, Ян ван (Goyen, Jan van) 1596, Лейден — 1656, Гаага. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Учился у И. ван Сваненбурга в Лейдене, позднее у Э. ван де Велде в Харлеме. Посетил Францию (1614), Фландрию (1619) и Германию; много путешествовал по Голландии. Занимался коммерцией, но не разбогател; после его смерти все имущество художника распродали с аукциона. Совершая поездки по стране, создавал многочисленные зарисовки для своих картин, не следуя при этом точной передаче местности. Коллекция рисунков Гойена, исполненная итальянским карандашом и с размывкой тушью находится в Москве в Гос. музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а разрозненные листы из путевых альбомов — в европейских музеях. Его рисунки отличаются живостью и непосредственностью в передаче природы. Ранние рисунки мастера, как и его картины, изображающие непритязательные пейзажи, и просто сцены с фигурами крестьян и рыбаков насыщены занимательными деталями. В однотонной живописной манере изображены обычно пасмурные, туманные дни. Художник любил писать дюнные пейзажи с уходящей вдаль деревенской дорогой, туманные устья рек с башнями по берегам, просторные морские заливы. Его увлечение тональным, близким к монохромному колоритом развивалось, по-видимому, под воздействием искусства Я. Порселлиса, особенно когда после переезда в Гаагу в 1632 он стал писать по преимуществу марины и речные пейзажи. В небольших картинах с низким горизонтом и огромным, занимающим больше двух третей композиции облачным небом, осеняющим широкие равнины с пастбищами, полноводными реками, песчаные дюны, крестьянские хижины, Гойен создал глубоко национальный образ голландской природы, заселенной людьми. Мягкий, сдержанный колорит с господством серо-зеленоватых и коричневых оттенков передает влажность воздуха, рассеянный свет ненастного дня, изменчивую игру массы облаков. Продолжая традицию Х. Врома, Гойен писал виды голландских городов, особенно Дордрехта и Неймегена, в которых отличающая его творчество задумчивая созерцательность приобрела черты подлинного величия. Простые и ясные, полные тишины и лирического чувства пейзажи Гойена оказали сильное влияние на развитие пейзажной живописи в Голландии XVII в. Основные произведения: Деревенский пейзаж (1628, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Дюны (1629, Берлин, Гос. музеи), Сенокос (1630), Вид реки Ваал у Неймегена (1631, обе — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Колодец у хижины (1633, Дрезден, Картинная галерея), Пейзаж с дубом (1634), Конькобежцы (1641), Река Маас у Дордрехта (1643), Зимний вид в окрестностях Гааги (1645), Вид на реке Маас (1645, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Устье реки (1655, Гаага, Музей Маурицхейс), Речное устье с рыбаками (Будапешт, Музей изобразительных искусств).
Лит.: Waal H. Jan van Goyen. Amsterdam, 1960; Goyen Jan van Tentoonstelling. Leiden; Arnhem, 1960; Dobrzyscka A. Jan van Goyen. Poznan, 1969.
Т. Каптерева