Род. 1891, ум. 1953. Аккомпаниатор, дирижер. Работал в Большом театре (с 1915, в 1948—53 главный дирижер), в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио (1937—53 худож. рук-ль). Лауреат Государственной премии СССР (1946, 1949, 1950, 1951), народный артист СССР (1948). В 1925—48 гг. профессор Московской консерватории.
ГОЛОВАНОВ Николай Семенович
ГОЛОВАНОВ Николай Семенович
(9.1.1891–28.8.1953), дирижер, пианист, композитор, 4?кратный лауреат Сталинской премии (1946, 1949, 1950, 1951), нар. артист СССР (1948). Окончил Моск. синодальное уч?ще церковного пения (1909), Моск. консерваторию по классу композиции (1914)). С 1909 дирижер синодального хора. С 1915 дирижер и ассистент хормейстера, в 1919–28 гл. дирижер Большого театра (Москва). В 1919 совместно с К.С. Станиславским участвовал в создании Оперной студии при Большом театре (впоследствии Оперный театр им. Станиславского). В 1926–29 возглавлял Моск. филармонич. оркестр. В 1937–53 гл. дирижер и худ. рук. Большого симфонич. оркестра Всесоюзного радиок?та. В 1925–29 и 1943–48 проф. Моск. консерватории, руководитель оперного и оркестрового классов. Во время Вел. Отеч. войны работал на радио, выступал в концертах. Под управлением Г. впервые исполнены 22?я и 23?я симфонии Н. Я. Мясковского (обе – 1942), 2?я – Т. Н. Хренникова (1943), 3?я – С. В. Рахманинова (1943, впервые в СССР). В 1948–53 гл. дирижер Большого театра СССР. Кроме дирижерских работ Г. также известен как выдающийся пианист, бессменный аккомпаниатор А.В. Неждановой. Автор 2 опер («Принцесса Юрата» и «Богатырский курган»), симфонии и более 20 романсов.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
ГОЛОВАНОВ Николай Семенович
9/21.01.1891 - 28.08.1953), русский дирижер, пианист, композитор.
В 1909 окончил Синодальное училище; в 1914 - по классу композиции Московскую консерваторию. В 1937-53 - художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Профессор Московской консерватории (1925-48).
Голованов - ярчайший представитель русской дирижерской школы. Его работа в Большом театре (в 1919-28, 1930-36 - дирижер; в 1948-53 - главный дирижер) - эпоха в истории театра. Вдохновенный и требовательный артист, он поднял на исключительную высоту художественный уровень оперных спектаклей. Исполнение Головановым народно-музыкальных драм М.П. Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина"), опер Н.А. Римского-Корсакова и А.П. Бородина принадлежит к вершинным созданиям русского искусства.
И творчеством, и жизненным поведением Голованов утверждал величие и несокрушимость русского духа. В трудные месяцы Великой Отечественной войны, в отличие от большинства именитых музыкантов, он не покинул Москву, исполнением патриотических произведений с оркестром на радио внушая уверенность в нашей конечной победе.
Родной стихией Голованова-дирижера всегда оставалась русская классика. Он создал выдающиеся по глубине прочтения интерпретации симфонических сочинений М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.К. Глазунова.
Автор духовных хоров, оперы "Принцесса Юрата", романсов; многие духовные сочинения Голованова становятся достоянием публики только в наши дни.
Э. Афанасьев
В 1909 окончил Синодальное училище; в 1914 - по классу композиции Московскую консерваторию. В 1937-53 - художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Профессор Московской консерватории (1925-48).
Голованов - ярчайший представитель русской дирижерской школы. Его работа в Большом театре (в 1919-28, 1930-36 - дирижер; в 1948-53 - главный дирижер) - эпоха в истории театра. Вдохновенный и требовательный артист, он поднял на исключительную высоту художественный уровень оперных спектаклей. Исполнение Головановым народно-музыкальных драм М.П. Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина"), опер Н.А. Римского-Корсакова и А.П. Бородина принадлежит к вершинным созданиям русского искусства.
И творчеством, и жизненным поведением Голованов утверждал величие и несокрушимость русского духа. В трудные месяцы Великой Отечественной войны, в отличие от большинства именитых музыкантов, он не покинул Москву, исполнением патриотических произведений с оркестром на радио внушая уверенность в нашей конечной победе.
Родной стихией Голованова-дирижера всегда оставалась русская классика. Он создал выдающиеся по глубине прочтения интерпретации симфонических сочинений М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.К. Глазунова.
Автор духовных хоров, оперы "Принцесса Юрата", романсов; многие духовные сочинения Голованова становятся достоянием публики только в наши дни.
Э. Афанасьев
ГОЛОВАНОВ Николай Семенович
(1891–1953), советский дирижер, пианист и композитор.
Народный артист СССР (1948). За постановку в Большом театре СССР опер М.П. Мусоргского, Н.А. Римского‑Корсакова и А. П. Бородина четырежды был удостоен Сталинской премии (1946,1949,1950,1951). Дирижером Большого театра Н.С. Голованов был с 1919. С 1936 он ушел из театра и стал возглавлять другие музыкальные коллективы. С его уходом на сцене Большого театра перестали ставиться оперы русских композиторов, особенно М.П. Мусоргского, Н.А. Римского‑Корсакова и А.П. Бородина.
И. В. Сталин считал, что в репертуаре Большого театра СССР непременно должна быть русская оперная классика. Без опер Чайковского, Мусоргского, Римского‑Корсакова, Бородина и других русских композиторов не может быть главного оперного театра страны.
И.В. Сталин стал уговаривать Н.С. Голованова: Николай Семенович, становитесь за дирижерский пульт оркестра Большого театра и продолжайте ставить русскую оперную классику.
Н.С. Голованов: Товарищ Сталин, я дал клятву матери не возвращаться в Большой театр.
И.В. Сталин: Без вас не идут «Борис Годунов», «Князь Игорь», другие русские оперы.
Н.С. Голованов: Иосиф Виссарионович, я уже стар, болен. Мне не под силу эту ношу брать на свои плечи.
И.В. Сталин: Николай Семенович, я тоже стар, тоже болею, но продолжаю работать. Поработайте и вы. Наладьте там дело, а тогда видно будет, может, одновременно пойдем на пенсию.
Н.С. Голованов прислушался к совету И.В. Сталина. В 1948 великий дирижер вернулся в Большой театр. В репертуаре Большого театра СССР вновь почетное место заняла русская оперная классика. В 1948 была поставлена опера «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, в 1949 – опера «Садко» Н.А. Римского‑Корсакова, в 1950 – опера «Хованщина» М.П. Мусоргского.
Народный артист СССР (1948). За постановку в Большом театре СССР опер М.П. Мусоргского, Н.А. Римского‑Корсакова и А. П. Бородина четырежды был удостоен Сталинской премии (1946,1949,1950,1951). Дирижером Большого театра Н.С. Голованов был с 1919. С 1936 он ушел из театра и стал возглавлять другие музыкальные коллективы. С его уходом на сцене Большого театра перестали ставиться оперы русских композиторов, особенно М.П. Мусоргского, Н.А. Римского‑Корсакова и А.П. Бородина.
И. В. Сталин считал, что в репертуаре Большого театра СССР непременно должна быть русская оперная классика. Без опер Чайковского, Мусоргского, Римского‑Корсакова, Бородина и других русских композиторов не может быть главного оперного театра страны.
И.В. Сталин стал уговаривать Н.С. Голованова: Николай Семенович, становитесь за дирижерский пульт оркестра Большого театра и продолжайте ставить русскую оперную классику.
Н.С. Голованов: Товарищ Сталин, я дал клятву матери не возвращаться в Большой театр.
И.В. Сталин: Без вас не идут «Борис Годунов», «Князь Игорь», другие русские оперы.
Н.С. Голованов: Иосиф Виссарионович, я уже стар, болен. Мне не под силу эту ношу брать на свои плечи.
И.В. Сталин: Николай Семенович, я тоже стар, тоже болею, но продолжаю работать. Поработайте и вы. Наладьте там дело, а тогда видно будет, может, одновременно пойдем на пенсию.
Н.С. Голованов прислушался к совету И.В. Сталина. В 1948 великий дирижер вернулся в Большой театр. В репертуаре Большого театра СССР вновь почетное место заняла русская оперная классика. В 1948 была поставлена опера «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, в 1949 – опера «Садко» Н.А. Римского‑Корсакова, в 1950 – опера «Хованщина» М.П. Мусоргского.