ГОЛОВНИН Александр Васильевич
Источник: Краткий словарь по истории.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Головнин Александр Васильевич - государственный деятель (1821 - 1886), сын адмирала. По окончании курса в Александровском лицее, Головнин начал службу в ведомстве Императрицы Марии , а затем в особой канцелярии министра внутренних дел Перовского , по поручению которого составил ""Очерк истории и современного положения городов Финляндии"". Перейдя в 1848 г. на службу в морское ведомство, Головнин скоро приобрел полное доверие великого князя Константина Николаевича и сблизился с кружком лиц, ставших впоследствии видными деятелями царствования императора Александра II . Головнин вел переписку великого князя, был посредником между ним и многими государственными деятелями и литераторами, руководил ""Морским Сборником"", принял участие в организации экспедиции по изучению народного быта России. Пожалованный в 1859 г. званием статс-секретаря, Головнин в том же году был назначен членом главного правления училищ при министерстве народного просвещения, в конце 1861 г. - управляющим министерством народного просвещения, а через год утвержден в должности министра. Головнин успел провести ряд коренных реформ. По Учреждению 18 июня 1863 г. подверглось полному преобразованию центральное управление министерства, причем цензурное управление было передано в министерство внутренних дел. Существенные изменения произведены были в порядке управления учебными округами: усилена власть попечителей и окончательно разрушена административная зависимость низших училищ от средних. Университетский вопрос получил широкое и принципиальное разрешение в новом уставе 18 июня 1863 г., оживившем научную и учебную жизнь университетов. Менее определенно и твердо разрешен был вопрос о среднем образовании. Устав 19 ноября 1864 г. остановился на принципе дуализма в системе среднего образования, предоставив времени и опыту разрешение чрезвычайно обострившегося в 1860-х годах спора между классицизмом и реализмом. В связи с освобождением крестьян был разрешен вопрос о низшем народном образовании. Положение о начальных народных училищах 14 июля 1864 г. впервые поставило на широкое основание систему начального народного образования, призвав к попечению о нем органы земского и городского самоуправления. Затронут был ряд важных вопросов учебной политики на окраинах, в Царстве Польском, в Западном крае, в прибалтийских губерниях. Учебное дело в Царстве Польском оставалось вне ведения министерства до восстановления в 1867 г. Варшавского учебного округа. Учебная система в Прибалтийском крае осталась на прежнем основании. Наиболее крупным фактом явился новый устав Дерптского университета 9 ноября 1865 г. Вопрос о преподавании русского языка и о заведении русских училищ в Прибалтийском крае вызвал некоторые принципиальные разногласия между Головниным, с одной стороны, архиепископом рижским Платоном и генерал-губернатором графом Шуваловым - с другой. Представители высшей местной власти настаивали на радикальных мерах, Головнин полагал необходимым придерживаться осторожности и постепенности. В 1865 г. высказаны были предположения о целом ряде ученых экспедиций: этнографической, археографической, морской. Характерной чертой деятельности министерства народного просвещения под управлением Головнина была широкая гласность, привлекавшая образованное общество к обсуждению важнейших мероприятий министерства. В журнале министерства и отдельными книгами и брошюрами печатались выдержки из отчетов попечителей и ревизоров о состоянии училищ, разного рода проекты, официальные и частные отзывы и мнения о них. В 1864 г. начато издание ""Сборников постановлений и распоряжений по министерству народного просвещения"". В 1865 г., напечатав ""Обзор деятельности министерства за 1862 - 1876 годы"", Головнин в особом докладе изложил планы и предположения, касавшиеся лицеев, училищ уездных, женских, еврейских, частных, ветеринарных, домашних наставников, ученых учреждений. Эти предположения были рассмотрены в особой комиссии графа Строганова. Комиссия указала на необходимость большей осторожности и экономии в исполнении широких планов Головнина. Но прежде чем замечания комиссии графа Строганова были представлены государю, 14 апреля 1866 г. Головнин был уволен от должности министра. Отставка стояла в связи с покушением на жизнь государя 4 апреля 1866 г., раскрывшим факт распространения среди учащейся молодежи революционных учений. - Ср. С.В. Рождественский ""Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения"", гл. VI.
Источник: Биографический словарь. 2008
— один из наиболее выдающихся государственных деятелей царствования Александра II; род. 25 марта 1821 г. в СПб.; воспитание получил под руководством своей матери, урожденной Лутковской, женщины замечательного ума и характера; в 1839 г. с отличием кончил курс в Царскосельском лицее. С 1848 г. Г. состоял чиновником особых поручений при начальнике Главного морского штаба — кн. Меншикове, а с 1850 г. и секретарем при вел. кн. Константине Николаевиче, одним из воспитателей которого был дядя Г., Ф. С. Лутковский. По поручению кн. Меншикова Г. составил обширный очерк истории и современного положения городов Финляндии, благодаря чему выучился шведскому языку сверх англ., франц., немец. и итальянского, которыми он владел и прежде. Заслужив расположение вел. кн. Константина Николаевича, Г. сделался руководителем "Морского сборника", который в первые годы царствования Александра II играл большую роль в новом общественном движении. Здесь печатались, между прочим, труды молодых литераторов, снаряженных в различные местности России для изучения их народного и экономического быта (см. Библиография). Инициатором этой замечательной экспедиции был, по-видимому, Г., который и впоследствии, в бытность свою министром, прибегал к такому же способу исследования, да и сам еще до поступления на службу в морское ведомство путешествовал год по России для всестороннего изучения ее тогдашнего положения. Он принимал незримое, но далеко не маловажное участие в работах над крестьянской реформой, служа посредником между разными лицами и вел. князем; с тех пор самая тесная дружба соединяла Г. с Н. А. Милютиным, Ю. Ф. Самариным, К. Д. Кавелиным, Н. X. Бунге и другими участниками в разрешении крестьянского вопроса. В 1859 г. Г. назначен был статс-секретарем и членом Главного правления училищ при министерстве народного просвещения, а в дек. 1861 г. призван к управлению этим министерством. Незадолго перед тем происходили студенческие волнения, приведшие к временному закрытию СПб. унив. и выдвинувшие на первый план уже прежде осознанную необходимость нового университетского устава. Студенческие беспорядки Г. объяснял упадком научной деятельности университетов и недостатками университетской организации, уничтожавшей всякую нравственную связь между профессорами и студентами. Для пополнения персонала профессоров Г. отправил много молодых людей за границу, а руководство ими поручил Н. И. Пирогову. Для ознакомления с университетскими порядками за границей командированы были опытные лица, в том числе К. Д. Кавелин; в самой России опрошены были все лица, которые могли считаться сведущими в этом деле, а проект нового устава в переводе был обсуждаем лучшими европейскими авторитетами. Немногие из законодательных памятников имели такую обстоятельную и всестороннюю предварительную разработку, как университетский устав 1863 г., который ввел приват-доцентуру, университетское самоуправление, университетский суд над студентами, умножил число кафедр, увеличил вознаграждение профессоров. Расширены были средства университетских библиотек; основан Новороссийский унив. (1864); издан особый устав для Дерптского унив. Для поднятия научного уровня наших университетов Г. считал необходимым отменить вовсе право университетов давать чины, предоставив им только право удостаивать ученых степеней; но это предположение не осуществилось. Г. высоко поднял значение министерства нар. просв., которое до него считалось одним из второстепенных; он почти удвоил его бюджет, сократив вместе с тем непроизводительные расходы; уничтожил канцелярию министра и всю административную часть сосредоточил в переустроенном департаменте народн. просвещения. Главное правление училищ Г. преобразовал в совет министра. Во многих городах открыты при нем гимназии и прогимназии, частью вновь учрежденные, частью преобразованные из бывших уездных училищ. В 1864 г. издан был устав гимназий, который, по выражению гр. Д. А. Толстого, "положил классическое образование в основу собственно-научного университетского образования". Г. выработал обширный план правильной организации народного образования в России, но успел привести его в исполнение только отчасти. Положение 1864 г. о народных школах послужило, однако, основанием для широкого развития земской начальной школы. При Г. основан Московский публичный музей с присоединением к нему перенесенного из Петербурга Румянцевского музея, издан новый устав Николаевской главной астрономической обсерватории, состоялась передача Императорской публичной библиотеки из ведомства Императорского двора в министерство народного просвещения. Цензура перешла в 1863 г. из ведомства м-ва нар. просв. в ведомство мин. внутр. дел, но под непосредственным влиянием Г. приступлено было к выработке нового закона о печати, который и был обнародован в 1865 г. Г. был искренним поборником гласности и во все управление свое министерством никогда не стеснял свободного обсуждения вопросов, относившихся к его кругу действий. По увольнении от должности министра Г. назначен был членом Государственного совета, с 1870 г. присутствовал в департаменте государственной экономии, а с 1872 до 1876 г. — в департаменте законов. † 3 ноября 1886 г. Широко образованный, глубоко преданный преобразовательным идеям, Г. был одним из лучших представителей движения, господствовавшего с конца пятидесятых до половины шестидесятых годов в наших административных сферах. У него было много друзей, но много и врагов, которым он казался опасным даже тогда, когда сошел с политической сцены. В некоторых органах печати злобные нападения на Г. не прекращались до самой его смерти. Любопытную страницу в жизни Г. представляют его отношения к крестьянам родового села его Гулынки Пронского у. Рязанской губ. Оставшуюся за ним после надела крестьян землю Г. раздавал им в аренду не для извлечения выгоды, а чтобы привязать их к деревне и хозяйству. В 1863—65 г. он на собственные средства построил в Гулынках новый каменный храм, а в 1863 г. в том же селе основал начальное училище для мальчиков, переведенное впоследствии в особое каменное здание, с квартирами для двух учителей. При училище — физический кабинет, метеорологическая станция, две библиотеки: одною из них (5000 т.) пользуется окрестное население. Г. постоянно интересовался ходом дел в школе, состоял в переписке с ее учителями, ежегодно жертвовал в пользу ее до 1000 р. деньгами и всевозможные пособия. В 1870 г. Г. основал еще начальное училище для девочек, в особом деревянном доме. Им же открыта в Гулынках больница, с родильным приютом. Обеспечив дальнейшее существование всех этих учреждений капиталом в 12000 р., Г. передал их в ведение Пронского земства. Г. напеч. "Заметку о двух церквах при селе Гулынках" (СПб., 1873), "Заметки о лечебнице для приходящих и о двух начальных училищах при селе Гулынках" (СПб., 1874), издал соч. своего отца Вас. Мих. Г.; сообщил записку Тургенева, относящуюся к эпохе трудов по крестьянскому вопросу ("Русская старина" 1883 г., т. XL), собрал значительное число материалов для истории царствования Александра II, которые передал в Императорскую публичную библиотеку, а в библиотеку Павловского дворца передал документы, касающиеся деятельности вел. кн. Константина Павловича. Г. был одним из первых членов Русского географического общества, в котором с 1845 по 1847 г. состоял секретарем. См. материалы для биографии Г. в "Русской старине" 1887 г. № 3, 8, 9, 11; 1888 г. № 3, 6; 1889 г. № 2; в "Русском архиве" 1888 г. № 12.
А. Я.
{Брокгауз}