Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович

Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович - философ гегелевского направления (1813 - 1889); сын протоиерея. Окончив киевскую академию, где в то время преподавали философию шеллингианец И.М. Скворцов и В.Н. Карпов , Гогоцкий взял на себя преподавание польского, затем немецкого языков, и только в 1841 г. перешел на свою специальность. Задумав перейти в университет, Гогоцкий должен был держать экзамен на кандидата и магистра. Когда эти препятствия были устранены, неожиданно возникло новое: философия была упразднена в университетах. Гогоцкому оставалось занять кафедру педагогики, и только устав 1863 г. позволил ему вернуться к философии, не расставаясь, однако, и с педагогикой. Гогоцкий преподавал и на киевских высших женских курсах, бывших некоторое время в его ведении. Еще студентом академии Гогоцкий написал ""Критическое обозрение учения римской церкви о видимом главе церкви"", выдержавшее несколько изданий (3-е изд., Киев, 1868). Из многочисленных трудов Гогоцкого по философии главные: ""Критический взгляд на философию Канта"" (Киев, 1847); ""Философский лексикон"" (т. I - IV, Киев, 1857 - 73), несмотря на компилятивный характер многих статей, представляющий выдающееся явление в русской философской литературе; ""Обозрение системы философии Гегеля"" (Киев, 1860); ""Введение в историю философии"" (Киев, 1871); ""Философский словарь"" (Киев, 1876); ""Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философией XIX в. и отношение той и другой к образованию"" (Киев, 1878 - 84). По педагогике Гогоцкий написал: ""Об историческом развитии воспитания у примечательнейших народов древнего мира"" (Киев, 1853); ""О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена"" (Киев, 1874); ""Краткое обозрение педагогики"" (Киев, 1879). Влияние Гегеля на Гогоцкого вне всякого сомнения; но собственные взгляды Гогоцкого отличаются отсутствием яркости и определенности. По мнению Гогоцкого, философия Гегеля в систематической форме выражает то движение, которым новые времена отличаются от направления средних веков. Задача нового времени - выработать разумный простор личности, развить внутреннюю жизнь в гармонии с внешней. Это стремление Гегель и довел до крайности в своей системе. Философия - это сама мысль, сама деятельность мысли и познания, получающая для себя содержание от соприкосновения с противостоящим ей миром, как предметом или действительностью, определяемой сознающим началом; она стремится к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения их к этому началу. Как высшему проявлению сознательной жизни, философии свойственно развитие, которым и объясняется разнообразие ее изменений. - Педагогика систематически рассматривает средства и способы, содействующие возможно лучшему развитию всех сил человека и приготовляющие его к самодеятельности и самообразованию. - Гогоцкий не был чужд и злобы дня: по разным общественным вопросам (например, об украинофильстве) им помещено несколько заметок в периодических изданиях. - См. Д. Поспехов ""Пятидесятилетие ученой деятельности бывшего профессора киевской духовной академии С.С. Гогоцкого"" (""Труды академии"", 1887, 12); Н. Флоринский ""С.С. Гогоцкий"" (""Вера и Разум"" 1889, № 20); Я. Колубовский ""Материалы для истории философии в России"" (""Вопросы философии"", кн. 4). Я. Колубовский.

Источник: Биографический словарь. 2008

Гогоцкий, Сильвестр Сильвестрович

Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович


— философ гегелевского направления (1813—1889); сын протоиерея. Окончив Киевскую академию, где в то время преподавали философию шеллингианец И. М. Скворцов и В. Н. Карпов, Г. взял на себя преподавание польского, затем немецкого языка и только в 1841 г. перешел на свою специальность. Задумав перейти в университет, Г. должен был держать экзамен на кандидата и магистра. Когда эти препятствия были устранены, неожиданно возникло новое: философия была упразднена в университетах. Чтобы добиться своей цели, Г. оставалось занять кафедру педагогики, и только устав 1863 г. позволял ему вернуться к философии, не расставаясь, однако, и с педагогикой. Кроме унив., Г. преподавал и на киевских Высших женских курсах, бывших некот. время в его ведении. Еще студентом академии Г. написал "Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви", выдержавшее несколько изданий (3-е изд., Киев, 1868). Из многочисленных трудов Г. по философии главные: "Критический взгляд на философию Канта" (Киев, 1847); "Философский лексикон" (т. I-IV, Киев, 1857—1873), несмотря на компилятивный характер многих статей, представляющий выдающееся явление в русской филос. литературе; "Обозрение системы философии Гегеля" (Киев, 1860); "Введение в историю философии" (Киев, 1871); "Философский словарь" (Киев, 1876); "Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философиею XIX в. и отношение той и другой к образованию" (Киев, 1878—1884). По педагогике Г. написал, между прочим: "Об историческом развитии воспитания у примечательнейших народов древнего мира" (Киев, 1853); "О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена" (Киев, 1874); "Краткое обозрение педагогики" (Киев, 1879). Влияние Гегеля на Г. вне всякого сомнения; но собственные взгляды Г. отличаются отсутствием яркости и определенности. По мнению Г., философия Гегеля в систематический форме выражает то движение, которым новые времена отличаются от направления средних веков. Задача нового времени — выработать разумный простор личности, развить внутреннюю жизнь в гармонии с внешнею. Это стремление Гегель и довел до крайности в своей системе. Философия — это сама мысль, сама деятельность мысли и познания, получающая для себя содержание от соприкосновения с противостоящим ей миром как предметом или действительностью, определяемою сознающим началом; она стремится к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения их к этому началу. Как высшему проявлению сознательной жизни, философии свойственно развитие, которым и объясняется разнообразие ее изменений. — Педагогика систематически рассматривает средства и способы, содействующие возможно лучшему развитию всех сил человека и приготовляющие его к самодеятельности и самообразованию. — Г. не был чужд и злобы дня: по разным общественным вопросам (напр. об украинофильстве) им помещено несколько заметок в периодических изданиях. См. Д. Поспехов, "Пятидесятилетие ученой деятельности бывшего профессора Киевской духовной академии С. С. Гогоцкого" ("Труды академии", 1887, 12); Н. Флоринский, "С. С. Гогоцкий" ("Вер. и раз.", 1889, № 20); Я. Колубовский, "Материалы для истории философии в России" ("Вопросы филос.", кн. 4).


Я. Колубовский.


{Брокгауз}





Гогоцкий, Сильвестр Сильвестрович



[Гоготский; 05(17).01.1813—29.06(11.07).1889] — философ, богослов, педагог. Род. в Каменец-Подольске, в семье протоиерея. Окончил дух. училище, дух. семинарию, в 1837 — Киевскую Дух. академию. За курсовое соч. "Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви" получил степень магистра богословия. В 1842 освобожден от дух. звания и переведен на кафедру филос. С 1842 — бакалавр филос. наук, в 1845 получил степень канд. филос. наук, а в 1848 — магистра филос. Был утвержден доц. по кафедре истории новой филос. и нравоучительной филос. в ун-те Святого Владимира. Первая университетская дисс. — "Критический взгляд на философию Канта", магистерская — "О характере философии средних веков" (1849), докт. — "Обозрение системы философии Гегеля" (1850). С 1850 — ординарный проф. академии, д-р филос., д-р филологии. В связи с тем, что в 1850 филос. кафедры в ун-тах были упразднены Г. работал цензором, а с 1851 — ординарным проф. Киевского ун-та по кафедре педагогики. В 1862—1863 — декан ист.-филол. ф-та этого ун-та. В 1869—1883 занимал восстановленную кафедру филос. Киевского ун-та, а также преподавал в ряде др. учебных заведений Киева. "Философский лексикон" Г. — одна из первых попыток создания в России филос. энциклопедии. Г. подчеркивал роль умозрения как в филос., так и в частных науках. Он писал: "Самое отвлеченное умозрение не так безразлично, как думают, в отношении к живым интересам науки и может идти об руку с самыми живыми вопросами современности" (Философский лексикон. Т.П. Киев, 1861. С.354). Высоко ценил филос. учения Канта и Гегеля. Кант, по мнению Г., правильно указал на проблемы, без решения к-рых филос. не может стать подлинной наукой, а именно — он обратил внимание на связь содержания филос. с внутр. силой человеческого духа. Величие и глубина Канта "поражает особенно в том отношении, что при полном сознании достоинства приемов точной науки он в то же время всегда проникнут глубоким сочувствием к истинам сверхчувственным" (Там же. Т.III. Киев, 1866. С.86). С Канта, по Г., начинается новая эпоха, ибо Кант, признав, что дело филос. заключается в уразумении сущего через мышление, направил филос. на само мышление. В.В.Зеньковский пишет, что KH."Kritik der Urtheilskraft" Г. считал "почти пророческой книгой" за то, что она связывает мир явлений с сферой безусловного бытия, устанавливает принципы телеологического истолкования бытия. Однако коренную ошибку Канта Г. видел в его теории познания, к-рая ограничивает силу познания лишь миром явлений. "Разум у Канта остается без способности проникнуть в сущность вещей, а сущность вещей — без способности быть понятой". Г. потому и ценил высоко Гегеля, что "он преодолевает этот разрыв бытия и познания, что сама сущность мира им трактуется как Дух, как живое Начало, вносящее жизнь в мир" (З. "ИРФ". T.I. Ч.2. С.116). Особенно импонировало Г. в гегелевском учении то, что Абсолютная идея (понимаемая Г. как Божество) обнаруживает себя в мире физ. и нравств., выступая как творч. сила. Однако Г. критикует Гегеля за панлогизм, приводящий того к "преувеличенному понятию о нашем мышлении и к недостаточному, унизительному—о верховном существе" (Философский лексикон. Т.Н. С. 149). Рассматривая историю филос., Г. последовательно придерживался историзма. Так, в работе "О характере философии средних веков" он определяет ее место в общей истории филос. и в контексте общей культуры средних веков. Отношение, в к-рое ставит себя к бытию мыслящий дух, есть, по Г., характеристика любой эпохи в филос. Критически относящийся к рус. филос. в целом Г.Г. Шпет, характеризуя Г. как философа, пишет: "Принципиальная самостоятельность философии и независимая методичность, при несомненной связи постановок вопросов с общими требованиями времени,— это такое понимание, которое выгодно отличает Г. от его предшественников. В его подходе к делу — новый тон и новый способ держать философскую речь" ("ОИРФ". С.439).



Соч.: Критический взгляд на философию Канта. Киев, 1847; О характере философии средних веков // Современник. VI(XV). 1849; О развитии познавательных способностей // ЖМНП. 1856; О развитии внутреннего чувства // Там же. 1857; Философский лексикон. T.I—IV. Киев, 1857—1873; Диалектическая система Гегеля, ее достоинства и недостатки. 1860; Два слова о прогрессе. Киев, 1863; Введение в историю философии. Киев, 1871; Философский словарь, или Краткое объяснение... Киев, 1876; Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философией XIX в. и отношение той и другой к образованию. Вып. 1—3. Киев,


1878—1884.

А.П.Алексеев

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008