(от греч. «язык» и «говорить») – термин, принятый для обозначения одного из даров Святого Духа – «говорения языками» (или «на языках»).
О глоссолалии свидетельствуют прежде всего тексты Нового Завета. Апостол Павел называет ее даром «разных языков» (см. 1 Kор. 12, 10, 28) или способностью «говорить языками» (см. 1 Kор. 12, 30; 13, 1; 14, 5, 18, 23). Такое же выражение используется в Деян. 2, 4; 10, 46; 19, 6 и Мк. 16, 17 (при этом евангелист Лука называет языки «иными», а евангелист Марк – «новыми»).
Появление в Церкви дара глоссолалии связано с событиями Пятидесятницы – Сошествием Святого Духа на апостолов. Согласно евангелисту Марку, этот дар был обещан воскресшим Господом Иисусом Христом еще прежде вознесения в качестве знамения тем, кто уверует в Него (см. Мк. 16, 17). В Деяниях святых апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (см. Деян. 2, 1-11), в Kесарии Палестинской (см. Деян. 10, 44-48) и в Эфесе (см. Деян. 19, 1-6) в связи с проповедью Евангелия и совершением Таинства Kрещения (как до погружения в воду, так и после возложения рук апостолов).
Был ли этот дар распространен повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно неизвестно. Последний, кто говорит о существовании глоссолалии в Православной Церкви, – сщмч. Ириней Лионский. Авторы IV в. однозначно относят глоссолалию к давно исчезнувшим явлениям, бытовавшим в Церкви в апостольскую эпоху.
Все новозаветные авторы пишут о глоссолалии как о видимом действии Святого Духа, которое является знамением прежде всего для неверующих (например, 1 Kор. 14, 22). Евангелист Лука объясняет события Пятидесятницы как исполнение пророчества Иоиля (см. Лк. 2, 28-32). Апостол Павел связывает говорение языками с пророчеством Исаии (см. Ис. 28, 11; ср.: 1 Kор. 14, 21), которое означает приближение Страшного Суда.
Глоссолалия – чудесная способность говорить на иностранных языках, не изучая их предварительно. Собравшиеся в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы иудеи и прозелиты из разных стран слышали, как апостолы, на которых сошел Святой Дух, говорят на разных наречиях (см. Деян. 2, 6, 8). Само это событие типологически противопоставлено рассказу о Вавилонской башне и смешении языков (см. Быт. 11, 1-9). Некоторые святые отцы полагали, что способность говорить на иностранных языках была дарована апостолам специально для проповеди Евангелия в разных странах и исчезла после распространения христианства по миру.
Из описаний глоссолалии не видно, чтобы говорение языками происходило в состоянии транса: имеющий такой дар мог им управлять, говорить только во время собрания, синхронно с другими, или молчать по своей воле (см. 1 Kор. 14, 27-28).
Видимое исчезновение дара глоссолалии в Православной Церкви сопровождалось появлением подобных практик в среде еретиков и сектантов.
Начиная с XVIII в. стали появляться свидетельства о феномене, сходном с глоссолалией, в среде некоторых протестантских деноминаций (квакеров, шейкеров, ирвингиан, мормонов и др.) и у русских сектантов (хлыстов, малеванцев и др.). В настоящее время такая глоссолалия связывается прежде всего с движением пятидесятников, которые считают говорение языками общеобязательным условием для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Духом». В большинстве случаев речь идет об искусственно вызываемых (с помощью особых методик) состояниях экстаза, часто сопровождающихся конвульсиями, кружением, нервным смехом или плачем и нечленораздельной речью (речь на иностранных языках встречается крайне редко).
0.00 байт
Образ Солнца в поэме Андрея Белого «Глоссолалия»
Статья посвящена осмыслению образа Солнца в поэме А. Белого «Глоссолалия». При анализе учитывается жанровая специфика произведения, восходящая к профетической словесности.