ГОББС
ГОББС
Hobbes), Томас (5.IV.1588 - 4.XII.1679) - англ. философ-материалист, идеолог крупной буржуазии и обуржуазившейся аристократии. Род. в семье священника, окончил Оксфордский ун-т, был некоторое время секретарем Ф. Бэкона, воспитателем лорда Кавендиша, с к-рым путешествовал по Европе, был знаком с Г. Галилеем, П. Гассенди и др. прогрессивными мыслителями. С нач. англ. революции осудил ее и уехал во Францию, где сблизился с кругами роялистов. В 1651 вернулся в Англию; после реставрации монархии подвергался гонениям со стороны клерикалов и крайних роялистов за атаки на клерикализм и поддержку диктатуры Кромвеля. По своим филос. взглядам Г. - "систематик бэконовского материализма" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 143), типичный механист 17 в., атеист. Обществ.-политич. теория Г., изложенная им в соч. "О гражданине" ("De cive", 1642) и "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" ("Leviathan or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil", 1651) и др., оставалась по существу идеалистической. Однако Г. принадлежал к числу тех мыслителей, к-рые "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (там же, т. 1, с. 111). Г. отвергал божеств. происхождение гос-ва и доказывал, что оно создано людьми посредством общественного договора. Появлению гос-ва предшествовало естеств. состояние людей, когда не было частной собственности: "природа дала все вещи всем людям"; поскольку люди от природы равны и не могут существовать без вещей, шла страшная война всех против всех за обладание ими, и человек человеку был волк. В поисках выхода из этого положения люди пришли к осознанию необходимости договориться о создании гос-ва для наведения порядка. Возникшая т. о. гос. власть создала гражд. общество и обеспечила всем желанный мир, в силу отказа людей от своего естеств. права на вещи, к-рые гос-во распределило в частную собственность. Гос-во и собственность, утверждал Г., - величайшее благо для человечества. Чтобы удержать людей от возврата к естеств. состоянию, власть гос-ва должна быть ничем не ограниченной и сильной; лучшей формой для этого Г. считал абсолютную монархию. Вся деятельность людей, собственность, а также церковь и др. учреждения должны быть подчинены гос. власти и регулироваться ею. Г. не выдвигал идеи полной свободы частной предпринимательской деятельности, признавал корпорацию подданных со всеми их привилегиями и монополиями, пожалованными гос. властью. Изобразив естеств. состояние людей как господство произвола и войну всех против всех, Г. пытался развенчать идеал общества без частной собственности, к-рый выдвигали идеологи низших слоев народа в период англ. революции; его взгляды на общество и гос-во были проникнуты антидемократизмом. Он прозорливо заметил контрреволюц. настроения у пришедших после 1649 к власти индепендентов и в "Левиафане", в отличие от своих ранних произведений, проводил мысль о необходимости примирения подданных с властью индепендентов. Тем самым Г. стремился предотвратить дальнейшее развитие революции. Вместе с этим он был антиклерикалом, видел в борьбе духовенства с гос-вом за власть причину гражд. войн и больших несчастий для людей, требовал от духовенства беспрекословного подчинения гос-ву. Г. выражал интересы тех кругов обуржуазившейся аристократии и крупной буржуазии 17 в., к-рые были связаны с капиталистич. развитием, но считали, что это развитие может проходить при господстве абсолютной монархии при условии нек-рых реформ и что революц. свержение монархии не нужно. Он пытался примирить бурж. требования подданных с правами абсолютной монархии. (С тенденцией представить Г. наиболее ярким выразителем интересов бурж. развития Англии, к-рую можно встретить в филос. и ист. лит-ре (напр., А. А. Ческис, Томас Гоббс, 1929;"История философии", т. 2, 1941), согласиться нельзя). Соч. в рус. пер.: Левиафан. М., 1936; Философские основания учения о гражданине, М., 1914. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Герман Л., Учение Гоббса об обществе, "Под знаменем марксизма", 1938, No 6; Бихдрикер Д., Учение Гоббса о государстве и праве, там же; Н?nigswald R., Hobbes und die Staatsphilesophie, M?nch., 1924; Lips I., Die Stellung des Thomas Hobbes zu den politischen Parteien der grossen englischen Revolution, Lpz., 1927; Polin R., Politique et philosophie chez Thomas Hobbes P., 1952. Ю. M. Сапрыкин. Москва.