голубь

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ГОЛУБЬ
домаш. Г. попал в Др. Грецию в нач. 5 в. до н.э. из Сирии и разводился даже бедняками. У Гомера Г. — символ бегства и трусости. В Додонском оракуле Г. наделен даром пророчества. Римляне впервые познаком. с этой птицей на Сицилии, куда он был завезен греками, и тоже стали его разводить; с этой целью строились голубятни.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

голубь
чистая по закону птица. Писание отличает ее кротость, незлобивость. Господь и верующим говорит: «будьте ... просты, как голуби» (Мф 10.16). И на Иисуса Христа после Его крещения Дух Святой сошел также в телесном виде голубя (Мф 3.16; Ин 1.32). Закон давал право бедным людям приносить в жертву вместо агнца голубя (Лев 5.7; 12.8), в связи с чем разведение голубей в древней Иудее было распространенным занятием.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Голубь
(греч. peristera, лат. columba). Домашний Г. попал в Др. Грецию в нач. 5 в. до н. э. из Сирии и разводился даже бедняками. У Гомера Г. — символ бегства и трусости. В Додонском оракуле Г. наделен даром пророчества. Римляне впервые познакомились с этой птицей на Сицилии, куда он был завезен греками, и тоже стали его разводить; с этой целью строились голубятни. Из Италии Г. попал в Европу и стал уже символом созидания и мира.

Источник: Словарь античности. 1989

ГОЛУБ
Holub), Эмиль (7.X.1847 - 21.II.1902) - чеш. исследователь Африки. Получил мед. образование в Праге (1872). В том же году отправился в Юж. Африку как исследователь-энтузиаст. Во время путешествий (1872-79 и 1883-87) побывал в Капской колонии, Трансваале, Оранжевой Республике, Бечуаналенде, на терр., входящих в нынешнюю Родезию. Особое внимание уделил изучению жизни и быта народов, обитающих на сев. берегу Замбези в среднем течении этой реки (здесь в ряде р-нов до него не ступала нога европейца). Собрал и привез в Европу громадные коллекции, рассказывающие о коренном населении, животном и растит. мире Юж. Африки.

Соч.: Sedm let v jizni Africe, sv. 1-2,V. Praze, 1800-81; Druh? cesta po jizni Africe. Z Kapsk?no Mesta do zeme Masukulumb?, sv. 1-2, Praha, 1889-90.

Лит.: Dr. Emil Holub, africky cestovatel. K. Stoletemu v?roc?, uspor?dal J. Dlouh?, Praha, 1947; Baum J., Holub a Masukulumbov?, Praha, 1955.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ГОЛУБЬ
Быт 8:9) — чистая птица по закону Моисееву, часто упоминаемая в Свящ. Писании. В диком состоянии голуби обыкновенно живут в ущельях скал, под кровом утесов (Песн 2:14, Иер 48:28); они отличаются чистотою, незлобием и не противятся своим врагам, поэтому-то Спаситель и заповедал Своим последователям: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16). Замечательна также их привязанность друг к другу, так что когда один из них улетает или умирает, другие оставшиеся на месте как бы оплакивают свою потерю жалобными воркованиями. На это воркование указывается в книгах пророческих (Пс. 38:14, Иез. 7:16, Наум. 2:7). Также указывается в Свящ. Писании на голубиную нежность, чистоту и любовь (Пс. 74:14, Песн. Пес. 1:15, 2:14, 4: 1. 5:2, 6:9). Дух Святой сошел на Спасителя в виде голубя (Мф. 3:16, Мр. 1:10, Лк. 3:22, Ион. 1:32). Когда Свящ. Писание говорит о глазах голубиных, значит, что глаза особенно выражают кротость и нежность. Осия сравнивает робкого Ефрема с глупым голубем без сердца (7:11), и говорит, что когда Иудеи будут возвращаться в отечество из Египта то они встрепенуться из Египта, как птицы и из земли ассирийской, как голуби (Ос. 9:11). Давид в своей горести так восклицает к Богу: И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы (Пс. 54:7). О прилете голубей говорится как о признаке весны: Вот зима уже прошла, голос горлицы слышен в стране нашей (Песн. Пес. 2:12). Уже в истории о потопе голубь является к Ною в ковчег радостным вестником того, что вода сошла с лица земли. Голубь возвратился к нему в вечернее время... и вот свежий масличный лист во рту у него (Быт. 8:11). Голуби употреблялись для жертвоприношений. Авраам принес вместе с другими жертвенными животными также горлицу и молодого голубя (Быт. 15:9). Когда рождалось дитя, то от матери требовалось в известное время принести в жертву всесожжения однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. По бедности она могла принести в жертву только двух горлиц или голубей (Лев. 12:6-8). Из сего мы можем заключит о бедности Пресв. Девы Марии, Матери Господа, — когда в 40-й день по Его рождении, она принесла в Иерусалимский храм двух птенцов голубиных вместо агнца (Лк. 2:24). В храме сидели продавцы этих птиц, который Господь изгнал из храма, сказавши: дома Отца Моего не делайте домом торговли (Иоан. 2:14-16). Разведение голубей было распространенным занятием Иудеев (Пс. 60:8), как и доселе водится на Востоке. Они летят такими массами к своим голубятням, что походят на густые облака и затемняют солнечные лучи. Слова Ис. 67:14 “расположившись в уделах своих вы стали как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом” можно понимать, как два противоположных состояния Израильтян, к которым он обращается в два различных периода их истории. В дни печали и бедствий они как бы были покрыты поношением, но во дни благополучия будут походить на самую чистую и прекраснейшую из птиц, со снежной белизной ее крыльев и золотистым цветом шеи. Надо заметить, что писатель 4 книги Царств (6:25), изображая бедствия и голод во время осады Самарии Венададом ц. Сирийским, что тогда четвертая часть каба голубиного помета продавалась по 5 сиклей серебра, до такой крайности доходили тогда Израильтяне (4 Цар. 26 и пр.). Подобные бедствия были во время осады Иерусалима ц. Римским Титом. Послам Езекии было сказано, что осажденные израильтяне будут есть помет свой и пить свою мочу (Ис. 36:12, 4 Цар. 18:27). Гомер (законченность, совершенство) — имя двух лиц: (Быт. 10:2,3) старший сын Иафета и родоначальник народа, сохранившего свою национальность даже до времен Иезекииля (38:6). Гомер был родоначальник тех, которых греки называют Галатами, но которых в его время называли Гомерянами. Другие думают, что они тождественны с древними Кимрами, потомки которых остаются в Ирландии и Валлафе. (Осии 1:3) — имя дочери Дивламма, жены прор. Осии, женщины блудейной, которую он должен был взять за себя, в ознаменование неверности и отступления от Бога Израилева. Гомор или Омер (Исх. 16:16, 18:32) — десятая часть ефы или бата, равная вместимостью трем сатам, т.е. содержала в себе 432 яичных скорлупы, именно столько, сколько нужно для пропитания человека на один день; (полтора гарнца). Гоморра (погружение, потопление) (Быт. 14:2-8) — один из пяти городов в долине Сиддимской, разрушенных за нечестие от Господа серным огнем (см. Асфальтово море). Гоморра часто упоминается вместе и Содомом для обозначения крайнего нечестия в народе (Ис. 1:10) и строгости суда Божия против нечестивцев (Соф. 2:9; Рим. 9:29). Гонаф (защита, покровительство) (3 Цар. 16:24, 22) — отец Фамния, который оспаривал после смерти Замврия Израильский престол у Амврия. Гора соблазна (4 Цар. 23:13) — южная часть возвышения Элеонской горы, лежавшей к в. от Иерусалима. Здесь лежали идольские капища, устроенные Соломоном для своих жен язычниц (3 Цар. 11:7). Горам (возвышенный, высокий) (Нав. 10:33) — царь Газерский. Во время завоевания Израильтянами ю.з. части Палестины, он пришел на помощь Лахису, но пораженный Иисусом Навином погиб со всем своим народом. Горгий (1 Мак. 3:38) — военачальник Антиоха Епифана, разбитый наголову Иудой Маккавеем (1 Мак 4:1-26). Горен-Гаатад, или Авел-Мизраим (площадь или гумно Атада) (Быт. 50:10-11) — слово Авель здесь означает плач, а вся фраза плач египтян или Египта. Основание для этого наименования есть в Быт. 1:11. Место это прежде называлось Гумно-атада. Иероним говорит, что в его время оно называлось Беф-агла (Нав. 15:6, 18:19), которую он полагал близ Иерихона или ближе к Хеврону, но точное положение неизвестно.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Традиции обрядовой поэзии в повести Андрея Белого «Серебряный голубь»

Ощепкова А. И.
Повесть Андрея Белого «Серебряный голубь» интерпретируется в фольклорном контексте, прежде всего, в соотнесении с обрядовой поэзией.
Читать PDF
0.00 байт

Противоречивость коннотативного потенциала орнитонима paloma/голубь в испанском и русском языках

Денисова Анна Петровна, Кутьева Марина Викторовна
Статья посвящена компаративному изучению коннотативной семантики испанского и русского языков на примере орнитонима paloma/palomo/голубь/голубка.
Читать PDF
0.00 байт

Лирика А. А. Фета и повесть К. Н. Леонтьева «Египетский голубь»

Скрипкин А. О.
Analisyng K.N.Leontjev's story «Egyptian Pigeon» the author shows the influence of A.A.Fet's lyrics on Leontjev's creative work.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозные искания и сектантская утопия в романе Андрея Белого «Серебряный голубь»

Колихалова Н. Г.
Представлен роман Андрея Белого «Серебряный голубь» в контексте религиозно-духовных и художественных исканий писателя 1905 – 1907 гг. В архитектонике текста выявлены христианские и оккультные мотивы и образы.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование особенностей пространственной организации романа Андрея Белого “Серебряный голубь”

Diana Igorevna Kaparushkina
Читать PDF
0.00 байт

Понимание церкви как объекта исследования в работе «История русской церкви» Е. Е. Голубинского

Солнцев Н. И.
Статья посвящена работе Е.Е. Голубинского «История русской церкви» вышедшей в свет в 1880-1881 гг.
Читать PDF
0.00 байт

В. И. Хрисанфов. Лужский край в 1917-1920 годах: в 2 кн. Луга: Изд-во Голубева, 2010. 350 с.

Турыгина Наталья Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Голубев А. А. «Мурманская железная дорога: история строительства. (1894-1917 гг. ». СПб. : Петербург

Дубровская Е. Ю., Кораблев Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Акты ЧГК (Чрезвычайной государственной комиссии) о преступлениях Голубой дивизии под Новгородом (194

Ковалев Б. Н.
В статье анализируются документы Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников на Новгородчине во второй половине 40-х годов XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Практика использования голубиной связи в военном деле и охране границ Российской империи

Товпека Андрей Васильевич
В статье анализируется роль «живых» закрытых средств связи (к каковым в конце XIX и начале XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Нахождение бурого голубя Columba eversmanni в Тарбагатае

Березовиков Николай Николаевич, Левин Анатолий Сергеевич
Второе издание. Первая публикация: Березовиков Н.Н., Левин А.С. 2002. О первой встрече бурого голубя в Тарбагатае // Каз. орнитол. бюл. 2002: 87.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 03. 004. Голубцова Е. С. Община, племя, народность в античную эпоху. /РАН. Ин-т всеобщей истор

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Любовь и Голубкина

Канноне Саша
Читать PDF
0.00 байт

2012. 01. 016. Голубев С. А. Российские предприниматели в государственной думе, (1906-1917). - М. :

Коновалов В. С.
Читать PDF
0.00 байт

Советские журналисты о голубой дивизии под Ленинградом (1942-1944 гг. )

Ковалев Б. Н.
С августа 1942 по октябрь 1943 года под Ленинградом находилась союзная гитлеровцам испанская Голубая дивизия. Часть ее подразделений располагалась в пригородных дворцах: в Пушкине и Павловске.

Похожие термины:

  • Голубь, Большой

    гость московский, 1585 г. {Половцов}
  • Голубь, Борис Иванович

    Академик РАЕН (1999); родился 1 января 1935 г. в г. Москве; окончил Московский нефтяной институт им. акад. И. М. Губкина в 1957 г., имеет высшее военное специальное образование, кандидат технических наук, проф
  • Голубь, Галина Ильинична

    Кавалер орденов Трудовой Славы III и II степеней. Родилась 25 апреля 1934 г. в г. Барнауле, из рабочих. Окончила филиал Рубцовского сельского профессионально-технического училища № 21 в с. Мельникове Ново
  • Голубь, Марта Наумовна

    род. 9 апр. 1911 в Нью-Йорке. Композитор. В 1938 окончила 1-й Ленингр. муз. техникум по кл. композиции Б. В. Асафьева и Б. А. Арапова, консультировалась у М. Ф. Гнесина. Соч.: для орк. — Поэма (1946, 2 ред. 1962); для ф-п.
  • ПОЧТОВЫЙ ГОЛУБЬ

    способность голубей возвращ. обратно к тому месту, откуда их выпустили, была известна уже в др. времена. Их использовали для передачи сообщ. китайцы и египтяне. Свидет. о существовании П. г. у греков
  • Голубцов, 1828—29 г

    бессарабский вице-губернатор. {Половцов}
  • Голубаев, А. А

    автор отчета о деят. Харьк. общ. сельск.-хоз. 1899—1900 гг. {Венгеров}
  • Голубев, А. А

    автор кн. "Пчела и пчеловодство" (1874). {Венгеров}
  • Голубев, А. Е

    авт. стих. "На столетн. юбил." (Одесса, 1890—92), сибиряк. {Венгеров}
  • Голубкова, А. Е

    сотр. "Пет. листка" 1864 г. {Венгеров}
  • Голубятников, Ф. А

    свящ., агроном (Ворон.) 1907 г. {Венгеров}
  • Голубцев, А

    автор брош. "Голос простолюдина о Л. Н. Толстом" (СПб., 1910). {Венгеров}
  • Голубев, А

    авт. "Кратк. ист. 3-го всел. Ефес. соб." (СПб., 1842), бакалавр СПб. дух. акад. {Венгеров}  Голубев, А. авт. кн. "Космология и феогония алтайцев-язычн." (Казань, 1886). {Венгеров}  Голубев, А. автор биогр. Н
  • Голубев, И. А

    сотр. "Русск. мысли" 1890 гг. {Венгеров}  Голубев, И. А. автор руков. по бухгалтерии (1903—12). {Венгеров}  Голубев, И. А. автор рассказ. из русск. истор. (Пултуск, 1904). {Венгеров}
  • Голубков, А

    автор с.-д. брошюры (М., 1906). {Венгеров}
  • Голубков, А. П

    — авиаконструктор. В 1939—1940 гг. работал над проектом СРБ. После войны работал в ОКБ А. Н. Туполева.
  • Голубицкий, Анатолий Абрамович

    Начальник управления в Красноярском краевом фонде обязательного медицинского страхования с 1990 г.; родился 12 июня 1945 г.; окончил Красноярский государственный медицинский институт в 1968 г., кандидат
  • Голубев, Ал-др Ал-ев

    историк и романист, р. 1841 в с. Ломовке, Пенз. г., с. дьякона, † 9 окт. 1895. {Венгеров}
  • Голубев, Ал-др Ефим

    проф. гистологии Казанск. ун. и Мед.-хир. акад., р. 1834 в Нижне-Ломове, Пензенск. губ., в чиновнич. семье. {Венгеров}
  • Голубев, Ал-др Фед

    геодезист, р. 1832, проф. Акад. Генер. шт., † 1866. {Венгеров}