ГОББС

Найдено 1 определение
ГОББС
Hobbes), Томас (5.IV.1588 - 4.XII.1679) - англ. философ-материалист, идеолог крупной буржуазии и обуржуазившейся аристократии. Род. в семье священника, окончил Оксфордский ун-т, был некоторое время секретарем Ф. Бэкона, воспитателем лорда Кавендиша, с к-рым путешествовал по Европе, был знаком с Г. Галилеем, П. Гассенди и др. прогрессивными мыслителями. С нач. англ. революции осудил ее и уехал во Францию, где сблизился с кругами роялистов. В 1651 вернулся в Англию; после реставрации монархии подвергался гонениям со стороны клерикалов и крайних роялистов за атаки на клерикализм и поддержку диктатуры Кромвеля.

По своим филос. взглядам Г. - "систематик бэконовского материализма" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 143), типичный механист 17 в., атеист. Обществ.-политич. теория Г., изложенная им в соч. "О гражданине" ("De cive", 1642) и "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" ("Leviathan or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil", 1651) и др., оставалась по существу идеалистической. Однако Г. принадлежал к числу тех мыслителей, к-рые "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (там же, т. 1, с. 111). Г. отвергал божеств. происхождение гос-ва и доказывал, что оно создано людьми посредством общественного договора. Появлению гос-ва предшествовало естеств. состояние людей, когда не было частной собственности: "природа дала все вещи всем людям"; поскольку люди от природы равны и не могут существовать без вещей, шла страшная война всех против всех за обладание ими, и человек человеку был волк. В поисках выхода из этого положения люди пришли к осознанию необходимости договориться о создании гос-ва для наведения порядка. Возникшая т. о. гос. власть создала гражд. общество и обеспечила всем желанный мир, в силу отказа людей от своего естеств. права на вещи, к-рые гос-во распределило в частную собственность. Гос-во и собственность, утверждал Г., - величайшее благо для человечества. Чтобы удержать людей от возврата к естеств. состоянию, власть гос-ва должна быть ничем не ограниченной и сильной; лучшей формой для этого Г. считал абсолютную монархию. Вся деятельность людей, собственность, а также церковь и др. учреждения должны быть подчинены гос. власти и регулироваться ею. Г. не выдвигал идеи полной свободы частной предпринимательской деятельности, признавал корпорацию подданных со всеми их привилегиями и монополиями, пожалованными гос. властью. Изобразив естеств. состояние людей как господство произвола и войну всех против всех, Г. пытался развенчать идеал общества без частной собственности, к-рый выдвигали идеологи низших слоев народа в период англ. революции; его взгляды на общество и гос-во были проникнуты антидемократизмом. Он прозорливо заметил контрреволюц. настроения у пришедших после 1649 к власти индепендентов и в "Левиафане", в отличие от своих ранних произведений, проводил мысль о необходимости примирения подданных с властью индепендентов. Тем самым Г. стремился предотвратить дальнейшее развитие революции. Вместе с этим он был антиклерикалом, видел в борьбе духовенства с гос-вом за власть причину гражд. войн и больших несчастий для людей, требовал от духовенства беспрекословного подчинения гос-ву.

Г. выражал интересы тех кругов обуржуазившейся аристократии и крупной буржуазии 17 в., к-рые были связаны с капиталистич. развитием, но считали, что это развитие может проходить при господстве абсолютной монархии при условии нек-рых реформ и что революц. свержение монархии не нужно. Он пытался примирить бурж. требования подданных с правами абсолютной монархии. (С тенденцией представить Г. наиболее ярким выразителем интересов бурж. развития Англии, к-рую можно встретить в филос. и ист. лит-ре (напр., А. А. Ческис, Томас Гоббс, 1929;"История философии", т. 2, 1941), согласиться нельзя). Соч. в рус. пер.: Левиафан. М., 1936; Философские основания учения о гражданине, М., 1914.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Герман Л., Учение Гоббса об обществе, "Под знаменем марксизма", 1938, No 6; Бихдрикер Д., Учение Гоббса о государстве и праве, там же; Н?nigswald R., Hobbes und die Staatsphilesophie, M?nch., 1924; Lips I., Die Stellung des Thomas Hobbes zu den politischen Parteien der grossen englischen Revolution, Lpz., 1927; Polin R., Politique et philosophie chez Thomas Hobbes P., 1952.

Ю. M. Сапрыкин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

Томас Гоббс глазами исследователей его творческого наследия XX-XXI веков

Авдащенкова М. В.
Представлен обзор точек зрения известных историков XX-XXI вв., исследовавших работы Томаса Гоббса.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт «Чуда» в философии религии XVII В. Томас Гоббс об истинных и ложных чудесах

Яковлев Валентин Валентинович
Статья посвящена проблеме изучения концептуальных стратегий истолкования чудесных феноменов в ранней философии религии на примере рефлексии Томаса Гоббса об истинных и ложных чудесах.
Читать PDF
0.00 байт

Гоббс в Сибири: социальная жизнь государства(из книги «Социальная жизнь государства в Северной Сибир

Ссорин-чайков Николай
Каким образом государство существует в повседневной жизни граждан?
Читать PDF
0.00 байт

Жан Боден и Томас Гоббс: в поисках идеального государя

Митюрёва Дарья Сергеевна
В статье предпринимается попытка проследить рецепцию политических идей Жана Бодена в трудах Томаса Гоббса.
Читать PDF
0.00 байт

Политическая теория и онтология революции: Ленин, Гоббс и Спиноза

Фетисов Максим Сергеевич
В статье рассматривается возможность применения интеллектуальных ресурсов политической теории к событиям русской революции.
Читать PDF
0.00 байт

Истоки политики социального государства в теории общественного договора (Ж. -Ж. Руссо, т Гоббс и дру

Сидорина Татьяна Юрьевна
В статье рассматривается взаимосвязь современной теории социального государства и социальных проектов прошлых веков.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 03. 031. Амато П. Гоббс, дарвинизм и взгляды на человеческую природу. Amato P. Hobbes, Darwini

Ким Е. М., Яковлев В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Юридические метафоры, в которых жила философия (статья первая) Томас Гоббс и Левиафан тотальной влас

Огурцов Александр Павлович
В статье анализируется политическая философия Т.Гоббса, его представления об абсолютной власти суверена, его различение естественного и гражданского состояний общества, его трактовка преступлений и наказаний.
Читать PDF
0.00 байт

Война и социальный порядок: ultima ratio или conditio humana?(Гоббс - Клаузевиц - Шмитт - Фуко)

Кильдюшов О.В.
Рассматривая эвристические проблемы, связанные с прояснением роли войны в процессах (вос)производства и трансформации социального порядка, О.В.

Похожие термины:

  • Гоббс Томас

    Гоббс Томас (Hobbes, Thomas) (1588-1679), англ, философ, автор полит, теорий гос-ва. После окончания Оксфордского ун-та в 1608 г. стал наставником семейства Кавендиш, затем долгое время фактически находился в поли