Гносис
Гносис
(греч. познание, знание), религиозное течение поздней античности, в котором вост., в т. ч. иудейское, понимание бытия соединялось с эллинистическим, причем последнее одерживало верх благодаря обогащению его идеями перс. — иран. верований. Для Г. характерен строгий дуализм. Мир и человек рассматривались как две антагонистически противоположные части. Тело и материя, как и космос, трактовались как творение и область господства Демиурга. Последний приравнивался к библейскому богу-творцу. Душа и дух считались созданием и сферой деятельности бога света, спасителя. Бог-творец вступал в борьбу с силами тьмы и в конце концов побеждал их. Согласно учению Г., спасение человека заключается в осознании им, что его душа, его первичное «Я» — часть божеств, световой материи, которая стремится к возвращению в потусторонний мир света, где она зародилась. Познание открывается человеку через спасителя (греч. phostere — освещающий). Представители различных сект (мандеев, манихеев, поклонников Сета, симониан или герметиков) именовали спасителем своих богов: Мани, Сета, Гермеса Трисмегиста, Симона Мага, Сема или Зостриана, Иисуса, а также Иакова. После того как в Наг-Хаммади (Верхний Египет) была открыта коптская гностич. библиотека, впервые появилась возможность получить более полные представления о многочисл. сектах и трудах христианских гностиков.
Источник: Словарь античности. 1989