ГОФМАН
ГОФМАН
Hoffmann, Hofmann), Мельхиор (ум. ок. 1543) - анабаптист из Юж. Германии, основатель секты мельхиоритов.
Гофман
см. Гоффман.
{Венгеров}
Гофман
препод. повив. иск. Моск. мед.-хир. уч. ХVIII в.
{Венгеров}
Гофман
перев. 1836 г.
{Венгеров}
ГОФМАН
hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (настоящее имя Вильгельм, имя Амадей взял в честь В. А. Моцарта) (1776, Кенигсберг – 1822, Берлин), немецкий писатель, композитор.
Получил юридическое образование, прослужил в прусском судебном ведомстве, с 1807 по 1816 г. – профессиональный музыкант, капельмейстер в Бамберге и директор театра в Лейпциге, затем был вынужден вернуться к службе по юридическому ведомству. «Фантазии в манере Калло» (1814–15) – большой сборник Гофмана, где собраны произведения о музыке и музыкантах. Капельмейстер Крейслер – одна из самых известных фигур автора, чудак-«энтузиаст». Характерное для романтиков двоемирие у Гофмана принимает форму разделенности мира на мир обывателей-филистеров и на высокие сферы мечты, сказочного царства духа, утопии. Как поздний романтик, Гофман отмечает и сложность самой этой высокой сферы, подвергая сомнению безусловную правоту своих героев. Тема двойника в романе «Эликсиры сатаны» (1814–16) демонстрирует раздвоение самого романтического героя. Распад личности, потеря ориентира, фантасмагории превращений относятся не только к этому «роману ужасов». Новеллы «Песочный человек» и «Майорат» исследуют основу ужасного, страшного. Сборник «Серапионовы братья» (1819–21) объединен сюжетной рамкой. Здесь манера автора меняется, это занимательные и курьезные истории и сказки, в которых с «доброй непритязательностью» изображены средневековый идиллический Нюрнберг, Франция времен Людовика ХIV, Италия. Новелла «Мадемуазель Скюдери» считается началом детективного жанра в немецкой литературе.
В последнем, неоконченном романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1818–22) Гофман возвращается к проблеме двоемирия. В параллельном действии романа – макулатурных листах, написанных ученым котом Мурром, Гофман создает пародию на романтические сознание и ставший модой тип поведения. Линия капельмейстера Крейслера, гениального музыканта, дает сложный образ современной Гофману эпохи, в котором сатира и тонкий юмор участвуют не меньше, чем воодушевление искусством.
Получил юридическое образование, прослужил в прусском судебном ведомстве, с 1807 по 1816 г. – профессиональный музыкант, капельмейстер в Бамберге и директор театра в Лейпциге, затем был вынужден вернуться к службе по юридическому ведомству. «Фантазии в манере Калло» (1814–15) – большой сборник Гофмана, где собраны произведения о музыке и музыкантах. Капельмейстер Крейслер – одна из самых известных фигур автора, чудак-«энтузиаст». Характерное для романтиков двоемирие у Гофмана принимает форму разделенности мира на мир обывателей-филистеров и на высокие сферы мечты, сказочного царства духа, утопии. Как поздний романтик, Гофман отмечает и сложность самой этой высокой сферы, подвергая сомнению безусловную правоту своих героев. Тема двойника в романе «Эликсиры сатаны» (1814–16) демонстрирует раздвоение самого романтического героя. Распад личности, потеря ориентира, фантасмагории превращений относятся не только к этому «роману ужасов». Новеллы «Песочный человек» и «Майорат» исследуют основу ужасного, страшного. Сборник «Серапионовы братья» (1819–21) объединен сюжетной рамкой. Здесь манера автора меняется, это занимательные и курьезные истории и сказки, в которых с «доброй непритязательностью» изображены средневековый идиллический Нюрнберг, Франция времен Людовика ХIV, Италия. Новелла «Мадемуазель Скюдери» считается началом детективного жанра в немецкой литературе.
В последнем, неоконченном романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1818–22) Гофман возвращается к проблеме двоемирия. В параллельном действии романа – макулатурных листах, написанных ученым котом Мурром, Гофман создает пародию на романтические сознание и ставший модой тип поведения. Линия капельмейстера Крейслера, гениального музыканта, дает сложный образ современной Гофману эпохи, в котором сатира и тонкий юмор участвуют не меньше, чем воодушевление искусством.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006