12.2.1878, Петербург - 19.4.1945, Ханой) - археолог, востоковед, искусствовед. Из дворянской семьи, Отец Г. - инженер, промышленник, меценат. Брат Лев - камергер, деятель Красного Креста; женат на дочери адмирала С.Макарова. Семье принадлежали поместья в Орловской и Киевской губерниях, особняки в Петербурге и Сочи. В 1900 Г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где учился у М.Ростовцева, который стал его большим другом. Продолжал обучение в Гейдельбергском университете, в 1904 получил степень доктора философии.
В 1900 женился на Натали де Кроос (вызывавшей восхищение А.Франса и О.Родена; она ушла в 1908 к Г.ДАннунцио). С 1905 Г. жил в Париже, изучал и коллекционировал персидскую и монгольскую миниатюру (в настоящее время - в Бостонском музее искусств и в музее Чернусского в Париже). Установил связи с парижским музеем Гима - центром востоковедения. Путешествовал по Востоку, побывал в Турции, Египте и в др. странах.
В 1910-12 Г. отправился в археологическую экспедицию в Индию, откуда привез 1500 фотографий памятников индийской культуры, в том числе свыше 300 снимков фресок буддийских пещерных храмов Аджанты; материалы экспедиции были выставлены в 1913 в музее Чернусского и получили высокую оценку Н.Рериха, который писал в статье «Индийский путь»; «За эту радость я очень благодарен моему другу В.В.Голубеву».
Описание фресок «Peintures bouddhiquees aux hides» - было опубликовано в «Annales du Musee Guimet» (vol. 40, 1913).
С августа 1914 Г. - представитель Российского Красного Креста во Франции в чине полковника. Организовывал автосанитарные отряды на фронте, стал летчиком; за проявленное мужество был награжден французским орденом Военного Креста (впоследствии также орденом Почетного легиона), До 1917 жил на широкую ногу; революция лишила его основного источника доходов - имений в России: он вынужден был продать часть своих коллекций и подумывал о карьере музыканта, т.к.
блестяще играл на скрипке и имел инструмент работы Страдивари.
Несмотря на материальные трудности, сохранил верность своему призванию и после войны возобновил деятельность в области востоковедения. Организовал издание искусствоведческой серии «Ars Asiatica», в которой ему принадлежит том, посвященный шиваистской скульптуре Индии. Читал лекции в Парижском университете, работал секретарем библиотеки университета. Редактор и художник многотомной серии по классическому искусству Востока, иллюстрировал том о тибетском народном театре. Был избран членом Французской Академии изящных искусств.
В 1920 вступил во французскую Дальневосточную школу в Ханое; с 1927 ее действительный член: в течение 25 лет вел исследовательскую работу в Индокитае. Он стал одним из ведущих археологов. Осуществил археологическую аэрофотосъемку Индокитая. Особый интерес в научном мире вызвали его раскопки в провинции Тхань-Хоа, исследования бронз Тонкина, происхождения бронзовых барабанов и стратиграфии развалин Ангкора. За археологические работы в Индокитае французская Академия удостоила Г. премии Жиль (1935). Архив Г. находится в Ханое, включает и материалы по русской культуре.