ГЛОБА Николай Васильевич

Найдено 1 определение
ГЛОБА Николай Васильевич
6.12.1859 (с. Глоба-Корниповка Новомосковского уезда Екатеринославской губ.; ныне Днепропетровская обл.) - октябрь 1941 (Париж). Живописец и педагог. В 1878-87 учился в АХ. Получил малые (1883, 1884) и большие (1884, 1885) серебряные медали, малую золотую медаль и звание классного художника 1 -й степени по исторической живописи за картину «Св. Ирина исцеляет св. Себастьяна» (1887). Писал жанровые и исторические картины в традиционной манере. Участвовал в академических выставках и выставках Общества русских акварелистов. Получил общественное признание как педагог и реформатор художественного образования. В 1887 начал педагогическую деятельность с руководства общим рисовальным классом женского отделения Рисовальной школы ОПХ в Петербурге. С 1889 преподавал в Николаевском институте, с 1894 заведовал кустарной промышленностью в Департаменте торговли и мануфактур. В 1895 получил должность инспектора по художественно-промышленному образованию, созданную по инициативе С. Ю. Витте с целью подготовки специалистов для развития фабрично-заводской кустарной промышленности. Открыл художественно-промышленную школу в Миргороде, на примере которой убедился в необходимости подготовки специальных преподавательских кадров, способных связать теорию с практикой ручного труда. В 1895-1917 - директор Строгановского художественно-промышленного училища в Москве. Провел существенную реорганизацию училища. Пригласил для преподавания талантливых художников и педагогов, ввел новые программы, организовал художественно-промышленные мастерские (скульптурную, ткацкую, керамическую, эмалевую, декоративно-театральную и др.), учредил ежегодные отчетные Рождественские выставки учащихся, открыл магазин для продажи изделий, изготовленных в мастерских училища. В педагогической практике и в общественных выступлениях пропагандировал русское народное искусство. За успехи на педагогическом поприще был избран академиком. С 1900 возглавлял Художественно-промышленный музей Александра II. Был членом Общества преподавателей графических искусств (1906-17) и членом-учредителем Общества возрождения художественной Руси (1915-17). В 1914 стал камергером (единственный случай для художника). В 1917 вышел в отставку. В 1918-начале 1920-х работал в Киеве в Комиссии по охране памятников искусства и старины, затем стал директором Владикавказского художественно-краеведческого института, позже - директором техникума кустарной промышленности в Москве. В 1925 был командирован на Международную выставку декоративных искусств и остался в Париже. В 1926 при содействии кн. Ф. Ф. Юсупова организовал и возглавил Русский художественно-промышленный институт, для преподавания в котором были приглашены И. Я. Билибин и М. В. Добужинский. В институте работали мастерские художественного шитья, набойки, эмалевой инкрустации, росписи по фарфору. В 1928 был награжден золотой медалью за участие вместе с сотрудниками института в выставке, организованной мэрией XVI округа Парижа. В 1930 институт был закрыт из-за недостатка средств. В 1929-31 участвовал в организации сезонов Русской оперы в Театре Елисейских полей. В 1930-е входил в общество «Икона»; исполнял проекты иконостасов, рисунки для церковной утвари. Создал проект росписи храма преп. Серафима Саровского в Париже (1933). После сорокалетнего перерыва вернулся к живописи, писал пейзажи, портреты и натюрморты. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999