ГЛИПТИКА ВИЗАНТИЙСКАЯ
ГЛИПТИКА ВИЗАНТИЙСКАЯ
одна из форм прикладного искусства, резьба по твердым драгоценным и полудрагоценным камням (агат, состоящий из слоев различной окраски, темнозеленый халцедон, фиолетовый аметист, прозрачный горный хрусталь, яшма красного, зеленого или серого цвета, сардоникс из полос бурокрасного и молочнобелого цвета, оникс из слоев белой и черной окраски, изумруды, сапфиры, рубины, гранаты и др.) или по железняку (гематиту). Они обрабатывались обсидиановыми или алмазными резцами, полировались толчеными раковинами и оправлялись золотом или серебром. Наиболее распространенными изделиями были овальные (высотой от 2 до 6 см) или прямоугольные камеи из сардоникса, агата, оникса, яшмы со срезанным светлым верхним слоем, открывающим более темный фон; геммы с врезанными изображениями и печати, а также нагрудные знаки духовных лиц, которые носили на груди на цепочке, – панагии. К числу ранних памятников византийской глиптики относится профильное изображение всадника на вздыбленном коне, выполненное на гематите. В правой руке он держит копье, которым поражает женщину в нижней части камня. Слева и справа – греческая надпись «Соломон», на обратной стороне – cлова: «печать Бога». Подобные изображения встречались в Палестине, в Сирии и в Египте (IV в.), где был распространен культ Соломона. Царь, по представлению древних, обладал властью над демонами, поражал их божьей печатью и лечил людей. С утверждением христианства на геммах и камеях помещались погрудные или в рост изображения Христа, Богоматери, архангела Михаила с мечом на плече, Иоанна Крестителя и Николая, апостолов Петра, Иоанна Богослова и святых воинов Георгия, Димитрия, Феодора Стратилата, отличающиеся соразмерностью фигур, красотой образов, совершенством резьбы. Эти изображения чаще всего использовались как обереги, предохранявшие от порчи, дававшие здоровье, счастье, богатство. Такую же функцию выполняли композиции «Даниил во рву львином» – символ вечной жизни – и семь спящих отроков эфесских, охранявших от демонов преисподней и даровавших человеку мирный сон. В палеологовскую эпоху (1261 – 1453) снизился профессиональный уровень резчиков по камню. В изделиях из стеатита (твердая разновидность талька – минерала белого или зеленоватого цвета), выполненных константинопольскими и солунскими мастерами, использовались различные виды рельефа (объемный, уплощенный, низкий), соотношение гладких и покрытых резьбой плоскостей, нарушалась фронтальность изображения. Крупные по размеру стеатитовые Панагии (16 см в диаметре), сохранившиеся в монастыре Ксиропотам на Афоне, отличались сложными композициями, монументальностью форм, заполненностью пространства.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012