голубь
ГОЛУБЬ
домаш. Г. попал в Др. Грецию в нач. 5 в. до н.э. из Сирии и разводился даже бедняками. У Гомера Г. — символ бегства и трусости. В Додонском оракуле Г. наделен даром пророчества. Римляне впервые познаком. с этой птицей на Сицилии, куда он был завезен греками, и тоже стали его разводить; с этой целью строились голубятни.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
голубь
чистая по закону птица. Писание отличает ее кротость, незлобивость. Господь и верующим говорит: «будьте ... просты, как голуби» (Мф 10.16). И на Иисуса Христа после Его крещения Дух Святой сошел также в телесном виде голубя (Мф 3.16; Ин 1.32). Закон давал право бедным людям приносить в жертву вместо агнца голубя (Лев 5.7; 12.8), в связи с чем разведение голубей в древней Иудее было распространенным занятием.
Голубь
(греч. peristera, лат. columba). Домашний Г. попал в Др. Грецию в нач. 5 в. до н. э. из Сирии и разводился даже бедняками. У Гомера Г. — символ бегства и трусости. В Додонском оракуле Г. наделен даром пророчества. Римляне впервые познакомились с этой птицей на Сицилии, куда он был завезен греками, и тоже стали его разводить; с этой целью строились голубятни. Из Италии Г. попал в Европу и стал уже символом созидания и мира.
Источник: Словарь античности. 1989
ГОЛУБ
Holub), Эмиль (7.X.1847 - 21.II.1902) - чеш. исследователь Африки. Получил мед. образование в Праге (1872). В том же году отправился в Юж. Африку как исследователь-энтузиаст. Во время путешествий (1872-79 и 1883-87) побывал в Капской колонии, Трансваале, Оранжевой Республике, Бечуаналенде, на терр., входящих в нынешнюю Родезию. Особое внимание уделил изучению жизни и быта народов, обитающих на сев. берегу Замбези в среднем течении этой реки (здесь в ряде р-нов до него не ступала нога европейца). Собрал и привез в Европу громадные коллекции, рассказывающие о коренном населении, животном и растит. мире Юж. Африки. Соч.: Sedm let v jizni Africe, sv. 1-2,V. Praze, 1800-81; Druh? cesta po jizni Africe. Z Kapsk?no Mesta do zeme Masukulumb?, sv. 1-2, Praha, 1889-90. Лит.: Dr. Emil Holub, africky cestovatel. K. Stoletemu v?roc?, uspor?dal J. Dlouh?, Praha, 1947; Baum J., Holub a Masukulumbov?, Praha, 1955.
ГОЛУБЬ
Быт 8:9) — чистая птица по закону Моисееву, часто упоминаемая в Свящ. Писании. В диком состоянии голуби обыкновенно живут в ущельях скал, под кровом утесов (Песн 2:14, Иер 48:28); они отличаются чистотою, незлобием и не противятся своим врагам, поэтому-то Спаситель и заповедал Своим последователям: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16). Замечательна также их привязанность друг к другу, так что когда один из них улетает или умирает, другие оставшиеся на месте как бы оплакивают свою потерю жалобными воркованиями. На это воркование указывается в книгах пророческих (Пс. 38:14, Иез. 7:16, Наум. 2:7). Также указывается в Свящ. Писании на голубиную нежность, чистоту и любовь (Пс. 74:14, Песн. Пес. 1:15, 2:14, 4: 1. 5:2, 6:9). Дух Святой сошел на Спасителя в виде голубя (Мф. 3:16, Мр. 1:10, Лк. 3:22, Ион. 1:32). Когда Свящ. Писание говорит о глазах голубиных, значит, что глаза особенно выражают кротость и нежность. Осия сравнивает робкого Ефрема с глупым голубем без сердца (7:11), и говорит, что когда Иудеи будут возвращаться в отечество из Египта то они встрепенуться из Египта, как птицы и из земли ассирийской, как голуби (Ос. 9:11). Давид в своей горести так восклицает к Богу: И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы (Пс. 54:7). О прилете голубей говорится как о признаке весны: Вот зима уже прошла, голос горлицы слышен в стране нашей (Песн. Пес. 2:12). Уже в истории о потопе голубь является к Ною в ковчег радостным вестником того, что вода сошла с лица земли. Голубь возвратился к нему в вечернее время... и вот свежий масличный лист во рту у него (Быт. 8:11). Голуби употреблялись для жертвоприношений. Авраам принес вместе с другими жертвенными животными также горлицу и молодого голубя (Быт. 15:9). Когда рождалось дитя, то от матери требовалось в известное время принести в жертву всесожжения однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. По бедности она могла принести в жертву только двух горлиц или голубей (Лев. 12:6-8). Из сего мы можем заключит о бедности Пресв. Девы Марии, Матери Господа, — когда в 40-й день по Его рождении, она принесла в Иерусалимский храм двух птенцов голубиных вместо агнца (Лк. 2:24). В храме сидели продавцы этих птиц, который Господь изгнал из храма, сказавши: дома Отца Моего не делайте домом торговли (Иоан. 2:14-16). Разведение голубей было распространенным занятием Иудеев (Пс. 60:8), как и доселе водится на Востоке. Они летят такими массами к своим голубятням, что походят на густые облака и затемняют солнечные лучи. Слова Ис. 67:14 “расположившись в уделах своих вы стали как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом” можно понимать, как два противоположных состояния Израильтян, к которым он обращается в два различных периода их истории. В дни печали и бедствий они как бы были покрыты поношением, но во дни благополучия будут походить на самую чистую и прекраснейшую из птиц, со снежной белизной ее крыльев и золотистым цветом шеи. Надо заметить, что писатель 4 книги Царств (6:25), изображая бедствия и голод во время осады Самарии Венададом ц. Сирийским, что тогда четвертая часть каба голубиного помета продавалась по 5 сиклей серебра, до такой крайности доходили тогда Израильтяне (4 Цар. 26 и пр.). Подобные бедствия были во время осады Иерусалима ц. Римским Титом. Послам Езекии было сказано, что осажденные израильтяне будут есть помет свой и пить свою мочу (Ис. 36:12, 4 Цар. 18:27). Гомер (законченность, совершенство) — имя двух лиц: (Быт. 10:2,3) старший сын Иафета и родоначальник народа, сохранившего свою национальность даже до времен Иезекииля (38:6). Гомер был родоначальник тех, которых греки называют Галатами, но которых в его время называли Гомерянами. Другие думают, что они тождественны с древними Кимрами, потомки которых остаются в Ирландии и Валлафе. (Осии 1:3) — имя дочери Дивламма, жены прор. Осии, женщины блудейной, которую он должен был взять за себя, в ознаменование неверности и отступления от Бога Израилева. Гомор или Омер (Исх. 16:16, 18:32) — десятая часть ефы или бата, равная вместимостью трем сатам, т.е. содержала в себе 432 яичных скорлупы, именно столько, сколько нужно для пропитания человека на один день; (полтора гарнца). Гоморра (погружение, потопление) (Быт. 14:2-8) — один из пяти городов в долине Сиддимской, разрушенных за нечестие от Господа серным огнем (см. Асфальтово море). Гоморра часто упоминается вместе и Содомом для обозначения крайнего нечестия в народе (Ис. 1:10) и строгости суда Божия против нечестивцев (Соф. 2:9; Рим. 9:29). Гонаф (защита, покровительство) (3 Цар. 16:24, 22) — отец Фамния, который оспаривал после смерти Замврия Израильский престол у Амврия. Гора соблазна (4 Цар. 23:13) — южная часть возвышения Элеонской горы, лежавшей к в. от Иерусалима. Здесь лежали идольские капища, устроенные Соломоном для своих жен язычниц (3 Цар. 11:7). Горам (возвышенный, высокий) (Нав. 10:33) — царь Газерский. Во время завоевания Израильтянами ю.з. части Палестины, он пришел на помощь Лахису, но пораженный Иисусом Навином погиб со всем своим народом. Горгий (1 Мак. 3:38) — военачальник Антиоха Епифана, разбитый наголову Иудой Маккавеем (1 Мак 4:1-26). Горен-Гаатад, или Авел-Мизраим (площадь или гумно Атада) (Быт. 50:10-11) — слово Авель здесь означает плач, а вся фраза плач египтян или Египта. Основание для этого наименования есть в Быт. 1:11. Место это прежде называлось Гумно-атада. Иероним говорит, что в его время оно называлось Беф-агла (Нав. 15:6, 18:19), которую он полагал близ Иерихона или ближе к Хеврону, но точное положение неизвестно.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990