Знаменитый испанский поэт. Родился в прекрасной Кордове 11 июля 1561 г. Отцом Гонгоры был Франсиско Аргони, коррехидор Мадрида – очень известный и уважаемый судья. Почему же тот, о котором пишем биографию, взял профессию не Аргони, а фамилию своей матери Гонгора Леонор? Оставим выяснение этого факта историкам литературы, которые, может быть, познакомят нас со многими подробностями из жизни семьи. Напомним только, что повторилось то же, что произошло с Эспинелем /см. Марсиано/ и др.
Божественный Гонгора. «с которым на дороге искусства никто не мог сравнить талантом» всегда будет блистать как поэт среди великих всех времен. Это можно сказать с уверенностью, достаточно посмотреть том XXXII «Библиотеки испанских авторов» Риваденейры, чтобы увидеть всю его широкую поэтическую индивидуальность. Мы, любители гитары, добавим, что многие его прекрасные стихи были прямо подсказаны гитарой и множество раз он переносил особое состояние духа на струны инструмента, прежде чем запечатлеть их в метафорах своих поэм!
Франсиско А. Де Икаса, талантливый мексиканский поэт, регистрируя некоторые кодексы «Национальной мадридской библиотеки», встретил среди нескольких поэм замечательного кордовца несколько листов с цифровой записью 17 века, что вызвало его интерес. Мы знаем, что Гонгора ездил в Саламанку, изучать музыку и шпагу и, располагая этими данными, мексиканский исследователь нашел в Библиотеке в рукописи, зарегистрированной под № 4118, лист 433 кодекса, после чистого листа три произведения: «Веселая песня», «Гальярда» и «Ронденья», которые были переведены в современную нотную запись тем же человеком, который переложил сочинения для виуэлы, музыкантом из Милана Лоренцо Гонсалесом Аргехасом. Гонгоре вменяется в вину его легкомысленное поведение; он ходил на бои быков на Пласа–де–ла–Корредера, писал куплеты для комедий, которые, несомненно, декламировал: «куда приходят, как приходят в дома всех благородных людей, и даже чаще, так как я увлечен музыкой». Следующее его собственное утверждение подкрепляет сказанное, и во всех этих четверостишиях присутствует исполнитель:
В моей комнате...
Я беру маленькую гитару,
Которую я накаляю, как цирюльник,
И играю на которой, как варвар.
И еще одно, где он говорит:
Что я шел среди ночи,
Играл на своем инструменте,
Погаси, сеньора,
Водой мой огонь!
Мы поговорили уже о Гонгоре–гитаристе; очевидно, он был весьма посредственным. Гитара, на которой играл великий поэт из Кордовы, имела современный строй: ми – ля – ре – соль – си – ми. Наряду с этой настройкой, в Испании и Италии бытовала и другая: ля – ре – соль – си – ми – ля. Совершенно однозначно нам это подтверждает Хуан Бермудо в «Книге объявления инструментов», опубликованной в 1548 г. Если Бермудо дает нам две эти приведенные выше настройки, как для «придворной виуэлы», так и для «народной гитары», замечательно то, что изобретателем шестой струны был не Эспинель /1550 – 1624 гг./ и мы можем указать на «ляпсусы» Николаса Дойзи де Веласко в своем «Новом руководстве цифровки для игры на гитаре», 1630 г.; Гаспара Санса в «Инструкции по испанской гитаре», 1647 г.; а также Лопе де Вега в «Доротее», акт 1, сцена 8 и Христофора Суарес де Фичероа в «Общем обзоре всех наук», 1615 г.
Луис Гонгора Арготе умер в Гранаде 23 мая 1627 г., через 3 года после «единственного в искусстве игры на гитаре» маэстро Эспинеля.