gongora y argote) Луисде (1561, Кордова – 1627, там же), испанский поэт. Согласно М. Сервантесу, «гений редкий и неповторимый», крупнейший деятель испанского поэтического барокко (т. н. культеранизма, или гонгоризма). Учился в Саламанском ун-те. Приняв сан священника и служа в капитуле, Гонгора изъездил всю Испанию. Его первые стихи были опубл. в 1580 г. Основные жанры творчества Гонгоры – романсы народной направленности, остроумные сатирические стихи, оды, поэмы. В сатирических стихах выступал против отдельных сторон действительности и против своих литературных противников (Лопе де Вега и др.). В 1611 г. в награду за «Панегирик в честь герцога Лермы» (1609) получил место почетного капеллана короля и поселился при дворе в Мадриде. Поэтическая деятельность Гонгоры распадается на два периода: «ясный» (до 1611) и «темный» (после 1611). Начал с подражания Ф. Де Эррера в одах («Ода на вооружение Филиппа II против Англии», 1588). В поэмах «Полифем» (1612–13) и «Уединение» (1613) обнаруживаются черты «темного» стиля. В основу содержания «Полифема» легли «Одиссея» Гомера и «Метаморфозы» Овидия. В «Уединении» в аллегорической форме показаны четыре возраста человека: отрочество, юность, зрелость и старость (Гонгора написал только 1-ю часть поэмы и большой фрагмент 2-й). В творчестве Гонгоры отразилась эпоха смены Ренессанса усилением влияния католической церкви. Взгляды поэта пронизаны пессимизмом. В поэзии проскальзывает аристократическое презрение к «черни» – его произведения понятны избранным. «Темный» стиль Гонгоры заключается в усложнении языка. В словаре поэта встречается множество неологизмов – латинизмов, обилие мифологических, исторических, географических намеков; слог изобилует метафорами, загадками, игрой слов (извивы ручейка у него – «змеи росы»; женщина, моющая бледное лицо, «соединяет жидкий кристалл с человеческим кристаллом водоемом руки»).
Гонгоризм можно определить как изысканность, переходящую в вычурность и неясность. Гонгора вызвал резкие нападки и сатиры со стороны Лопе де Вега, П. Кальдерона, Ф. Кеведо и др. Французские символисты выступили за переоценку эстетической доктрины гонгоризма; это движение нашло в Испании благодатную почву, и целое поколение поэтов (Ф. Гарсия Лорка, Х. Гильен, Х. Диего и др.) объявило Гонгору своим учителем.
В своей лекции «Поэтический образ у Гонгоры» (1932) Гарсия Лорка заявил: «Что же это за темнота стиля? По-моему, он скорее грешит ослепительным светом».
Первое издание произведений Гонгоры – «Сочинения в стихах испанского Гомера» – появилось в год его смерти. В 1633–34 гг. вышло полное собрание сочинений.