Глиэр Рейнгольд Морицевич
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Глиэр, Рейнгольд Морицевич - композитор, родился в 1874 г., музыке учился в киевской музыкальной школе и московской консерватории (1894 - 1900), которую кончил с золотой медалью. Из его произведений изданы (у М. Беляева , СПб. - Лейпциг, и П. Юргенсона , М.) три струнных секстета, струнный октет, два струнных квартета, симфония и симфоническая картина для большого оркестра ""Сирены"", более 80 романсов, хоры для детских и женских голосов, ряд пьес для разных духовых инструментов с фортепиано, 2 пьесы для контрабаса с фортепиано, более 20 дуэтов для 2 скрипок, баллада и 12 пьес для виолончели с фортепиано, 8 пьес для скрипки и виолончели, более 12 пьес для скрипки и фортепиано, более 40 пьес для фортепиано в 4 руки, 30 прелюдий, 15 эскизов и много других пьес для фортепиано в 2 руки и т. д. Глиэр примыкает к последователям Римского-Корсакова и Глазунова . Не отличаясь крупной самобытностью и глубиной, музыка Глиэра обнаруживает большие технические способности автора, замечательную легкость и непринужденность письма и хороший музыкальный вкус. От излишеств новейшей русской музыки (Скрябин , Стравинский ) Глиэр свободен.
Источник: Биографический словарь. 2008
Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр - в то время уже известный композитор, педагог, дирижер - сразу же активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры. Младший представитель русской композиторской школы, ученик С. Танеева, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, своей разносторонней деятельностью он осуществлял живую связь советской музыки с богатейшими традициями и художественным опытом прошлого. «Я не примыкал ни к какому кружку или школе», - писал о себе Глиэр, но его творчество невольно вызывает в памяти имена М. Глинки, А. Бородина, А. Глазунова из-за сходства в восприятии мира, который предстает у Глиэра светлым, гармоничным, цельным. «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением», - говорил композитор.
Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.
Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Рейнгольд упорной работой доказал право на любимое искусство и после нескольких лет учебы в Киевском музыкальном училище в 1894 г. поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки, а затем композиции. ...»Никто у меня никогда так много не работал в классе, как Глиэр», - писал Танеев Аренскому. И не только в классе. Глиэр штудировал произведения русских писателей, книги по философии, психологии, истории, интересовался научными открытиями. Не довольствуясь учебным курсом, он самостоятельно изучал музыкальную классику, посещал музыкальные вечера, где познакомился с С. Рахманиновым, А. Гольденвейзером и другими деятелями русской музыки. «В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца»...- писал Глиэр об этом периоде жизни.
Такая сверхнапряженная работа не оставляла времени на развлечения, да Глиэр и не стремился к ним. «Я казался каким-то сухарем... неспособным собраться где-нибудь в ресторане, пивной, покутить»... На такое времяпровождение ему было жаль тратить время, он считал, что человек должен стремиться к совершенству, которое достигается упорным трудом, а поэтому нужно «волю закалить и превратить в стальную». Однако «сухарем» Глиэр не был. Сердце у него было доброе, душа певучая, поэтичная.
Консерваторию Глиэр окончил в 1900 г. с Золотой медалью, являясь к этому времени автором нескольких камерных сочинений и Первой симфонии. В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат - Третья симфония «Илья Муромец» (1911), о которой Л. Стоковский писал автору: «Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре - музыку, которая выражает силу русского народа». Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 г. он вел класс гармонии и энциклопедии (так назывался расширенный курс ана- лиза форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Н. Мясковским.
В 1913 г. Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский. Глнэру удалось привлечь к работе в консерватории таких музыкантов, как Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, Б. Яворский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов - С. Кусевицкого, Я. Хейфеца, С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Гречанинова. В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 г. вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых А. Н. Александров, Б. Александров, А. Давиденко, Л. Книппер, А. Хачатурян... «Как-то так выходит», - писал Прокофьев, - «что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым».
В Москве в 20-х гг. развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или просто рассказывал сказки, импровизируя на рояле. Одновременно в течение ряда лет Глиэр руководил студенческими хоровыми кружками в Коммунистическом университете трудящихся Востока, что принесло ему как композитору немало ярких впечатлений.
Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик - Украины, Азербайджана, Узбекистана. С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей: «эти образы и интонации были для меня наиболее естественным способом художественного выражения моих мыслей и чувств». Ранее всего состоялось его знакомство с украинской музыкой, которую он изучал в течение многих лет. Результатом этого явились симфоническая картина «Запорожцы» (1921), симфоническая поэма «Заповiт» (1941), балет «Тарас Бульба» (1952).
В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шах-Сенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).
Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет «Красный мак». («Красный цветок»), поставленный в Большом театре в 1927 г. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет «Медный всадник» по поэме А. Пушкина, поставленный в 1949 г. в Ленинграде. «Гимн великому городу», завершающий этот балет, сразу стал широко популярным.
Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951) широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление. Но истинным шедевром является Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943) - самое искреннее и обаятельное сочинение композитора. Стихия концертности вообще была очень естественна для Глиэра, в течение многих десятилетий активно концертировавшего в качестве дирижера и пианиста. Выступления продолжались до конца жизни (последнее состоялось за 24 дня до кончины), при этом Глиэр предпочитал ездить в самые глухие уголки страны, воспринимая это как важную просветительскую миссию. ...»Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед». Эти слова Глиэр написал в конце творческого пути. Ими он руководствовался свою жизнь. /О. Аверьянова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
род. 30 дек. 1874 (11 янв. 1875) в Киеве, ум. 23 июня 1956 в Москве. Композитор. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Учился в 1891—1894 в Киевском муз. училище по кл. скрипки О. Шевчика. В 1900 окончил Моск. конс. по кл. композиции М. М. Ипполитова-Иванова, контрапункт, фугу и формы проходил в кл. С. И. Танеева, гармонию у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса. В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1900 педагог. В 1913—1920 проф. Киевской конс. (кл. композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор конс. В 1920—1941 проф. Моск. конс. по кл. композиции. В 1920—1922 зав. муз. секцией Моск. отд. народного образования, сотрудник муз. отд. Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографич. секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижер, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 пред. Оргкомитета Союза композиторов СССР, Госпремии СССР (1946, 1948, 1950).
Соч.: оперы — Земля и небо (опера-оратория по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (Баку, 1927, 2 ред. там же, 1934), Лейли и Меджнун (совм. с Т. Садыковым, Ташкент, 1940), Гюльсара (совм. с Т. Садыковым, Ташкент, 1949), Рашель (по Г. Мопассану, 1947, Москва, концертное исп.); балеты — Хризис, балет-пантомима (Москва, 1912), Клеопатра (Египетские ночи, балет-пантомима по А. С. Пушкину, Москва, 1926), Красный мак (с 1957—Красный цветок, Москва, 1927), Комедианты (по пьесе "Фуэнте овехуна" Лопе де Вега, Москва, 1931, новая ред. — Дочь Кастилии, Москва, 1955), Медный всадник, по А. С. Пушкину (Ленинград, Москва, 1949), Тарас Бульба, по Н. В. Гоголю (1951—1952); муз. драма — Гюльсара (Ташкент, 1936); кантата — Слава Советской Армии (1953); для симф. орк. — 3 симфонии: I (1903, Москва), II (1907, Берлин), III — Илья Муромец (1912, Москва), поэмы: Сирены (1908, Москва), Заповит (1939—1941), увертюры: Торжественная, к ХХ-летию Октября (1937, Москва), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941, Москва), Дружба народов, к 5-летию Советской конституции (1941, Свердловск), Победа, для симф. или дух. орк. (1945, Москва), Запорожцы, симф. картина-балет на сюжет картины И. Е. Репина (1926, Москва), поэма Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1938, Москва); для влч. с орк. — концерт (1947, Москва); для валторны с орк. — концерт (1951, Ленинград); для арфы с орк. — концерт (1938, Москва); для голоса с орк. — концерт (1943, Москва); для дух. орк. — фантазия На праздник Коминтерна (1924), Марш Красной Армии (1924), увертюра XXV лет Красной Армии (1943, Москва); для орк. нар. инстр. — Симфония-фантазия (1943); 3 струн. секстета (1898, 1904, 1905); 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946); для ф-п. — 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества, 4 тетради (1908), 8 легких пьес (1909); для 2 скр. — 12 дуэтов (1909); для скр. и ф-п. — Романс (1902), 12 легких пьес (1909); для влч. с ф-п. — Баллада (1902), 12 листков из альбома (1910); для разных инстр. с ф-п. (1908); романсы (около 130) — В порыве слез, сл. Т. Гольденвейзер (1903), Придешь ли с новою весною (сл. М. Лохвицкой, 1903), О, не вплетай цветов (сл. Д. Ратгауза, 1904), Коль любить, так без рассудка (сл. А. К. Толстого, 1906), О, если б грусть моя (сл. Россвейн, 1906), Жить, будем жить (сл. Галиной, 1906), Сладко пел душа соловушко (сл. И. Лажечникова, 1908), Ночь серебристая (сл. Д. Ратгауза, 1908), Мы плыли с тобой (сл. Скитальца, 1909), Ночь идет (сл. И. Бунина, 1909), Проснись, дитя (сл. М. Лохвицкой, 1909), Лада (сл. Л. Столицы, 1912) и др.; песни — Будет Гитлеру конец (сл. И. Доронина, 1941), Храброе сердце (сл. А. Коваленкова, 1939); музыка к спектаклям (7) — "Царь Эдип" Софокла (1921, Москва), "Лизистрата" Аристофана (1923, Москва), "Свадьба Фигаро" Бомарше (1927, Москва), "Мольер" М. Булгакова (1936, Москва), "Фархад и Ширин" С. Вургуна (1946, Москва), "Цюй-Юань" Го Мо-жо (1954, Москва); музыка к фильмам — "Земля жаждет" (совм. с С. Н. Ряузовым, 1931), "Друзья встречаются вновь" (1939), "Алишер Навои" (совм. с Т. Садыковым, 1948) и др.
Глиэр, Рейнгольд Морицевич
(род. 11.I.1875 в Киеве, ум. 23.VI.1956 в Москве) — сов. композитор, дирижер, педагог, муз. деятель. Первоначальное муз. образование получил в домашних условиях (уроки скр. у А. Вейнберга, К. Воута). В 1891—93 обучался в Киевском муз. училище у О. Шевчика (скр.) и Е. Рыба (теория композиции). Музыку начал сочинять с 13 лет. В 1894 поступил в Московскую консерваторию, где его основными педагогами были И. Гржимали (скр.), А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, С. Танеев (композиция). Оконч. консерваторию с золотой медалью (1900), будучи автором симфонии, октета, секстета, квартета, мелких пьес. В качестве дипломной работы представил оперу-ораторию "Земля и небо". В 1901 приступил к педагогической работе (в муз. школе Гнесиных). С 1905 по 1907 жил в Берлине, изучал дирижирование под рук. О. Фрида. В 1908 начал систематическую деятельность в качестве дирижера. В 1913—20 профессор композиции Киевской консерватории (с 1914 также директор). В 1920 переехал в Москву, куда был приглашен профессором Московской консерватории (кл. композиции). Одновременно заведовал муз. секцией Московского отдела народного образования (до 1922), вел муз. работу в Наркомпросе, Пролеткульте, дирижировал циклами общедоступных симф. концертов. В 1923—25 выезжал в Баку для изучения фольклора, положенного в основу созданной им первой национальной азерб. оперы "Шахсенем"; в 1927 закончил поставленный в том же году на сцене Большого театра первый сов. балет на соврем. тему "Красный мак". К серед. 30-х гг. создал первую узбекскую муз. драму "Гюльсара". В 1937 возглавил московский союз композиторов, с 1938 по 1948 пред. оргкомитета СК СССР. В годы Великой Отечественной войны Г. с поразительной для его возраста энергией продолжал творческую и муз.-общественную работу. После войны к этому добавились гастрольные поездки с авторскими концертами. Заслуги Г. отмечены награждением его орденами Ленина (1945, 1950, 1955), Трудового Красного Знамени (1937), "Знак Почета" (1938), присвоением почетных званий засл. арт. РСФСР (1925), засл. деят. иск. РСФСР (1927), нар. арт. АзССР (1934), нар. арт. РСФСР (1935), нар. арт. УзССР (1937), нар. арт. СССР (1938). В 1941 ему была присвоена степень доктора искусствоведения. Произведения его удостоены Гос. премий СССР (1946, 1948, 1950). Характерными чертами творчества Г. являются верность традициям рус. муз. классики, жизнеутверждающее мироощущение, пластичный, ясный муз. язык, щедрая мелодика, как правило отмеченная близостью к мелосу рус. народной песни, повествовательный характер музыки. Историческая заслуга Г. — осуществление непосредственной, живой связи между рус. классической муз. школой и сов. музыкой. Большое значение для отечественной муз. культуры имела его многолетняя педагогическая деятельность (1901—41). Его учениками в разное время являлись С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий, А. Хачатурян, Л. Книппер, Н. Раков, А. Новиков, А. Давиденко, А. Мосолов, Г. Литинский, Н. Иванов-Радкевич, А. Юрасовский, Б. Александров, И. Способин, А. Альшванг, С. Бугославский и др.
Соч.: оперы "Шахсенем" (1927, 2 ред. 1934), "Лейли и Меджнун" (1940), "Гюльсара" (1949) — обе соавт. Т. Садыков; "Рашель" (1947), "Земля и небо", опера-оратория (соч. 1900, конц. исп. 1903—04); кантата "Слава Советской Армии" (1953); балеты "Хризис" (1912), "Клеопатра" ("Египетские ночи", 1926), "Красный цветок" (первонач. "Красный мак", 1927), "Комедианты" (1931), "Медный всадник" (1949), "Тарас Бульба" (соч. 1952); 3 симфонии (I — 1900, II — 1907, III — "Илья Муромец" — 1911); поэмы "Сирены" (1908), "Заповiт", к 125-летию со дня рожд. Шевченко (1939), симф. карт. "Тризна" (1915), "Запорожцы" (1921), увертюры, в т. ч. Торжественная (1937), Героический марш (1935) и др. произв. для орк.; Марш Красной Армии, фантазия "На праздник Коминтерна" (1924) и др. произв. для дух. орк.; концерты для арфы (1938), для колорат. сопр. (1943), для влч. 1947), для валт. (1951) с орк.; камерно-инстр. анс., в т. ч. Октет (1900), 3 секстета (1898, 1904, 1905), 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946), Баллада для влч. и фп. (1902), 8 пьес для скр. и влч., 12 дуэтов для скр. и др.; пьесы для разн. инстр., в т. ч. Романс для скр. и фп. (1902), ок. 200 пьес для фп. (в 2 р., 4 р., для 2 фп.), 20 хоров, ок. 130 романсов, музыка к спект., к/ф и др.
Глиэр,
Рейнгольд МорицевичРод. 1874(75), ум. 1956. Композитор, музыкальный деятель, педагог. Создатель балетов "Красный мак" (1927; с 1957 — "Красный цветок") и "Медный всадник" (1949), оперы "Шахсенем" (1927) и др. музыкальных произведений. С 1913 г. профессор Киевской, с 1920 г. — Московской консерватории. Лауреат Сталинской премии (1946, 1948, 1950), народный артист СССР (1938).