ГНЕСИНЫ

Найдено 1 определение
ГНЕСИНЫ
(Евгения Фабиановна, в замужестве Савина (1870–1940); Мария Фабиановна (1871–1918); Елена Фабиановна (1874–1967); Елизавета Фабиановна, в замужестве Витачек (1879–1953); Ольга Фабиановна, в замужестве Александрова (1885–1963); Михаил Фабианович (1883–1957)) – российские музыканты, основатели музыкального училища.
Сестры родились в Ростове-на-Дону. Крестившиеся дочери ростовского раввина были обласканы судьбой. Своё музыкальное образование девушки начинали в Ростове-на-Дону. В семье Гнесиных постоянно звучала музыка.
Евгения Фабиановна окончила в 1889 году фортепьянный факультет консерватории, занималась также композицией с А.С. Аренским и С.И. Танеевым. Была тесно связана с кружком любителей литературы и искусства, которым руководил молодой купеческий сын Константин Алексеев – в будущем К. С. Станиславский.
Мария окончила Московскую консерваторию по классу Н.Е. Шишкина в 1895 году.
Рядом с сестрами в консерватории обучались высокоодарённые музыканты, ставшие впоследствии гордостью русского искусства: А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов, многие знаменитые русские пианисты и композиторы.
Елена Фабиановна поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Среди ее преподавателей также были знаменитые композиторы А.С. Аренский и С.И. Танеев. В 1893 году Елена закончила обучение в консерватории (с серебряной медалью) и стала заниматься педагогической и концертной деятельностью. Она концертировала как солирующая пианистка, ансамблистка и аккомпаниатор, выступая в этом качестве с Л.В. Собиновым и П.А. Хохловым.
У старших сестёр возникла идея объединить свои усилия в области педагогики. Сначала они организовали музыкальную школу. Пока школа располагала только одним роялем (на приобретение второго просто не было средств). В начале февраля 1895 года в Москве открылось «Училище сестёр Е. и М. Гнесиных» (под «Е» подразумевались Евгения и Елена, под «М» – Мария). Все организационные дела по училищу взяла на себя Елена. Сначала педагогический коллектив состоял только из трёх сестёр Гнесиных. Но уже в 1901 году, окончив консерваторию, в этот коллектив влилась четвёртая сестра, Елизавета, и появился класс скрипки.
Вскоре училище молодых сестёр получило такую известность, что в него стали поступать взрослые ученики, готовившиеся к дальнейшей учёбе в консерваториях.
В 1919 году по решению Луначарского, училищу был придан статус Государственной музыкальной школы, которая в 1925 году была преобразована в Государственный музыкальный техникум имени Гнесиных.
В техникуме стал преподавать ещё один Гнесин – композитор Михаил Фабианович, ученик Римского-Корсакова и А. К Лядова. К тому времени он основал в Ростове-на-Дону музыкальную школу (ныне его имени) и Донскую народную консерваторию (1920–1921 годы). В 1923 году он был инициатором создания кафедры композиции в Музыкальном училище своих сестер.
В связи с интересом к фольклору Востока посетил Палестину и другие страны. Он считается одним из зачинателей профессиональной еврейской композиторской школы в России. В 1914 и 1922 годах он побывал в Эрец-Исраэль, знакомясь с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на его композиторское творчество. Еврейская тематика занимает у него всегда особое место. Любовь к фольклору разных народов, к истории их культур выразились в написании Гнесиным мелодичных лиричных произведений на азербайджанские, адыгейские, казахские, дагестанские, туркменские, украинские интонации. Но вновь и вновь возвращался композитор к родным еврейским мотивам.
В конце 1940-х годов пришло время борьбы с космополитизмом, на него стали писать доносы, и Гнесин, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии, композитор, дважды лауреат премии имени Глинки, педагог с 45-летним стажем вынужден был уйти из института.
В 1936 году техникум был преобразован в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных. Ныне это Российская академия музыки (РАМ) имени Гнесиных – высшее музыкально-педагогическое учебное заведение.
Елена Фабиановна была директором, художественным руководителем, профессором училища, а с 1944 года – Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Она развивала лучшие традиции русской пианистической школы. Её известными учениками были пианист Л. Оборин, композитор А. Хачатурян, дирижёры Е. Светланов, Г. Рождественский, И. Гусман.
Все Гнесины похоронены на Новодевичьем кладбище.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

История одного открытия (М. Ф. Гнесин)

Козева Галина Сергеевна
Статья посвящена деятельности уроженца Ростова М. Ф. Гнесина, его работе в школе-студии с В. Э. Мейерхольдом. Основное внимание сконцентрировано на идее музыкального чтения, созданной и разработанной М. Ф. Гнесиным
Читать PDF
0.00 байт

М. Гнесин. Из музыкально-критического наследия

Козева Галина Сергеевна
Статья посвящена краткому обзору публицистической деятельности Михаила Гнесина.
Читать PDF
0.00 байт

«Мы пригодимся через столетия»: Михаил Гнесин о революции в искусстве

Карачевская Мария Алексеевна
ных текстов докладов и лекций М. Ф. Гнесина начала 1920-х годов, отразивших проблемы советской музыкальной культуры в первое послереволюционное десятилетие.
Читать PDF
0.00 байт

М. Ф. Гнесин и его теория «Музыкального чтения»

Архипова М.
в статье рассматриваются основные композиции «синтеза искусств», в пространстве которых происходило творчество М.Ф. Гнесина, создавшего концепцию «теории «музыкального чтения»
Читать PDF
462.79 кб

"РОЗАРИУМ" М. Ф. ГНЕСИНА И КАМЕРНАЯ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Карачевская М.А.
The article is devoted to the genre «poem with music» in the works of Mikhail Gnesin (1883-1957). The article touches upon the early romances of the composer and his creative quest.
Читать PDF
0.00 байт

Деятельность выпускников Российской академии музыки им. Гнесиных как фактор развития региональной му

Бадалов Олег Павлович
Предмет исследования состоит в осмыслении влияния Российской академии музыки им. Гнесиных одного из старейших музыкальных вузов России на развитие музыкальной культуры Черниговского региона Украины второй половины ХХ в.

Похожие термины:

  • Гнесин Михаил Фабианович

    Гнесин, Михаил Фабианович - композитор. Родился в 1883 г. в еврейской семье, в 1909 г. окончил петербургскую консерваторию по классу теории композиции у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова . Заведует хор