goldoni) Карло (1707, Венеция – 1793, Париж), итальянский драматург. В своих пьесах соединил жесткую структуру итальянской комедии дель арте (комедии масок) и традиции мольеровской классицистической комедии характеров. С 1750 г. работал в театрах Венеции, путешествовал с труппой по Италии, а в 1762 г. уехал в Париж. За 25 лет творческой деятельности написал около 150 комедий, 18 трагедий и трагикомедий, 94 оперных либретто, десятки сценариев для комедии дель арте, интермедии, диалоги, сатирические и лирические стихотворения.
Гольдони стал настоящим реформатором комедийного жанра. Сначала он, как было принято в комедии дель арте, писал сценарии, в которых актеры импровизировали диалоги и монологи в соответствии со своим амплуа и сценической ситуацией; затем начал полностью писать роли главных героев (актерам пришлось выучить текст и снять маски), а впоследствии стал писать роли для всех персонажей. Так комедия жестких типажей, острых ситуаций, трюков, интриги, сменилась комедией характеров, где актер не импровизирует реплики, а выразительно декламирует монологи и диалоги, «вживаясь» в роль.
Гольдони руководствовался теорией «подражания природе», во многом заимствованной у французских просветителей 18 в.: природа вложила в человеческое сердце разумные чувства, определяющие правила сосуществования и нормы поведения; разум, подчиняющийся сердцу, – гарантия от заблуждений. В некоторых пьесах («Комический театр», 1750; «Английский философ», 1754; и др.) Гольдони объяснял принципы своей эстетики: в комедии изображаются страсти, а основой добродетели является разумная любовь к самому себе, включающая человеческое достоинство, понятие о счастье, власть над собой, дружбу, предполагающую взаимные услуги; добрый человек приносит счастье другим людям и связан с ними, злые же несчастливы и одиноки (Гольдони часто объясняет зло как заблуждение). Он не склонен к изображению злодеев, как и к острому сатирическому изображению порока. Такие традиционно отрицательные персонажи, как Панталоне и Бригелла, становятся у него положительными героями.
Для Гольдони-драматурга характерен демократизм, отсутствие сословных предрассудков. В его изображении представители низшего сословия отличаются не только трудолюбием, но и сметливостью, остроумием, ловкостью, наблюдательностью; дворяне же чаще проявляют спесь и чванливость, дурной нрав. Такая идеологическая позиция Гольдони вызвала резкую критику К. Гоцци, заявившего о неправомерности выведения на сцену людей низшего сословия в качестве главных героев, а также настаивавшего на достоинствах и благородстве аристократов. Гольдони не являлся их противником, тем более, что сам происходил из разорившегося древнего рода, но его интересовали более широкие слои населения. Он стремился показать не одного, как это было в комедиях Мольера, а нескольких («Трактирщица», 1753), а то и многих главных героев («Кьоджинские перепалки», 1762), когда комедия характеров сменяется изображением среды. Классицистическую поэтику Мольера Гольдони переосмысляет в духе 18 в.: он раздвигает рамки трех единств, наблюдая за несколькими героями, подчинив время и место закону правдоподобия. В России хорошо известны такие комедии Гольдони, как «Слуга двух господ» (1753), «Трактирщица», «Веер» (1765), «Феодал» (1762) и др.
0.00 байт