Колдун палитры, волшебник кисти, гений из гениев, пластически соединивший свою возвышенное искусство с человечеством. Родился в бедной арагонской деревне Фуэндетодос 30 марта 1746 г. О его творчестве и жизни написаны целые книги. Мы здесь ограничимся тем, что скажем: он всегда был верным другом гитары. Аугусто Л. Майер в книге о Гойе пишет: «...но нас все наталкивает на мысль о том, что молодой Пако был настоящим представителем богемы, проявлял живейший интерес к быкам и тореадорам, что он также умел играть на гитаре, петь и танцевать под гитару арагонскую хоту». Мы так же, как Майер, можем вспомнить его картины с быками и мотивами, где присутствует гитара. Например, «Танец в Сан Антонио», «Луг в Сан Исидро», «Бог вознаградит тебя за это», «Брависсимо», «Слепой и певец», «Вито», «Слепой с гитарой» и др. Картины свидетельствуют, о том, насколько привлекательным был для Гойи этот инструмент в качестве модели, хотя рисовать его совсем не просто, по мнению каталонского художника Англада Камарасы. Упомянутые полотна и строки, которые мы приводим дальше, говорят о его большой любви к гитаре. Мы читаем его письмо, отправленное в июля 1784 г. близкому другу Гойи – Мартину Санатер–и–Клаверия /это письмо публиковалось в нескольких журналах в связи со столетием со дня смерти художника/, в котором он просит его подыскать дом с минимумом вещей: «Эстамп Нашей сеньоры–дель–Пилар, стол, 5 стульев, сковорода, бурдюк для вина, маленькая гитара, очаг и подсвечник. Все другое лишнее». Этот маг–художник очень быстро оборудовал свой дворец и из письма видно, что он не забывает о вещах, необходимых ему для тела, а также о духовной пище, каковую должна была давать ему маленькая гитара, размеры которой немного меньше обычной. Наконец, мы видим Гойю в последние годы его жизни и Майер /1825 г./ пишет: «Самым близким другом нашего художника был уже упоминавшийся маринист Антонио–де–Бругада, который безропотно переносил придирки старого художника. Молодой друг должен был также обеспечивать ему музыку, петь под гитару народные песни и хотя художник не слышал композиции, так как был совершенно глухим, но воспламенялся при воспоминании о днях молодости и при мысли о далекой родине. Рассказывают, что однажды Гойя взял инструмент из рук Бругады, сыграл несколько аккордов и устыдившись, бросил гитару со словами: «Я ничего не могу! Ничего!» Великий мастер умер через несколько дней. Сопровождавшая его всю жизнь гитара показала ему на закат, на его конец.
Великий Гойя, друг гитары, умер в Бордо во Франции 16 апреля 1828 г.
ГОЙЯ Люсьентес Франсиско Хосе
ГОЙЯ Люсьентес Франсиско Хосе
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998