[1899—] — драматург. Отец — артист, работавший много лет в рабочих районах Ленинграда, мать — художница. Семейная обстановка сильно способствовала художественному самоопределению Глебова, материальные условия — типичные для пролетариев умственного труда — выявлению социальных симпатий и настроений. Гимназический курс сдал экстерном; учился некоторое время на японском отделении факультета восточных языков. В 1917 Глебов уходит в общественную работу [редактор газеты "Свободная школа", санитар красногвардейского отряда, работает в Наркомпросе; в 1919 вступает в ВКП(б) в Туле, редактируя там орган Губкома "Пролетарское строительство" и другие; с 1920 по 1924 работает в Наркоминделе, с 1924 по 1927 — в "Крестьянской газете" как организатор селькоровского движения и т. д.]. Первое выступление в литературе относится к 1917 — публицистика и очерки ("Свободная школа", Л.); в 1924 работает в клубах для самодеятельных кружков, где ставятся литмонтажи и инсценировки Г. Первая изданная пьеса "Канун" ("Преступление старосты Дембовского") была поставлена осенью 1924 на сцене театра им. МГСПС; с тех пор на московских и провинциальных сценах появляется ряд пьес Г., трактующих в специфической для драматургии форме вопросы классовой борьбы. Так "Канун" отражает борьбу польского пролетариата с отечественной буржуазией; "Загмук" представляет собой обработку ассиро-вавилонской легенды, по которой в известное время года отдельные классы общества условно менялись своим социальным положением. В одну из таких "перемен" рабы, захватив власть, подняли восстание против своих угнетателей; "Власть" запечатлела героическую борьбу пролетариата с буржуазией в памятные Октябрьские дни — действие протекает в деревне, на заводе, в городе и на вокзале, где завязываются узлы социально-политических и экономически-производственных конфликтов; "Рост" отображает трудности социалистического строительства — впервые в русской драматургии показаны типы так наз. "вредителей" (инженеры, инструктора иностранцы, хулиганы и т. п.) — действие развертывается на текстильной фабрике. "Золото и мозг" ("Спрут") затрагивает вопросы международной пролетарской солидарности, военной опасности, организации зап.-европейского пролетариата, окруженного фашистами, социал-предателями и капиталистами, стремящимися вырвать у него даже изобретения, если они способны улучшить его положение, — так в своеобразной форме обнаруживается и классовая обусловленность науки и ее деятелей. "Инга" показывает уголок нового советского быта и перемену "женской доли" под влиянием преобразования современных отношений во всей их сложности. Так. обр. во всех пьесах Г. переплетаются два начала — индивидуальное и социальное (коллективистическое),причем последнее определяет первое. В этом смысле Г., среди современных пролетарских драматургов, стремится наиболее последовательно выдержать принципы марксистской социологии. В соответствии с этим он пользуется приемами психологического реализма, местами впадая, однако, в излишний натурализм. Этот недостаток Глебов пытается затушевать искусным построением драматургической композиции. Некоторые пьесы Г. переведены на языки национальных меньшинств (еврейский, тюркский, грузинский) и ставились на национальных сценах.
Библиография
: Канун (Преступление старосты Домбовского), Театр, изд-во, М., 1924; Окопы в комнатах, МОДПиК, М., 1925; Горячкин в деревне, Пьеса для комсом. театра (совместно с Л. Субботиным), Моск. театр. изд-во, М., 1925; Загмук, Трагедия раннего восстания, МТИ, М., 1925; Рост, Теакинопечать, М., 1927; Расплата, Пьеса для деревни, "Крестьян, газ.", М., 1927; Власть, Драматические фрагменты Октября, Гиз, 1929; Золото и мозг, Тзакинопечать, М., 1929.И. Клейнер.
{Лит. энц.}
Глебов, Анатолий Глебович
(псевд. Анатолия Глебовича Котельникова) (1899-1964).
Рус. сов. прозаик, драматург, журналист, более известный произв. др. жанров. Род. в Полтаве (ныне - Украина), по образованию японовед. Чл. СП.
Г. является автором ранней соц. мелодрамы "RAF I (Золото и мозг)" (1929) о борьбе империалистических держав за овладение секретом ядерной энергией, а также НФ р-зом "Большой день на планете Чунгр" (1962), в к-ром сатирическое повествование о муравьеподобных обитателях Марса перекликается с актуальной темой "разоблачения культа личности", и филос. новеллой "Золотой дождь" (1963).
Вл. Б.