• ?????.
Г. поэзия в первобытной своей силе и свежести — произведение эллинской жизни. В народе, у которого таким блестящим образом мысль и ее выражение соединялись в одно целое, непременно должно было высоко цениться меткое и содержательное изречение, sententia, ?????, представляющее в самом совершенном виде равновесие между содержанием и формой. Ни один из греческих поэтов не чужд такого выражения мыслей, и величайшие из них, напр., Софокл, Пиндар и др. без особого умысла сделали богатый вклад в Г. поэзию. Те, которые специально занимались ей, применяли гному в виде совета и наставления к практической жизни и выражали ей результаты своих многосторонних наблюдений и опытов. Т. к. в древнейшие времена право и обычай, закон и наставление еще мало отличались друг от друга, то древнейшие законоположения и обычные права являются по большей части в виде гном, поэтическая форма которых облегчала молодым людям утвердить их в своей памяти. «Достоинство всех этих изречений состоит не в особенной мудрости, но в твердом духе, сознающем свои собственные основы, не посредством размышления (Reflexion), а вследствие внезапного откровения. Если смотреть с этой точки зрения, то становится понятным то удивление, почти, можно сказать, тот радостный испуг, который производили в умах современников изречения вроде: "Узнавай себя", "Повинуйся Богу", потому что эти изречения выражали ясно и энергично то, что всякий сознавал в своей душе» (К. О. M?ller, Dorier, 2, 391). Гномы также вырезались на столбах в общественных местах, как, напр., на термах в Афинах. Размер стиха, более всего употребительный в гномах, был гексаметр или дистих. По характеру своему, в смысле искусства, Г. поэзия составляет часть элегической поэзии (см. Elegia, Элегия) и стоит рядом с политической поэзией. Наряду с Солоном, Ксенофаном, Архилохом и Мимнермом, бесспорно, выдается как мастер этого рода поэзии Феогнис; подобен ему Фокилид, между тем как Эзоп, Симонид и Евен переходят уже к более ограниченной форме эпиграммы, в пределах которой в позднейшее время высказалась еще большая творческая сила, хотя это были произведения более искусства, нежели жизни. Когда появилась дидактическая поэзия, для гномы уже не оставалось места. У римлян гнома является искусственным произведением; сохранился сборник двустиший (disticha) такого рода в 4 книгах под именем Диониса Катона. Изд. Hauthal (1869).