Гностики
Гностики
гностицизм (от греч. gnostikos — познающий) — религиозное движение и религиозно-философское учение поздней античности (начало н. э.), вылившееся в ряд раннехристианских ересей. Гностицизм притязал на знание особого таинственного смысла Библии.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ГНОСТИКИ
последователи религ.-филос. течения (1 — 3 вв.), возникш. в Сирии и Месопотамии и проникш. в Рим. империю. Учение Г. представл. смесь христ. идей, вост. религий, мистики и антич. философии. Считая материал. мир греховным, верхов. божество абсолютно соверш. и непричаст. к созданию греховн. мира, Г. вводили между богом и природой мн. промежуточ. сверхъест. сил — эонов. Учение об эонах они назыв. гносисом. Г. распадались на десятки христ. и языч. сект. Во 2 в. они пользов. большим влиянием в христ. общинах. Руководители Г. — Керинф, Василид, Карпократ. Христ. Г. резко выступали против иуд. элементов в христианстве.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ГНОСТИКИ
греч. gnoitixoi - познающие) - последователи религ.-филос. течения (1-3 вв.), возникшего в Сирии и Месопотамии и проникшего в Рим. империю. Учение Г. представляло смесь христ. идей, вост. религий, мистики и антич. философии. Считая материальный мир греховным, верховное божество абсолютно совершенным и непричастным к созданию греховного мира, Г. вводили между богом и природой множество промежуточных сверхъестеств. сил - эонов. Учение об зонах они называли гносисом. Г. распадались на десятки христ. и языч. сект. Во 2 в. они пользовались большим влиянием в христ. общинах. Руководители Г. - Керинф, Василид, Карнократ. Христ. Г. резко выступали против иудейских элементов в христианстве. Возникающая христ. церковь вела борьбу против Г., т. к. их учение подрывало евангельский миф о богочеловеке. После победы христианства Г. жестоко преследовались, а их соч. уничтожались. В 1946 в деревне Хенобоскион (Верх. Египет) было обнаружено большое собрание гностич. рукописей 3 в. Лат.: Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Doresse J., Les livres secrets des gnostiques d´Egypte. P., 1958; Ленцман Я. A., Происхождение христианства, M., 1960.
Гностики
(гр. gnostikoi), авторы распространенных во II в. н. э. религиозно-философских сочинений. Большинство текстов сохранилась в виде греческих цитат у полемизировавших с ними христианских антигностических авторов (Иренея, Тертуллиана, Ипполита, Епифания) и в переводах целых произведений на коптский язык. После II Мировой войны в Египте, поблизости от Наг-Хаммади, были открыты 12 папирусных свитков, содержавших ок. 50 гностических произведений неизвестных авторов в коптских переводах. Вновь открытые свитки значительно увеличили круг доступных на тот момент источников изучения гностицизма. К самым известным гностикам следует причислить: Василида, работавшего ок. 120-145 гг. в Александрии; он был автором некоего апокрифического евангелия (фр.) и 24 книг Эгзегетики (фр.). Учеником Василида был его сын Исидор, произведения которого сохранились в немногочисленных отрывках. Их современником и величайшим гностиком был Валентин. Он происходил из Александрии, в 135-160 гг., основал валентинианские школы на Западе и Востоке. Многие названия приписываемых ему сочинений исходят, вероятно, от его учеников. К основным представителям италийской школы валентиниан принадлежал Птолемей (Ptolemaios), автор сохранившегося целиком Письма к Флоре, в котором излагает гностическую интерпретацию Ветхого Завета. К италийской школе принадлежал и Гераклеон. К восточной группе валентиниан причисляют Феодота, из произведений которого Климент Александрийский сделал 96 выписок. Среди текстов из Наг-Хаммади находятся среди прочих: Евангелие истины, Трактат о воскресении, два Апокалипсиса Иакова, Апокриф Иоанна, Апокалипсис Адама, герметические сочинения. По-видимому, это переводы с греческих оригиналов. Гностические сочинения по своей форме приближены к Ветхому и Новому Заветам, можно увидеть в них и влияние апокалиптической литературы. Гностики также использовали ряд библейских сюжетов, особенно из Книги Бытия. Проблематику всех гностических сочинений характеризует дуалистический взгляд на мир, пессимистическое отношение к бренной человеческой жизни и признание центральной роли спасительного знания, то есть гнозиса (gnosis). Гнозис, постигаемый озарением, откровением, являясь глубочайшим познанием сущности вещей, должен был привести гностика к спасению, к воссоединению с высшим бытием. Чтобы выразить это содержание, гностики использовали сюжеты, почерпнутые в других традициях, такими как странствия падшей души, мифом об архонтах — злых творцах зримого мира, мифом о первочеловеке андрогине. Они пользовались также такими оппозициями, как свет — тьма, жизнь -смерть, душа (дух) — тело. К этическим вопросам гностики относились, как правило, безразлично, хотя больше склонялись к аскезе и моральному ригоризму, чем к нравственному либерализму. Движение гностиков оказало огромное влияние на многие явления в религиозной жизни древности. В христианстве оно привело к возникновению ряда ересей, в некоторой степени вдохновило крайнюю ригористическую аскетическую и монастырскую литературу. Как религиозное движение гностицизм просуществовал до конца античности. В средние века он отразился во многих религиозно-философских течениях, характеризующихся крайним идеализмом и дуализмом.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999