893), Карнавал (1893), Торжественное шествие (1894), Характерный танец в славяно-венгерском стиле (1900), Романтическое интермеццо (1900), Марш на русскую тему (1902), Баллада (1903), Cortège sollennel (1907), Торжественное шествие на русскую песню "Слава" (1901), Восточная пляска (1912), Концертный вальс (1893), 2-й концертный вальс (1894), Valse lente (1905); для ф-п. с симф. орк. — 2 концерта (1912, 1918); для скр. с симф. орк. — концерт (1905), Оберек-мазурка (1918); для влч. с симф. орк. — Концерт-баллада (1933), Мелодия и Испанская серенада (1888), Песня менестреля (1902); для саксофона и симф. орк. — концерт (1934); для голоса и симф. орк. — перелож. собств. романсов: Что смолкнул веселия глас (сл. А. Пушкина, 1888), В крови горит огонь желанья (сл. А. Пушкина, 1890), 2 романса (сл. Петрарки, пер. А. Коринфского, 1928—1929); для струн. орк. — Вариации (1918); для орк. рус. нар. инстр. — Русская фантазия (1906); для валторны и струн. квинтета — Серенада (1884, перелож. для орк. 1887); для кларнета и струн. квартета — Rêverie orientale (1886); для валторны и струн. квартета — Идиллия (1884, перелож. для орк. 1886); для скр., альта, влч. и контрабаса — Тема с вариациями (1913); для 2 скр., альта и 2 влч. — квинтет (1891—1892); для струн. квартета — квартет (юношеский, 1879), 7 квартетов: I (1882), II (1884), III (1891), IV (1901). V (1900), VI (1927), VII (1930), сюита (1892), 5 пьес (Музгиз, 1951), Фуга (1881), 5 новеллетт (1886), Элегия памяти М. Беляева (1928), Прелюдия и фуга (1898) и др.; для 4 саксофонов — квартет (1913); для трубы, валторны и 2 тромбонов — пьесы (1892); для дух. и ударных инстр. — фанфары (совм. с Ц. Кюи, 1891); для 2 ф-п. — Фантазия (1920), Фантазия, сюита (1929—1930); для ф-п. в 4 руки — Венгерский танец № 4 (1880), Марш для встречи Н. Абрамычева (1900), Шествие в честь Н. Римского-Корсакова (1907); для ф-п. — 2 сонаты (1902), Сюита на тему "Саша" (1882—1883), Тема с вариациями (1900), Прелюдия и фуга (1899), 4 прелюдии и фуги (1918—1923), 2 поэмы-импровизации (1917—1918), Прелюдия и 2 мазурки (1888), Баркарола и новеллета (1889), Вальс на тему 3-а бе-ла (1890), 3 этюда (1889—1891), Маленький вальс (1892), Большой концертный вальс (1893), Салонный вальс (1893), 3 миниатюры (1893), 3 пьесы (1894), Баркарола (1894), 2 экспромта (1895), Гальярда и мазурка (1900); для органа — Прелюдия и фуга (1906), 2-я прелюдия и фуга (1914), Прелюд и фуга (1926, 2 ред. 1929), Фантазия (1935); для скр. с ф-п. — 3 венгерских танца (1878—1879), Méditation (1891), Мазурка-оберек (1917); для альта с ф-п. — Элегия (1893); для влч. с ф-п. — Арабская мелодия (1891), Элегия памяти Франца Листа (1897); для трубы с ф-п. — Листок из альбома (изд. 1950); для валторны с ф-п. — Мечты (1890); для тромбона с ф-п. — Элегия памяти Франца Листа (1886); для голоса, жене к. хора и 2 ф-п. в 8 рук — Торжественная кантата к 100-летию Павловского института (сл. К. Случевского, 1898); хоры без сопр. — Гимн Пушкину (для женск. хора, сл. Обольяниновой и Шибинской, 1899), Любовь (для смеш. хора, сл. В. Жуковского, 1907), Слава великому славянину (сл. И. Спиридонова, посв. М. Скобелеву, 1914), Вниз по матушке, по Волге (сл. народные, обр. 1921); для 2 голосов с ф-п. — Эх ты, песня (сл. П. Северского, 1900); романсы (более 20) — Румяной зарею покрылся восток (сл. А. Пушкина, 1878—1879), Оделась туманом Гренада, Не пой, красавица (сл. А. Пушкина, 1880), черкесская песня Много дев у нас (сл. М. Лермонтова, 1880), Сон (сл. Н. Добролюбова, 1881), Душно без счастья и воли (сл. Г. Гейне, пер. Н. Некрасова, 1881), Лишь только ночь (сл. М. Лермонтова, 1881), К груди твоей белоснежной (сл. Г. Гейне пер. Н. Добролюбова), Пленившись розой, соловей (сл. А. Кольцова), Когда гляжу тебе в глаза (сл. Г. Гейне, пер. М. Михайлова), испанская песня Сгони ты, о милая, песнью своею (сл. народные), арабская мелодия Я не в силах сносить (сл. народные, 1882), Ночной зефир (сл. А. Пушкина, 1882), Слышу ли голос твой (сл. М. Лермонтова, 1882), Песни мои ядовиты (сл. Г. Гейне, пер. Н. Добролюбова, 1882), Не пленяйся бранной славой (сл. А. Пушкина, из Гафиза, 1888), Вакхическая песнь (Что смолкнул веселия глас), Восточный романс (В крови горит огонь желанья) сл. А. Пушкина, 1888, Красавица (сл. А. Пушкина, 1891), Муза, Делия (сл. А. Пушкина), 2 романса (сл. Петрарки, пер. А. Коринфского), Все серебряное небо (сл. А. Майкова), Если хочешь любить (сл. А. Коринфского, 1898), Застольная песня, Желание, Нереида, Сновидение, Близ мест, где царствует Венеция златая (сл. А. Пушкина), Жизнь еще передо мною (сл. А. Майкова, 1898), Не велят Маше на реченьку ходить (сл. народные, 1905), 2 сонета В. Шекспира (пер. А. Кремлева, 1916), Романс Нины из музыки к драме "Маскарад" М. Лермонтова (1916) и др.; музыка к спектаклям — Пляска Саломеи к драме "Саломея" О. Уайльда (1909, Петербург), Царь Иудейский (драма К. Р., 1913, Петербург); редакции и обр. — 2 части симфонии № 3 А. Бородина (1887), опера А. Бородина "Князь Игорь" (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым, 1887), Сюита из оперы "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (совм. с М. О. Штейнбергом, 1910); перелож. соч. А. Аренского, М. Балакирева, М. Глинки, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, Г. Лароша, Ф. Листа, А. Лядова, М. Мусоргского, Д. Палестрины, Г. Перселла, Д. Поппера, Н. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, П. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана; редакции — соч. М. Глинки, И. Штрауса; записи — народные песни: рус., арм., евр., испанские, польские, тат., шведские, эст. и др.
Лит. соч.: Франц Шуберт как творец, художник и великий двигатель искусства. Очерк. Л., 1928; Заметка о редакции "Князя Игоря" Бородина. "РМГ", 1896, № 2; Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. "Речь", 1908, № 145, также "Муз. труженик", 1909, № 10—11; "Орестея" С. И. Танеева (к 35-летию написания "Орестеи"). "РМГ", 1915, № 44, также "Бирж. ведомости", 1915, № 15158; Мое знакомство с Чайковским, в сб.: Чайковский. Воспоминания и письма. П., 1924 и др.
Глазунов, Александр Константинович
(род. 10.VIII.1865 в Петербурге, ум. 21.III.1936 в Париже) — рус. композитор, дирижер, педагог, муз. деятель. Первоначальное муз. образование получил у Н. Еленковского. Важное значение для муз. развития имело знакомство с М. Балакиревым (1879). Последующие 2 года занимался у Н. Римского-Корсакова; в возрасте 16 лет написал Первую симфонию. В 1888 начал дирижерскую деятельность. С 1899 проф. (с небольшим перерывом в 1905, когда вышел из педагогического состава консерватории в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова), в 1905—28 директор Петербургской (Ленинградской) консерватории. Один из активных деятелей Беляевского кружка. Неоднократно выезжал в зарубежные страны. В 1907 возведен в звание доктора музыки Кембриджского и Оксфордского университетов. С 1914 почетный чл. академии Санта-Чечилия в Риме, почетный профессор Будапештской муз. академии. После Октябрьской революции активно участвовал в строительстве сов. муз. культуры. В 1922 одним из первых в стране был удостоен почетного звания нар. арт. республики. В 1928 выехал на лечение во Францию, где и умер. В 1972 прах Г. был перевезен на родину и погребен в Ленинграде. В центре творческой деятельности Г. — инструментальная музыка, в которой он воплотил достижения и традиции рус. муз. классики, синтезировав, в частности, элементы симфонизма А. Бородина и П. Чайковского. Продолжателем Чайковского являлся он и в балетной музыке. Произведениям Г., особенно симфониям, свойственны эпическая сила, жизнеутверждающий характер, эмоциональная уравновешенность, мелодическая содержательность, ясность формы, высокое полифоническое мастерство.
Соч.: балеты "Раймонда" (1898), "Барышня-служанка, или Испытание Дамиса" (1900, нов. ред. 1924), "Времена года" (1900); 4 кантаты; 9 симфоний (1881, 1886, 1890, 1893, 1895, 1896, 1902, 1906, неоконч. 1909), Торжественная увертюра (1900), поэма "Стенька Разин" (1885), фантазия "Лес" (1887), картины "Кремль" (1890), "Весна" (1891), сюита "Из средних веков" (1902), Карельская легенда (1916); 2 концертных вальса (1893, 1894) и др. произв. для орк.; 5 концертов для разл. инструм. с орк., в т. ч. 2 для фп. (1910, 1917), для скр. (1904); Квинтет (1892), 7 квартетов (1882, 1884, 1888 — "Славянский", 1894, 1898, 1921, 1930), 5 новеллетт для квартета (1886), Элегия для альта и фп. (1892) и др. произв. для камерно-инструм. анс.; соч. для фп., в т. ч. 2 сонаты (обе — 1901), для орг. и др. инструм.; ок. 20 романсов, хоры; муз. к спект.; обр., перелож. и др.
Глазунов,
Александр КонстантиновичРод. 1865, ум. 1936. Композитор и дирижер, автор 8 симфоний, балетов ("Раймонда", 1897; "Барышня-служанка", 1898; "Времена года", 1899), симфонической поэмы "Стенька Разин" (1885), концертов для инструментов с оркестром. В 1905—1928 гг. директор Петербургской (затем Ленинградской) консерватории. С 1928 г. за границей.