ГОЛЫШЕВ Ефим

Найдено 1 определение
ГОЛЫШЕВ Ефим
20.09.1895 (Херсон)-25.09.1971 (Париж). Живописец, график, музыкант и композитор. В 1902 начал обучаться игре на скрипке и вскоре в качестве солиста участвовал в турне Одесского симфонического оркестра по России, Румынии и Польше. Одновременно занимался рисованием в Одесском художественном училище. В 1909 уехал в Берлин. Изучал теорию музыки и композицию в консерватории Штерна. С 1911 концертировал в Германии как скрипач и дирижер и в то же время изучал химию. В 1912-13 посетил с концертными турне Египет, Индию, США, Бразилию и другие страны. В 1914 сочинил «Струнное трио», в котором применил принципы додекафонии. В последующие десять лет, оставив карьеру исполнителя, сосредоточился на композиции, писал камерную, оркестровую и оперную музыку. Состоял в переписке с А. Шенбергом, Р. Штраусом, А. Веберном и Ф. Буззони. По окончании I мировой войны увлекся идеями В. В. Кандинского, который был близким другом его отца, и обратился к художественному творчеству. Занимался мелкой пластикой, изготовлением игрушек, исполнял эскизы для художественноприкладных изделий и архитектурные проекты. Создавал абстрактные и фантастические живописные композиции, пронизанные наивным юмором, характерным для детского творчества. Часто демонстрировал автопортрет из кусков сигаретных коробок, спичек и хлебных корок. Поддерживал дружеские связи с художниками Л. М. Лисицким и А. П. Архипенко, с композитором X. Эймертом, с писателями Ф. Кафкой и Т. Манном. В 1918-22 входил в берлинский «Рабочий совет искусств» («Arbeitsrat fur Kunst») и «Клуб Дада». Вместе с Р. Хаусманом и Р. Хюльзенбеком написал манифест «13 основ дадаизма, или Что есть „Дада” и чего она хочет в Германии?», участвовал в двух дадаистских выставках в берлинской галерее I. В. Neumann (весна и осень 1919). В 1919 стал одним из организаторов авангардистского объединения «Ноябрьская группа» и в ее составе участвовал в «Большой берлинской художественной выставке » (1920). Участвовал в выставках русских художников в Ганновере (галерея Garvens, 1921) и Дюссельдорфе (1922), в групповой выставке в Kunsthalle в Гамбурге (1922), в Рейнском Сецессионе в Дюссельдорфе (1922/23). С 1925 работал как инженер-химик, в свободное время занимался живописью. Интересовался проблемами акустики, связанными с озвучиванием кинематографа, общался с С. М. Эйзенштейном и В. И. Пудовкиным. В 1933 планировал организовать в Берлине персональную выставку, подготовив около 200 работ. Выставка была запрещена, а работы признаны образцами «дегенеративного искусства» и уничтожены нацистами. После этого эмигрировал в Испанию и поселился в Барселоне. Продолжал работать в области химии, писал картины. Значительная часть картин погибла при бомбардировке Барселоны во время гражданской войны в Испании. В 1936 эмигрировал во Францию, где, как сторонник испанских республиканцев, был арестован и заключен в лагерь. С началом оккупации Франции скрывался от нацистов. После войны работал инженером-химиком во французской компании. К этому времени оставил живопись и музыку, потерял связи с друзьями из музыкальнохудожественного мира. В 1956 переехал в Бразилию и поселился в Сан-Паулу. Вновь вернулся к живописи, работал для себя и не участвовал в выставках. В 1965 познакомился с директором Музея современного искусства Вальтером Занини и рассказал ему о своей творческой судьбе. В том же году при содействии Занини провел выставку новых работ в Музее современного искусства в Сан-Паулу и в галерее Bonino в Рио-де-Жанейро, в 1966 - в Музее нового искусства в Белу-Оризонте. Камерный оркестр Сан-Паулу исполнил его «Струнное трио». В 1966 вернулся в Париж. Примкнул к международному авангардистскому движению «Фазы» («Phases»), издававшему одноименный журнал. Участвовал в выставке, посвященной 50-летию движения «Дада», в Национальном музее современного искусства в Париже (1966/67), ретроспективной выставке «Авангард Восточной Европы. 1910-1930» в Берлинской АХ (1967), выставках движения «Фазы» в Лилле (1968), Тулузе (1969) и городах Чехословакии (1969). Провел персональную выставку в галерее Schwarz в Милане (1970).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999