совокупность проблем, связанных с личностью и авторством Гомера, оформлением и бытованием «Илиады» и «.Одиссеи». В античности существование Гомера и однократность творческ. акта, результатом к-рого явились обе поэмы, сомнению не подвергались. Напротив, Аристотель в своей «Поэтике» считал их образцовыми произв. с т. зр. отбора и организации материала вокруг одного центрального события. Сомнения в исконном единстве «Илиады» (она особенно часто служила предметом обсуждения в Г. в.) стали появляться в нач. XVIII в. и получили подкрепление благодаря возникшему во 2-й пол.´ XVIII в. интересу к устной поэзии европ.´ народов. Первую научно обоснованную попытку поставить под вопрос целостность «Илиады» сделал в 1795 нем. филолог Фр. А. Вольф в своих «Prolegomena ad Homerum» («Введение к Гомеру»). Осн. аргументом Вольфа было отсутствие в эпоху Гомера письменности, без к-рой, по его мнению, не было возможности создать и запомнить такую большую поэму. Доводы Вольфа были со временем опровергнуты и открытием алфавитного письма, существовавшего в VIII в. до н. э., и наблюдениями совр. фольклористов над способностью исполнителей героич. эпоса запоминать наизусть по многу тысяч стихов подряд. Одн. скептицизм Вольфа стимулировал усиленное изучение гомеровского эпоса, в результате к-рого его исследователи разбились на две осн. группы: аналитиков, выделявших в поэмах отд. сюжет, и хронолог, пласты и относивших их объединение в некое целое к достаточно позднему вр. (VI в. до н. э.), и унитариев, к-рые настаивали на единстве первонач. замысла обеих поэм, оформившихся во 2-й пол. VIII в. до н. э. Это убеждение унитарии подкрепляли наблюдениями над стройной композицией поэм, сознательной симметрией мотивов и др. средствами худож. организации текста. Дополн. момент в дискуссию внесли сторонники теории «устной поэзии». Исходя из несомненной повторяемости отд. поэтич. словосочетаний и описаний стандартных ситуаций (начало дня, вооружение воина и т. п.), представители этой теории склонны преувеличивать знач. фольклорных формул, преуменьшая роль худож. индивидуальности поэта. В наст. вр. гомероведение склоняется к установлению некоего компромисса между аналитической и унитарной т. зр. Ясно, что в распоряжении авторов обеих поэм находился достаточно обширный репертуар разл. сказаний, вариантов и «общих мест», коренящихся в устной эпич. традиции, одн. создание каждой поэмы следует рассматривать как результат индивидуального твор-ва.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)