Holbein, Hans der Altere) Ок. 1465, Аугсбург — 1524, Изенгейм. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Предположительно учился у Шонгауэра. Обязательные для молодого художника, претендовавшего на звание мастера, "годы странствий" провел в Германии и, возможно, в Нидерландах. В 1494 поселился в Аугсбурге, где основал мастерскую живописи, в которой учились многие крупные художники, в том числе его сыновья — Амброзиус и Ганс Гольбейн Младший. Выезжал для работы в Ульм (1493), Франкфурт-на-Майне (1500—1501). С 1509 работал в Эльзасе, с 1516 — в Изенгейме. В последние годы жизни приезжал в Базель и Люцерн, где работал вместе с сыновьями. Писал главным образом алтарные картины. В раннем творчестве художника заметно воздействие нидерландского искусства, что сказывается в подробной повествовательности его произведений, в портретности второстепенных персонажей. Такие черты можно обнаружить в картине Смерть Марии (ок. 1490, Будапешт, Музей изобразительных искусств), где еще чувствуется наследие готики (ломкость складок одежды, недостаточно свободное решение пространства). В дальнейшем мастер более уверенно овладевает принципами искусства Возрождения, чему, по-видимому, благоприятствовало усердное занятие натурным рисунком. В работах начала XVI в. все очевиднее интерес художника к жизненным реалиям, включаемым в религиозные сцены, к разнообразию облика и эмоций персонажей. Свободнее и гармоничнее становится композиция. Все это наглядно обнаруживает многочастный алтарь доминиканской церкви во Франкфурте-на-Майне (1501, ныне — большинство створок во Франкфурте-на-Майне, Штеделевский институт искусств) и более поздний трехчастный Алтарь Св. Себастьяна (1516, Мюнхен, Старая пинакотека) с его строго центричной и уравновешенной композицией, величавым обликом персонажей, ренессансными мотивами архитектурной декорации. Картина Источник жизни (1519, Лиссабон, Нац. музей старого искусства) еще явственнее обнаруживает приближение художника к идеалам искусства Возрождения. Группа святых первого плана, собравшихся вокруг центральной фигуры Девы Марии с Младенцем, образует классическую треугольную композицию. Середину заднего плана занимает величественное архитектурное сооружение наподобие триумфальной арки. В проеме арки и по бокам — просторно раскинувшийся южный пейзаж. В наследии художника сохранилось много портретных рисунков, своей объективной точностью и всей манерой исполнения близких работам его прославленного сына — Ганса Гольбейна Младшего.
Лит.: Lieb N., Stange A. Hans Holbein der Altere. Munchen; Berlin, 1960.
Л. Алешина
Гольбейн, Ганс Старший
Гольбейн, Ганс Старший
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006