ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Гомеровский вопрос
   совокупность проблем, связанных с личностью и авторством Гомера, оформлением и бытованием «Илиады» и «.Одиссеи». В античности существование Гомера и однократность творческ. акта, результатом к-рого явились обе поэмы, сомнению не подвергались. Напротив, Аристотель в своей «Поэтике» считал их образцовыми произв. с т. зр. отбора и организации материала вокруг одного центрального события. Сомнения в исконном единстве «Илиады» (она особенно часто служила предметом обсуждения в Г. в.) стали появляться в нач. XVIII в. и получили подкрепление благодаря возникшему во 2-й пол.´ XVIII в. интересу к устной поэзии европ.´ народов. Первую научно обоснованную попытку поставить под вопрос целостность «Илиады» сделал в 1795 нем. филолог Фр. А. Вольф в своих «Prolegomena ad Homerum» («Введение к Гомеру»). Осн. аргументом Вольфа было отсутствие в эпоху Гомера письменности, без к-рой, по его мнению, не было возможности создать и запомнить такую большую поэму. Доводы Вольфа были со временем опровергнуты и открытием алфавитного письма, существовавшего в VIII в. до н. э., и наблюдениями совр. фольклористов над способностью исполнителей героич. эпоса запоминать наизусть по многу тысяч стихов подряд. Одн. скептицизм Вольфа стимулировал усиленное изучение гомеровского эпоса, в результате к-рого его исследователи разбились на две осн. группы: аналитиков, выделявших в поэмах отд. сюжет, и хронолог, пласты и относивших их объединение в некое целое к достаточно позднему вр. (VI в. до н. э.), и унитариев, к-рые настаивали на единстве первонач. замысла обеих поэм, оформившихся во 2-й пол. VIII в. до н. э. Это убеждение унитарии подкрепляли наблюдениями над стройной композицией поэм, сознательной симметрией мотивов и др. средствами худож. организации текста. Дополн. момент в дискуссию внесли сторонники теории «устной поэзии». Исходя из несомненной повторяемости отд. поэтич. словосочетаний и описаний стандартных ситуаций (начало дня, вооружение воина и т. п.), представители этой теории склонны преувеличивать знач. фольклорных формул, преуменьшая роль худож. индивидуальности поэта. В наст. вр. гомероведение склоняется к установлению некоего компромисса между аналитической и унитарной т. зр. Ясно, что в распоряжении авторов обеих поэм находился достаточно обширный репертуар разл. сказаний, вариантов и «общих мест», коренящихся в устной эпич. традиции, одн. создание каждой поэмы следует рассматривать как результат индивидуального твор-ва.

   В.Я.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС
комплекс вопросов, связанных с авторством и происхождением "Илиады" и "Одиссеи". Г. в. состоит по крайней мере из 4 взаимно переплетающихся вопросов: 1) личность и время жизни автора (или авторов) обеих поэм, 2) степень соответствия дошедшей до нас записи поэм их первонач. тексту, 3) связь между гомеровскими поэмами и предшествовавшими им устными эпич. сказаниями, 4) ист. реальность мира гомеровских героев. В античности обстоятельно рассматривались первые 2 вопроса, гл. обр. александрийскими учеными: Аристархом, Зенодотом и Аристофаном Византийским. Они не сомневались в историчности Гомера и, признавая различие между "Илиадой" и "Одиссеей", склонны были все же считать эти соч. произв. одного автора. Зато они отбрасывали большое число строк из обеих поэм, считая их более поздними вставками, сделанными во время записи текста поэм при Писистрате. В новое время Г. в. был особенно остро поставлен в кон. 18 в. нем. ученым Ф. А. Вольфом, к-рый доказывал, что поэмы не являются произв. одного автора и нынешний текст поэм представляет собой механич. соединение отдельных, связанных лишь тематически устных сказаний; это соединение имело место при Писистрате. Последователи Вольфа, т. н. аналитики, стремились выделить в поэмах либо отдельные "малые песни" (нем. ученые К. Лахман, А. Кирхгоф), либо "первонач. ядро" - "Пра-Илиаду" и "Пра-Одиссею" (нем. ученый Г. Герман, англ. Дж. Грот). Их противники, унитарии, настаивали на единстве поэтич. замысла и текста каждой из поэм, признавали историчность личности Гомера (нем. ученые Г. В. Нич, К. О. Мюллер, Б. Низе). Среди рус. ученых прошлого века к аналитикам принадлежал С. П. Шестаков, к унитариям - Н. И. Гнедич и Ф. Ф. Соколов. В 19 в. среди гомероведов преобладали аналитики, в первой трети 20 в. усилилось течение унитариев. Ныне разногласия значительно сгладились на базе сближения умеренных аналитиков и унитариев (швед. ученый М. Нильсон, франц. П. Мазон, нем. В. Шадевальдт). Сов. ученые (И. М. Тройский, И. И. Толстой, С. И. Радциг, Н. Сахарный и др.) придерживаются в осн. умеренно унитарной точки зрения. В их работах особенно подчеркивается связь гомеровских поэм с устным эпич. творчеством, народность эпоса и тщательно изучаются социальные отношения по данным поэм. В наст. время установлено, что обе поэмы являются заключит. звеном длит. развития устного песенного творчества, что "Илиаде" и "Одиссее" предшествовали значительно меньшие сказания. В то же время обычно признается единство каждой из поэм на базе использования устных сказаний. Полагают, что "Илиада" возникла между кон. 8 и сер. 7 вв. до н. э., "Одиссея" - на полвека позже.

Вопрос об ист. реальности мира гомеровских героев мог быть поставлен лишь после археол. раскопок на Крите и в Микенах, в 70-х гг. 19 в. - нач. 20 в. Раскопками твердо установлены серьезные различия между крито-микенской и собственно гомеровской культурами. Первая не знала железа, ее отличит. черты - большие царские дворцы и использование письменности для нужд адм.-хоз. учета; греч. общества нач. 1-го тыс. до н. э. применяли жел. орудия, но не знали ни письменности, ни построек дворцового типа. Микенские общества имели клас. структуру, гомеровские греки жили родовым строем. Трудами М. Нильсона, англ. ученых Дж. Майрса, X. Лоример и др. неоспоримо установлено, что в гомеровском эпосе имеются разновременные напластования, относящиеся как к микенским, так и к последующим обществам. Т. о., обе поэмы представляют собой сложное переплетение ист. данных, относящихся по крайней мере к двум различным эпохам, разделенным 3-4 вв. Окончат. разграничение этих разновременных свидетельств - дело будущего. Расшифровка в 50-х гг. 20 в. линейного письма "Б" открыла новые возможности исследования гомеровского эпоса. Особенности гомеровского диалекта, словарного фонда получают ныне новое науч. объяснение. Пилосские таблички по-новому осветили мн. элементы социальной структуры крито-микенской и гомеровской культур (агр. отношения, степень развития рабства, роль басилеев и т. д.). Лит.: Соколов Р. P., Труды, СПБ, 1910; Шестаков С., О происхождении поэм Гомера, в. 1-2, Каз., 1892-93; Тройский И. М., Проблемы гомеровского эпоса, в кн.: Гомер, Илиада, пер. Н. И. Гнедича, М.-Л., 1935; Толстой И. П.. Аэды. Антич. творцы и носители древнего эпоса, М., 1958; Сахарный Н., Илиада, Архангельск, 1957; Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960; Cauer P., Grundfragen der Homerkritik, Lpz., 1923; Nilsson M. P., Homer and Mycenae, L., 1933; Myres J. L., Homer and his critics, L., 1958.

Я. А. Ленцман. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976