ГОЛГОФА
ГОЛГОФА
холм в окрестностях Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос. Слово употребляется как синоним мученичества и страданий.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ГОЛГОФА
евр. — череп) — холм вблизи древнего Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос; по преданию на Голгофе был погребен Адам.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Голгофа
холм около Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Употребляется как синоним мученичества и страданий.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ГОЛГОФА
арам.: череп), место черепа, лобное место, холм на северо-западе от Иерусалима; место суда и смертной казни; место распятия Иисуса Христа. По христианскому преданию, в Голгофском холме был погребен Адам. Кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа - "адамовой головы" - в подножии креста. Голгофа в представлениях Святой Руси - "Пуп Земли", священный центр мира.
ГОЛГОФА
Небольшая скала или холм вблизи древнего города Иерусалима, место казни. На Голгофе стоял крест, на котором был распят Иисус Христос. Традиционно считается, что Голгофа была расположена к западу от Иерусалима и в настоящее время находится в черте города. В эпоху крестовых походов на этом месте была воздвигнута церковь Гроба Господня. В переводе с еврейского слово «голгофа» означает «череп». По преданию, там же, на Голгофе, был раньше погребен первый человек Адам. В русском языке «голгофой» в переносном смысле называют любое место казней или мучений.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Голгофа
(от евр. череп, порусски «лобное место») – место распятия двух разбойников и Иисуса Христа, которое было расположено за городской стеной к северозападу от Иерусалима. Слово «Г.» обозначало холм, круглый как череп. Согласно православному преданию, Адам был погребен на Г., так что его череп промыслительно оказался под крестом, на котором был распят Христос, чтобы Его кровь, стекая на череп первого человека, омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха. Г. рассматривается в христ. богословии как сакральный центр мира. В настоящее время Г. находится в храме Воскресения Христова в Иерусалиме.
Источник: Краткий православный словарь.
Голгофа
лоб, череп) (Мф 27.33; Мк 15.22; Ин 19.17)-место вне северной (древней) стены Иерусалима, куда был выведен для казни и где был распят на кресте Господь Иисус Христос. Люди не могут с определенностью указать это место. В северо-западной части Иерусалима находится церковь Гроба Господня, построенная в 335 г. царицей Еленой якобы над гробом, в котором был положен Господь. Но это место находится внутри стен, которые были и во времена Христа. Вне же стен по соседству с Дамасскими воротами находится небольшой скалистый холм до сих пор издали напоминающий верхнюю часть черепа, который и мог быть Голгофой. По преданию, в этом холме была пещера Иеремии, в которой пророк плакал о разрушении Иерусалима и где написал книгу Плач Иеремии.
ГОЛГОФА
(евр. «череп», «лоб») – гора, на которой был распят Иисус Христос. Служила у евреев обыкновенным местом казни преступников. По преданию, на Голгофе был погребен Адам. Она находилась тогда вне Иерусалима, сейчас оказалась в самом городе и вся застроена храмами. Еще в IV в. здесь был построен храм св. Еленой, а ныне на этом месте находится храм Гроба Господня.
В иконографии фоном для распятия обычно бывает стена Иерусалима, под Kрестом – горка в виде обычных для русской иконописи уступов – лещадок. В горке пещера с костями и Адамовой головой. Иногда Голгофу изображают условно, в виде ступенек, которые сходятся под Kрестом. Слово «Голгофа» употребляется иногда как символ подвижничества и нравственных страданий («взойти на Голгофу»).
В иконографии фоном для распятия обычно бывает стена Иерусалима, под Kрестом – горка в виде обычных для русской иконописи уступов – лещадок. В горке пещера с костями и Адамовой головой. Иногда Голгофу изображают условно, в виде ступенек, которые сходятся под Kрестом. Слово «Голгофа» употребляется иногда как символ подвижничества и нравственных страданий («взойти на Голгофу»).
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Голгофа
возвышенность неподалеку от Иерусалима, на которой был распят Господь (лобное место). Во времена Иисуса Христа она находилась неподалеку от городских ворот. В наши дни она оказалась в черте города, недалеко от западной окраины Иерусалима. Название горы «Голгофа» происходит от ее сходства с человеческим черепом. Кроме того, в результате казней здесь часто были видны черепа осужденных. По церковному преданию, на Голгофе был погребен Адам. Однако самым значимым для христиан всего мира стали события, происходившие на этом месте в связи с крестной смертью Спасителя. Всеми четырьмя евангелистами описаны страдания Господа, которого среди насмехающейся толпы вели на казнь. Здесь Господь, распятый на кресте, испытал страшные муки, а смерти его сопутствовали жуткие знамения. В час телесной смерти Господа тьма была по всей земле, а почва содрогалась, как бы сочувствуя страданиям Иисуса. С последним словом Сына Божия разодралась надвое завеса в иудейском храме, символизируя начало новой религиозной веры.
Источник: Православная энциклопедия.
Голгофа
место, где был распят Господь Иисус, находилась близ Иерусалима (Иоан. 19:20), вне стен города (Мат 27:33; Map. 15:22; Иоан. 19:17; Евр. 13:12). К ней примыкал сад с новой могилой, в которой тело Иисуса покоилось до воскресения (Иоан. 19:41). Название Голгофа, т.е. верхняя часть черепа, происходит от арамейского гулгулта, еврейского гулголет. и м б. намекает на внешний вид местности: круглый холм Но под этим названием нельзя подразумевать лобного места, т е. обычного места казни с разбросанными черепами, что для евреев было мерзостью, да и едва ли какие-либо высокопоставленное лицо согласилось бы в таком неприятном соседстве иметь сад с могилой. Действительное местоположение Голгофы — предмет споров Предание говорит, что оно находится внутри одной из часовень церкви Св. Гроба Господня, расположенной к северу от Сиона, внутри старого города. Церковь, по преданию, построена царицей Еленой в 335 г. по Р Хр. Однако, трудно предположить, чтобы это место находилось вне городских стен во время Христа. Если к этому прибавить, что внутри храма показываются многие другие достопримечательности, как-то: камень (скала), который расселся во время смерти Христа: каменный столб, у которого бичевали Христа; большой камень, на котором Он сидел в терновом венце; большой камень, на котором обвили пеленами Его тело, и могилу, в которой Он покоился до воскресения, то особенно чувствуется правда слов, написанных по-гречески на мраморной доске над входом в святую могилу: «Что вы ищете живого среди мертвых? Его нет здесь: Он воскрес».
ГОЛГОФА
череп, иначе краниево лобное место, Мф 27:33, Мк 15:22, Ин 19:17, Лк 23:33) — горная возвышенность на с.-з. от Иерусалима, на которой был распят Господь. Голгофа находилась недалеко от города (Ин 19:20) вне врат (Евр 13:12), ныне же находится в самом городе, близ западной его оконечности и вся обстроена священными зданиями, в ознаменование священных мест и событий распятия, крестных страданий, погребения и воскресения Спасителя. Название Голгофы дано сему свящ. месту, вероятно, по сходству означенной местности с формою черепа, или потому, что здесь часто были видимы черепа казненных преступников; по преданию же Церкви, здесь погребен Адам. Голгофские события, описанные евангелистами, полны трогательнейшего интереса для каждого истинного Христианина. Вот, среди поруганий и насмешек со стороны воинов и толпы, Господь Иисус в страшных муках на кресте испустил дух. И какие ужасные знамения сопровождают смерть Богочеловека! Тьма по всей земле. Солнце померкло и не может взирать на страшное зрелище, земля содрогается, как бы сочувствуя страданиям своего Господа и Владыки, камни расседаются и тела многих усопших святых воскресают. С последним, предсмертным словом Господа: свершилось! начинается новая религиозная эра, и завеса храма раздирается на двое сверху до низу. Исполняется древнее пророчество ветхозаветного евангелиста пр. Ис 43:12: и к злодеям причтен, так как Он был распят среди двух разбойников. Ветхозаветная обрядность прекратилась, когда Он принес Себя непорочным в жертву Богу. Вековая борьба с князем мира сего торжественно окончилась победою креста. “Отняв силы у начальств и властей, Он властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою” (Кол 2:15). Да, по истине, на эти величайшие минуты унижения и торжества, позора и славы, человечество во все века будет взирать с глубоким трепетом и благоговением, и всегда будет видеть в них искупление от греха, поражение сатаны, примирение с Богом и спасение мира.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990