ГОНЧАРОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гончаров

сотр. "Русск. вед." 1890-х гг.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ГОНЧАРОВ
Иван Александрович (1812, Симбирск – 1891, Санкт-Петербург), русский прозаик, критик, цензор. Родился в семье купца. Первоначальное образование получил в домашних условиях. В 1831–34 гг. учился на словесном отделении Московского ун-та. На короткое время вернувшись в Симбирск в 1834 г., Гончаров в 1835 г. переезжает в Петербург, где устраивается на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Вскоре завязывает знакомство с семейством Майковых, куда устраивается учителем к двум сыновьям, Аполлону и Валерию, впоследствии известным литературным деятелям. В литературном салоне Майковых Гончаров впервые заявляет о себе как о писателе.
Только в тридцать пять лет, с написанием «Обыкновенной истории» (опубл. в журнале «Современник», 1847), Гончаров достиг всеобщей известности. В. Г. Белинский познакомился с произведением еще в рукописи и дал ему восторженную оценку (прежде всего художественной стороне романа, притом, что был не совсем согласен с его главной идеей). В центре внимания автора «Обыкновенной истории» находится процесс социально-психологического превращения Александра Адуева из юного романтика в бюрократического дельца – типичная биография молодого человека, приезжающего из провинции в столицу. Основу системы персонажей романа составляет оппозиция Александра Адуева и его дядюшки, преуспевающего чиновника и богатого фабриканта, холодного и ироничного прагматика, отвергающего и осмеивающего наивные романтические представления племянника о жизни, о любви, о дружбе, но всегда приходящего к нему на помощь в трудные минуты, которые отрезвляют Александра и наделяют его горьким, но необходимым жизненным опытом. «Обыкновенная история», с одной стороны, продолжает и развивает традиции натуральной школы, с другой – перерастает ее и поднимается до серьезных философских обобщений о всеобщем человеческом жизненном пути. Из сопоставления двух противоположных человеческих типов – Адуева и его дядюшки – читатель должен прийти к выводу о необходимости гармоничного совмещения в душе человека поэтической сердечности и духовной трезвости, не переходящих в односторонние крайности.
В 1852 г. Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Первая остановка была в Англии, затем – мыс Доброй Надежды, Сингапур, Гонконг, Шанхай и, наконец, Япония. Крымская война прервала плавание, и Гончаров сухопутным путем через Сибирь в 1855 г. вернулся в Петербург. В 1858 г. вышел двухтомник путевых очерков Гончарова «Фрегат „Паллада”».
Замысел следующего романа – «Обломов» – писатель вынашивал долго, из-за размеренности его творческого процесса: «То, что не пережито, не выношено мной, то не доступно моему перу». Еще в 1847 г. в журнале «Современник» появилась глава «Сон Обломова». Через 10 лет, в 1857 г., на курорте Мариенбад он «как будто под диктовку», за месяц написал почти весь роман. Главный герой романа – Илья Обломов – предстает символическим обобщением как характерных черт рус. дворянства, так и рус. национального характера вообще. Патриархальный помещичий жизненный уклад обуславливает как положительные, так и отрицательные черты его личности. Спокойствие, независимость, патриархальная гармония с миром и природой, царящие в его родной Обломовке, помогают ему сохранить благородство, душевную чистоту, способность к сильному и искреннему чувству, трезвый и ясный ум, способность к философскому созерцанию и осмыслению мира. Но праздный образ жизни, привычка к покою порождают порок, сводящий на нет все его достоинства, – бесконечную инерцию духа, пассивность, полное отсутствие воли, неспособность к саморазвитию и ежедневному созидательному труду. Обломовка и ее духовное порождение – «обломовщина» символизируют в романе всю крестьянскую Россию с ее патриархальным укладом, все больше отстающую в своем развитии от Европы. Образ Обломова рисуется не сатирически, а скорее с мягким, грустным юмором, хотя его лень и инертность часто предстают гротескными, например, когда в первой части романа описывается день Обломова, в течение которого герой долго и мучительно не может собраться с силами, чтобы встать с дивана. Все силы и все положительные качества Обломова раскрываются во время его романа с Ольгой Ильинской, который, однако, завершается разрывом из-за неспособности Обломова в корне переменить свой образ жизни и сделать серьезные практические шаги. Обломову противопоставляется в романе Андрей Штольц, немец по отцовской линии, отличающийся удивительной деловой активностью и целеустремленностью. Труд для него – естественный образ жизни, а мировоззрение зиждется на вере в прогресс. За антитезой Штольца и Обломова просматривается противопоставление Запада и России. Штольц изображается Гончаровым как гармоничная, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе немецкий прагматизм и рус. духовность. Он явно идеализируется автором, который видит за Штольцем и ему подобными будущее России, возможность ее прогрессивного развития, это сюжетно подчеркивается тем, что именно Штольцу Ольга Ильинская отдает свою руку. Когда роман был опубликован в 1859 г., он захватил все внимание общества. Критики и собратья по перу называли роман «знамением времени» (Н. А. Добролюбов), «капитальнейшей вещью, какой давно не было» (Л. Н. Толстой), в обиходе появилось новое слово: «обломовщина». И. С. Тургенев однажды заметил:«Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова».
В 1867 г. Гончаров выходит в отставку. Вскоре, в 1869 г., он публикует последний роман «Обрыв» (1869, журнал «Вестник Европы»). В этот роман писатель «вложил чуть не полжизни», обдумывая его замысел около 20 лет. «Обрыв» – роман о художнике, в образе которого Гончаров, по его собственным словам, показал «род артистической обломовщины», «русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку»: Райский «восприимчив, впечатлителен, с сильными задатками дарований, но он все-таки сын Обломова». Символично название романа, которое заключает в себе идейную суть произведения. Обрыв – это и место жуткого убийства, и трагическое непонимание двух поколений, обрыв традиций и падение в бездну неверия. В отличие от «Обломова», «Обрыв» вызвал много негативных откликов в критике. Писателя обвиняли в создании карикатуры на молодое поколение, новых людей (образ Волохова), а Ф. М. Достоевский заявил, что образ Райского – это «клевета на русский характер». Тем не менее читателям роман понравился. Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного. С романом «Обрыв» связан очень важный эпизод в жизни Гончарова: он судится с И. С. Тургеневым, заподозрив последнего в плагиате. Историю своих взаимоотношений с Тургеневым Гончаров описал позже в статье «Необыкновенная история».
Доводилось Гончарову выступать и в роли критика. Известнейшей из его критических работ стал разбор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова «Мильон терзаний» (1872). Написанная живым и ярким языком, полная верных наблюдений и характеристик, статья до сих пор является одним из лучших анализов пьесы.
Творческую манеру Гончарова характеризует эпически замедленное, изобилующее бытовыми и психологическими подробностями повествование о частной жизни отдельных героев, взятой в ее повседневном течении. Писатель избегает прямой авторской оценки героев и стремится к документальной объективности: «…я не выдумывал ничего: сама жизнь писалась у меня, как я переживал ее и видел, как переживают другие, так она и ложилась под перо. Не я, а происшедшие у всех на глазах явления, обобщают мои образы». Внешнее следование повседневному течению жизни сочетается у Гончарова с масштабностью ее философского и художественного осмысления, что выражается, в частности, в исключительной четкости композиционного строения романов, в сюжетной основе которых всегда лежит сопоставление противоположных нравственно-психологических типов.
Произведения Гончарова стали достоянием не только рус. культуры. Наравне с Гамлетом, Дон Кихотом, Дон Жуаном и Тартюфом Обломов стал вечным образом мировой литературы.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Отпечатки пальцев гончаров на керамике с Селитренного городища

Курочкина С. А.
Читать PDF
0.00 байт

И.А. ГОНЧАРОВ В ПИСЬМАХ К. Ф. ОРДИНА К ЖЕНЕ (1872)

Балакин Алексей Юрьевич
В научный оборот вводится ранее неизвестный биографический источник о И.А. Гончарове: письма чиновника К.Ф. Ордина к жене, рассказывающие о его совместном с Гончаровым путешествии за границу в 1872 году.
Читать PDF
0.00 байт

Киселевский самородок Юрий Иванович Гончаров

Евгений Владыкин
Читать PDF
0.00 байт

«Необыкновенная история». Мельник В. И. Гончаров и православие. М. : Издательство «Даръ». 2008. 544

Воронин Тимофей Леонович
Читать PDF
0.00 байт

Международная научная конференция «И. А. Гончаров в современном мире»

Трахтенберг Лев Аркадьевич
Читать PDF
0.00 байт

И. А. Гончаров и художники его времени (В. В. Верещагин и К. Е. Маковский)

Мельник Владимир Иванович
В статье впервые рассматриваются личные отношения И. А. Гончарова с художниками В. В. Верещагиным и К. Е. Маковским. Публикуется архивный материал: письмо И. А. Гончарова к В. В. Верещагину.
Читать PDF
0.00 байт

И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский

Мельник Владимир Иванович
В статье впервые выстраивается канва жизненных и творческих взаимоотношений И. А. Гончарова и Ф. М. Достоевского. Сопоставляются историософские концепции писателей.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 02. 019. Мельник В. И. Гончаров. – М. : Вече, 2012. – 432 с. – (Великие исторические персоны)

Жулькова К. А.
Читать PDF
0.00 байт

И. А. Гончаров и русская эстетическая мысль первой половины XIX века

Плужникова Юлия Александровна
Рассматривается влияние эстетических идей Н. И. Надеждина на творчество русского романиста И. А. Гончарова. Прослеживаются истоки формирования мировоззрения писателя, отразившиеся в его творчестве
Читать PDF
0.00 байт

2013. 04. 025. Мельник В. И. И. А. Гончаров в контексте мировой литературы. – М. : ГАСК, 2012. – 335

Жулькова К. А.
Читать PDF
0.00 байт

Гончаров и Данте

Беляева Ирина Анатольевна
В статье прослеживается дантовский дискурс романов Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Автор выдвигает гипотезу о том, что «сверхзамысел» трилогии восходит к аллегории «священной поэмы».
Читать PDF
0.00 байт

2013. 01. 020. Мельник В. И. И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский: к 190-летию Ф. М. Достоевского и 20

Жулькова К. А.
Читать PDF
0.00 байт

«Драгоценные тайны и таинства человеческой души» (И. А. Гончаров в этических спорах своей эпохи)

Мельник Владимир Иванович
Определение нравственно-этических представлений И. А. Гончарова в контексте его споров с современным позитивизмом и вульгарным материализмом.
Читать PDF
0.00 байт

И. Гончаров и Н. Гоголь: странности сближения

Грузан Ирина Евгеньевна, Петишева Виктория Анатольевна
В статье делается акцент на национальном своеобразии поэтической культуры обоих мастеров слова. Гоголевские традиции и реалистический метод в литературной деятельности И. Гончарова близко соприкасающейся с творчеством Н. Гоголя.
Читать PDF
0.00 байт

Путешественник как эстетически воспринимающая личность (И. А. Гончаров, М. М. Пришвин)

Новикова Наталья Владиславовна
Образ путешественника, созданный И.А. Гончаровым в книге очерков «Фрегат “Паллада”» (1855-57), впервые рассматривается как явление художнической генеалогии аналогичного образа в путевых очерках М.М. Пришвина (1909-1914).

Похожие термины:

  • Гончаров, А. Д

    сост. практ. рук. к вед. торг. книг при розн. торг. (СПб., 1874). {Венгеров}
  • Гончаров, А. М

    авт. брош. "К съезду арт. в Мос." (М., 1897). {Венгеров}  Гончаров, А. М. автор легенды "Страшная принцесса" (Рост.-на-Д., 1909). {Венгеров}
  • Гончаров, Афанасий Абрам

    калужск. купец-фабрик. 1744 г. 8 кл., получ. дворянство "за размножение парусных фабрик"; р. 1693 г., † 1788 г. {Половцов}
  • Гончаров, Григ. Аким

    сотр. "Больн. газ. Боткина", р. 1856, врач. {Венгеров}
  • Гончаров, Ал-др Ник

    беллетрист, сотр. "Книжек нед." (1890-х гг.), племян. Ив. Ал. Гончарова (см.), †. {Венгеров}
  • Гончаров, Ив. Александр

    знаменитый романист, р. 6 июня 1812 в Симбирске, с. богатого купца, † в СПб., 15 сент.1891. {Венгеров}
  • Гончаров, Ник. Александр

    преп. русск. яз. Симб. губ., † 6 дек. 1873. {Венгеров}
  • Гончаров, Андрей Александрович

    Род. 2. 01. 1918 г., ум. 7. 09. 2001 г. в Москве. Театральный режиссер. Пришел в театр в 1942, работал в московских театрах — Сатиры, им. Ермоловой, Московском драматическом театре (главный режиссер, 1958—1967), Театре
  • ГОНЧАРОВ Иван Александрович

    (1812-1891) – великий русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН(1860). Крупным событием стал выход в 1859 г. Романа «Обломов», термин «обломовщина» стал нарицательным. Последний роман Гончаров
  • Гончаров, Николай Александрович

    преподават. русского и церковно-славянск. яз. в симбирск. гимназии; † 6 дек. 1873 г. {Половцов}
  • Гончаров, Степан Алексеевич

    Заведующий кафедрой Московского государственного горного университета с 1995 г., член-корреспондент РАЕН; родился 9 мая 1953 г. в с. Острогорка Ставропольского края; окончил Московский горный институт
  • Гончаров, Виктор Алексеевич

    (19??-19??). Рус. сов. прозаик, один из пионеров сов. НФ. Жил в Тифлисе (ныне - Тбилиси, Грузия) и Москве, в 1920-е гг. активно сотрудничал с изд-вом "Молодая гвардия". Первая публикация - повесть "Жизнь н
  • Гончаров, Владимир Алексеевич

    (1977 г. р.). Мастер спорта международного класса (пулевая стрельба). Неоднократный победитель и призер первенств Европы (1996, 1997), победитель и призер чемпионата Европы (2000), победитель и призер этапов и
  • Гончаров, Андрей Дмитриевич

    Род. 1903, ум. 1979. Художник-график, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1973), чл.-корр. АХ СССР (1973), народный художник России (1979).
  • ГОНЧАРОВ Андрей П

    дон.) - ст. Березовской, хут. Исаева; в 1929 г. арестован ОГПУ и отправлен в ссылку без права переписки.
  • Гончаров, Михаил Андрианович

    (18.09.1933, Москва) — геолог, Доктор геолого-минералогических наук (1986), старший научный сотрудник кафедры динамической геологии геологического факультета МГУ (1969), член бюро секции "Эксперименталь
  • Гончаров, Леонид Антонович

    (13.10.1903—31.10.1941) — летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1942, посмертно), подполковник. В авиации с 1927 г. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Был командиром 131 иап. Совершил 69 боевы
  • Гончаров, Д. М

    сост. курс для учен. мореход. клас. (СПб., 1894). {Венгеров}
  • Гончаров, Яков Игнатьевич

    (23.03.1914—26.03.1982) — летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза (1946), гвардии майор. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 96 гв. бап, был начальником связи полка. Соверш
  • Гончаров, Игорь Сергеевич

    Летчик, полярный штурман, Герой Социалистического Труда; родился 12 октября 1933 г.; окончил военно-авиационное училище в 1954 г.; 1954—1973 — служил в Арктике, неоднократный участник воздушных высокоширот