Гмыря Борис Романович
Гмыря Борис Романович
(1903–1969) - оперный и концертно-камерный певец (бас), народный артист СССР (1951). Работал грузчиком, моряком на Черноморском торговом флоте. В 1935 окончил Харьк. инженерно-строительный институт (1935), Харьк. консерваторию (1939, класс П.В. Голубева). С 1936 солист Харьк., с 1939 - Киевского театра оперы и балета. Был одним из ведущих мастеров советского оперного искусства. Обладал красивым голосом теплого, бархатного тембра, широкого диапазона, тонким художественным вкусом. Его исполнению было присуще полное слияние драматического и музыкального начал. Партии: Иван Сусанин, Руслан («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргского), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Мефистофель («Фауст» Гуно); в операх советских композиторов: Валько («Молодая гвардия» Мейтуса), Кривонос («Богдан Хмельницкий» Данькевича) и многих др. С большим успехом выступал как камерный певец. Гастролировал за рубежом. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов (1939). Государственная премия СССР (1952). Награжден орденом Ленина.
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
ГМЫРЯ Борис Романович
(1903–1969), советский певец (бас). Народный артист СССР (1951).
После освобождения Красной Армией в ноябре 1943 Киева встал вопрос, как быть с теми, кто в какой‑то степени сотрудничал с немецкими оккупантами. Однажды один майор позвонил Н.С. Хрущеву и спросил, что делать с задержанным каким‑то певцом Гмырей.
Хрущев решил перезвонить Сталину. Рассказал, что за время оккупации города Гмыря пел в театре, его вывозили в Берлин, где он, в частности, пел партию Вольфрама в вагнеровской опере «Тангейзер».
Сталин спросил: «Хорошо ли он поет?»
Хрущев ответил, что сам его пения не слышал, но отзывы музыкантов хорошие.
Тогда И.В. Сталин сказал: «Ну что ж, что пел для немцев. Раз хорошо поет, то пусть теперь попоет для нас». Судьба певца была решена.
Через непродолжительное время Гмыря был приглашен на гастроли в Москву. Его слушал Иосиф Виссарионович. И предложил присвоить Борису Романовичу Гмыре почетное звание Народного артиста СССР, что и было осуществлено в 1951.
Обладая голосом широкого диапазона, мягкого, бархатного тембра, Гмыря вошел в плеяду замечательных мастеров советского оперного искусства. Он создал много музыкально‑сценических образов, радовал исполнением произведений русских, украинских и западноевропейских композиторов, романсов и народных песен. В 1952 г. ему за концертно‑исполнительскую деятельность была присуждена Сталинская премия.
После освобождения Красной Армией в ноябре 1943 Киева встал вопрос, как быть с теми, кто в какой‑то степени сотрудничал с немецкими оккупантами. Однажды один майор позвонил Н.С. Хрущеву и спросил, что делать с задержанным каким‑то певцом Гмырей.
Хрущев решил перезвонить Сталину. Рассказал, что за время оккупации города Гмыря пел в театре, его вывозили в Берлин, где он, в частности, пел партию Вольфрама в вагнеровской опере «Тангейзер».
Сталин спросил: «Хорошо ли он поет?»
Хрущев ответил, что сам его пения не слышал, но отзывы музыкантов хорошие.
Тогда И.В. Сталин сказал: «Ну что ж, что пел для немцев. Раз хорошо поет, то пусть теперь попоет для нас». Судьба певца была решена.
Через непродолжительное время Гмыря был приглашен на гастроли в Москву. Его слушал Иосиф Виссарионович. И предложил присвоить Борису Романовичу Гмыре почетное звание Народного артиста СССР, что и было осуществлено в 1951.
Обладая голосом широкого диапазона, мягкого, бархатного тембра, Гмыря вошел в плеяду замечательных мастеров советского оперного искусства. Он создал много музыкально‑сценических образов, радовал исполнением произведений русских, украинских и западноевропейских композиторов, романсов и народных песен. В 1952 г. ему за концертно‑исполнительскую деятельность была присуждена Сталинская премия.