Гораций, Квинт Флакк
Гораций Флакк Квинт
(лат. Horatius, 65–8 гг. до н. э.) — римский поэт, был дружен с Вергилием, а также с Меценатом, покровителем поэтов. Август предложил ему стать его личным секретарем, но тот отказался. Наибольшую известность получили «Оды», короткие стихотворения на разнообразные темы. Его произведения: «Carmĭna» — песни, знаменитое послание «Ars poetĭcs» («Искусство поэзии»). Точность и искусство слова, глубина и образность стихов сделали его образцом лирических творений в Европе. Произведения Горания были переведены на языки всех народов мира.
Гораций, Квинт Флакк
Quintus Horatius Flaccus)
(65 - 8 до н.э.)
римский поэт эпохи принципата Августа, сын вольноотпущенника. После убийства Ю. Цезаря стал на сторону республиканцев; в 42 г. в битве при Филиппах, закончившейся неудачей последних, бежал с поля боя. После объявления амнистии стал писарем при квесторе, а в 38 г. вошел в кружок Мецената. Г. - автор «Эпод», двух сборников сатир (сатур), трех книг лирических «Стихотворений», од. По тематике и жанровым разновидностям они очень разнообразны - политические и философские раздумья, любовная лирика, интимные стихотворения и пр. Известна также его книга «Послания». Г. - один из наиболее популярных поэтов в эпоху Возрождения, по мотивам его «Памятника» (Оды. III, 30) создали стихотворения Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А. Мицкевич, А.А. Фет, В.Я. Брюсов, М.Т. Рыльский и др.
Античная лирика / Сост. и примеч. С. Апта и Ю. Шульца. М., 1968. С. 370-426; Гораций Квинт Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания / Пер. с лат., вступ. ст. М. Гаспарова. М., 1970; Гаспаров М.Л. Политический смысл сатир Горация // ВДИ. 1960. № 2; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 381-417.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
***
Римский поэт. Сын вольноотпущенника, родился в Апулии, получил разностороннее образование в Риме и Афинах. Сражался на стороне республиканцев в битве при Филиппах и вернулся с войны без гроша в кармане. Начал писать стихи, сблизился с кругом Вергилия и перешел под покровительство Мецената. До нас дошли все известные произведения Горация - "Послания", "Беседы", "Искусство поэзии", "Эподы". Они представляют Горация как весьма привлекательного человека своей эпохи - терпимого, наблюдательного, обладающего тонким чувством юмора и ценящего блага жизни. В то же время, как никакой другой римский поэт, Гораций понимает суть дионисийского экстаза (см. "Оды", 2.19; 3.25). Гораций мастерски сочетает латинские и греческие стихотворные размеры, особенно в "Одах", тщательно подбирает слова и всегда иронизирует над самим собой: все это составляет его так называемую "скрупулезную плодовитость", которая сделала его классиком литературы уже век спустя после смерти.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
рим. поэт. Род. в Венусии, в семье вольноотпущенника. Переехав в Рим, обучался у грамматика Орбилия; затем отправился в Афины, где занимался гр. поэзией и философией. В 44 примкнул к прибывшему в Афины Бруту, к-рый вербовал людей для защиты республиканского строя, и получил звание военного трибуна. После поражения Брута при Филиппах в 42 вернулся в Рим. Имение Г. в Венусии было отдано ветеранам Цезаря, и для получения средств к существованию он был вынужден вступить в коллегию квесторских писцов. К этому вр. относится начало его лит. деятельности. Благодаря Вергилию Г. вошел в кружок Мецената, подарившего ему имение в Сабинских горах, где поэт провел бол. часть своей жизни. Г. старался держаться как можно дальше от двора и даже отказался от предложенной ему должности секретаря Августа.
Лит. наследие Г. включает в себя: «Эподы» (31-30); 2 кн. «Сатир» (35 - 30); «Оды» (23); 2 кн. «Посланий» (20-14); «Юбилейный гимн» (17). Самыми ранними произв. Г. явл. «Сатиры» и «Эподы», точный хронолог, порядок написания к-рых трудно установить. Сб. эподов - 17 стихотв., напис. ямбами. В кач-ве образца Г. использовал произв. Архилоха, у к-рого перенял метрич. форму. По содержанию эподы - стихотв. на темы совр. Г. действительности, в части, на политические. Открывается сб. посвящением Меценату. Эподы проникнуты протестом против непрекращающихся гражд. войн. Г. не очень верит в наступление в Риме «золотого века»; спасение от царящего везде ужаса поэт видит на «островах блаженных», существующих лишь в его воображении. В лице Августа Г. прославляет гос. деятеля, способного подарить стране мир и спокойствие. Нек-рым стихотв. присущ элемент пародии, наиболее ярко проявившийся в VI эподе, где возвышенное опис. прелестей сел. жизни оказывается вложенным в уста жадного ростовщика. В XI эподе дается пародия на любовную элегию. Ряд эподов посвящен лит. взглядам Г. Нередко критике подвергается не отд. лицо, а обществ, явление: так, Г. выступает против колдовства, против бывших рабов, сумевших благодаря своей хитрости проникнуть в высшее общ-во. Подобные эподы очень динамичны, по форме напоминают мим, т. к. в них нередко присутствуют насмешка и брань.
Между 35 и 30 Г. выпускает 2 кн. «Сатир», или «Бесед», напис. гексаметром. Поэт ставит целью обновить в соотв. с новыми эстетич. требованиями жанр сатиры, сложившийся еще в твор-ве Луцилия. 1-я кн. включает 10 стихотв. и посвящена Меценату. В связи с крушением Республики решающее знач. для Г. приобретает проблема личного счастья. Поэтому он воспевает уход в частную жизнь, смеется над стремлением к богатству и власти. В форме сатир прослеживается связь с диатрибой. Среди стихотв. 1-й кн. надо отметить 4-е и 10-е, в к-рых поэт рассуждает на лит. темы: о направленности сатиры, требованиях к форме поэт, произв. Др. сатиры 1-й кн. посвящены разл. эпизодам из жизни Г., а также обличению таких пороков, как зависть, жадность, честолюбие, расточительность и др. Осуждая эти недостатки, поэт призывает тем не менее снисходительно относиться к челов. слабостям. 2-я кн. сатир состоит из 8 стихотв. Здесь ослабевает персональная направленность, произв. Г. носят обобщенный характер. Преобладает диалог, форма, причем поэт чаще всего играет роль пассивного слушателя. Он прославляет старые добрые времена, к к-рым так хотел вернуться Август. Говоря о том, что только в деревне он сможет обрести душевный покой, Г. хочет отстоять свою независимость от власть имущих. Сатиры Г., имея в целом тон непринужденной беседы, блещут разнообразием стил. оттенков.
Переход к лирике, наметившийся еще в эподах, ознаменовался выпуском 3 кн. «Стихотворений», или «Од» (23) (1-я кн. - 38 од, 2-я кн. - 20, 3-я кн. - 30). К ним по просьбе Августа Г. позже (13) присоединил 4-ю кн., состоявшую из 15 од и прославлявшую воен. подвиги Тиберия и Друза - пасынков императора. Беря за образец Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. гр. поэтов, Г. перенес размеры гр. лирики на рим. .почву. Всего в одах использовано 12 стихотв. размеров. По форме оды Г. чаще всего - обращение к к.-н. человеку или предмету. Тематика стихотв. не нова: гимны богам, политика, философия, любовь, дружба и др. Г. проповедует идеал безмятежного пользования радостями жизни, требование во всем «золотой середины», придерживаясь к-рой можно избежать превратностей жизни, призывает не задумываться о будущем. Дерзкие и смелые подвиги Г. не привлекают, т. к. они несут людям страдания. Хотя смерть вносит разлад в гармоничность мира, Г. учит спокойно воспринимать ее как неизбежное. Лично для себя он видит бессмертие в поэзии, о чем говорит в оде «К Мельпомене» (III, 30). Стихотв. на любовные темы отличаются от произв. рим. элегических поэтов, посвящ. свои произв. одной возлюбленной. Чувства Г. поверхностны и неглубоки, любовь для него не главное. В любовной лирике мелькают имена мн. женщин, лишенных индивидуальности. В форме этих стихотв. прослеживается связь с традициями эллин, поэзии: они написаны изящным слогом, с использованием богатого арсенала любовной лирики. В одах на социально-полит, темы прославляется принципат и сам Август, к-рого Г. изобразил однажды в образе Меркурия. Поэт пытается совместить мир личных чувств отд. человека с требованиями гос-ва, восстановить единство между ними. В отличие от Катулла, он стремится не столько раскрыть свой внутр. мир, сколько повлиять на мировоззрение читателя. Оды Г., небол. по объему, отличаются законченностью мысли, содержательностью, четкостью стиля. В 17 Г. пишет по поручению Августа «Юбилейный гимн» в связи с празднованием «Вековых игр» в честь наступления «нового века» в истории Рима. В этом гимне, посвящ. Аполлону и Диане, поэт обращается к богам с мольбой об укреплении города и процветании Августа. Посл. период твор-ва Г. ознаменован выходом в свет 2-й кн. «Посланий» в гексаметрах (в 20 и между 19 и 14). 1-я кн., состоящая из 20 посланий, посвящена разл. филос. темам и по направленности близка к сатирам. 2-я кн. включает в себя 3 послания: «К Августу», «К Флору» и «Послание к Писонам», или «Об искусстве поэзии». В послании «К Флору» Г. жалуется на непостоянство вкусов читателей и на хвастливых поэтов. В послании «К Августу» подчеркивается культурное и моральное знач. поэзии, ведется полемика с архаистами. «Послание к Писонам» (близкому лит. аристокр. семейству) явл. памятником рим. литературной критики. Здесь разбираются вопросы о значении поэзии, таланте и иск-ве, единстве формы и содержания, языке, роли критики, о традиции. Г. использует трактат эллин, теоретика Неоптолема «О поэзии», но насыщает послание собств. мыслями, дает советы в форме непринужденной беседы, легко переходя от одной темы к др. По мн. автора, поэт должен быть образованным и мыслящим человеком, чему надо учиться у греков; необходимо также профессиональное мастерство, достигаемое упорным трудом. Поэту следует тщательно работать над языком, к-рый должен полностью соответствовать избр. жанру. Неотъемлемой частью любого произв. иск-ва должны быть единство, простота и цельность, чему Г. и следует во всех своих стихотв., не признавая смешения стилей.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(65 - 8 до н.э.)
римский поэт эпохи принципата Августа, сын вольноотпущенника. После убийства Ю. Цезаря стал на сторону республиканцев; в 42 г. в битве при Филиппах, закончившейся неудачей последних, бежал с поля боя. После объявления амнистии стал писарем при квесторе, а в 38 г. вошел в кружок Мецената. Г. - автор «Эпод», двух сборников сатир (сатур), трех книг лирических «Стихотворений», од. По тематике и жанровым разновидностям они очень разнообразны - политические и философские раздумья, любовная лирика, интимные стихотворения и пр. Известна также его книга «Послания». Г. - один из наиболее популярных поэтов в эпоху Возрождения, по мотивам его «Памятника» (Оды. III, 30) создали стихотворения Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А. Мицкевич, А.А. Фет, В.Я. Брюсов, М.Т. Рыльский и др.
Античная лирика / Сост. и примеч. С. Апта и Ю. Шульца. М., 1968. С. 370-426; Гораций Квинт Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания / Пер. с лат., вступ. ст. М. Гаспарова. М., 1970; Гаспаров М.Л. Политический смысл сатир Горация // ВДИ. 1960. № 2; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 381-417.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
***
Римский поэт. Сын вольноотпущенника, родился в Апулии, получил разностороннее образование в Риме и Афинах. Сражался на стороне республиканцев в битве при Филиппах и вернулся с войны без гроша в кармане. Начал писать стихи, сблизился с кругом Вергилия и перешел под покровительство Мецената. До нас дошли все известные произведения Горация - "Послания", "Беседы", "Искусство поэзии", "Эподы". Они представляют Горация как весьма привлекательного человека своей эпохи - терпимого, наблюдательного, обладающего тонким чувством юмора и ценящего блага жизни. В то же время, как никакой другой римский поэт, Гораций понимает суть дионисийского экстаза (см. "Оды", 2.19; 3.25). Гораций мастерски сочетает латинские и греческие стихотворные размеры, особенно в "Одах", тщательно подбирает слова и всегда иронизирует над самим собой: все это составляет его так называемую "скрупулезную плодовитость", которая сделала его классиком литературы уже век спустя после смерти.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
рим. поэт. Род. в Венусии, в семье вольноотпущенника. Переехав в Рим, обучался у грамматика Орбилия; затем отправился в Афины, где занимался гр. поэзией и философией. В 44 примкнул к прибывшему в Афины Бруту, к-рый вербовал людей для защиты республиканского строя, и получил звание военного трибуна. После поражения Брута при Филиппах в 42 вернулся в Рим. Имение Г. в Венусии было отдано ветеранам Цезаря, и для получения средств к существованию он был вынужден вступить в коллегию квесторских писцов. К этому вр. относится начало его лит. деятельности. Благодаря Вергилию Г. вошел в кружок Мецената, подарившего ему имение в Сабинских горах, где поэт провел бол. часть своей жизни. Г. старался держаться как можно дальше от двора и даже отказался от предложенной ему должности секретаря Августа.
Лит. наследие Г. включает в себя: «Эподы» (31-30); 2 кн. «Сатир» (35 - 30); «Оды» (23); 2 кн. «Посланий» (20-14); «Юбилейный гимн» (17). Самыми ранними произв. Г. явл. «Сатиры» и «Эподы», точный хронолог, порядок написания к-рых трудно установить. Сб. эподов - 17 стихотв., напис. ямбами. В кач-ве образца Г. использовал произв. Архилоха, у к-рого перенял метрич. форму. По содержанию эподы - стихотв. на темы совр. Г. действительности, в части, на политические. Открывается сб. посвящением Меценату. Эподы проникнуты протестом против непрекращающихся гражд. войн. Г. не очень верит в наступление в Риме «золотого века»; спасение от царящего везде ужаса поэт видит на «островах блаженных», существующих лишь в его воображении. В лице Августа Г. прославляет гос. деятеля, способного подарить стране мир и спокойствие. Нек-рым стихотв. присущ элемент пародии, наиболее ярко проявившийся в VI эподе, где возвышенное опис. прелестей сел. жизни оказывается вложенным в уста жадного ростовщика. В XI эподе дается пародия на любовную элегию. Ряд эподов посвящен лит. взглядам Г. Нередко критике подвергается не отд. лицо, а обществ, явление: так, Г. выступает против колдовства, против бывших рабов, сумевших благодаря своей хитрости проникнуть в высшее общ-во. Подобные эподы очень динамичны, по форме напоминают мим, т. к. в них нередко присутствуют насмешка и брань.
Между 35 и 30 Г. выпускает 2 кн. «Сатир», или «Бесед», напис. гексаметром. Поэт ставит целью обновить в соотв. с новыми эстетич. требованиями жанр сатиры, сложившийся еще в твор-ве Луцилия. 1-я кн. включает 10 стихотв. и посвящена Меценату. В связи с крушением Республики решающее знач. для Г. приобретает проблема личного счастья. Поэтому он воспевает уход в частную жизнь, смеется над стремлением к богатству и власти. В форме сатир прослеживается связь с диатрибой. Среди стихотв. 1-й кн. надо отметить 4-е и 10-е, в к-рых поэт рассуждает на лит. темы: о направленности сатиры, требованиях к форме поэт, произв. Др. сатиры 1-й кн. посвящены разл. эпизодам из жизни Г., а также обличению таких пороков, как зависть, жадность, честолюбие, расточительность и др. Осуждая эти недостатки, поэт призывает тем не менее снисходительно относиться к челов. слабостям. 2-я кн. сатир состоит из 8 стихотв. Здесь ослабевает персональная направленность, произв. Г. носят обобщенный характер. Преобладает диалог, форма, причем поэт чаще всего играет роль пассивного слушателя. Он прославляет старые добрые времена, к к-рым так хотел вернуться Август. Говоря о том, что только в деревне он сможет обрести душевный покой, Г. хочет отстоять свою независимость от власть имущих. Сатиры Г., имея в целом тон непринужденной беседы, блещут разнообразием стил. оттенков.
Переход к лирике, наметившийся еще в эподах, ознаменовался выпуском 3 кн. «Стихотворений», или «Од» (23) (1-я кн. - 38 од, 2-я кн. - 20, 3-я кн. - 30). К ним по просьбе Августа Г. позже (13) присоединил 4-ю кн., состоявшую из 15 од и прославлявшую воен. подвиги Тиберия и Друза - пасынков императора. Беря за образец Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. гр. поэтов, Г. перенес размеры гр. лирики на рим. .почву. Всего в одах использовано 12 стихотв. размеров. По форме оды Г. чаще всего - обращение к к.-н. человеку или предмету. Тематика стихотв. не нова: гимны богам, политика, философия, любовь, дружба и др. Г. проповедует идеал безмятежного пользования радостями жизни, требование во всем «золотой середины», придерживаясь к-рой можно избежать превратностей жизни, призывает не задумываться о будущем. Дерзкие и смелые подвиги Г. не привлекают, т. к. они несут людям страдания. Хотя смерть вносит разлад в гармоничность мира, Г. учит спокойно воспринимать ее как неизбежное. Лично для себя он видит бессмертие в поэзии, о чем говорит в оде «К Мельпомене» (III, 30). Стихотв. на любовные темы отличаются от произв. рим. элегических поэтов, посвящ. свои произв. одной возлюбленной. Чувства Г. поверхностны и неглубоки, любовь для него не главное. В любовной лирике мелькают имена мн. женщин, лишенных индивидуальности. В форме этих стихотв. прослеживается связь с традициями эллин, поэзии: они написаны изящным слогом, с использованием богатого арсенала любовной лирики. В одах на социально-полит, темы прославляется принципат и сам Август, к-рого Г. изобразил однажды в образе Меркурия. Поэт пытается совместить мир личных чувств отд. человека с требованиями гос-ва, восстановить единство между ними. В отличие от Катулла, он стремится не столько раскрыть свой внутр. мир, сколько повлиять на мировоззрение читателя. Оды Г., небол. по объему, отличаются законченностью мысли, содержательностью, четкостью стиля. В 17 Г. пишет по поручению Августа «Юбилейный гимн» в связи с празднованием «Вековых игр» в честь наступления «нового века» в истории Рима. В этом гимне, посвящ. Аполлону и Диане, поэт обращается к богам с мольбой об укреплении города и процветании Августа. Посл. период твор-ва Г. ознаменован выходом в свет 2-й кн. «Посланий» в гексаметрах (в 20 и между 19 и 14). 1-я кн., состоящая из 20 посланий, посвящена разл. филос. темам и по направленности близка к сатирам. 2-я кн. включает в себя 3 послания: «К Августу», «К Флору» и «Послание к Писонам», или «Об искусстве поэзии». В послании «К Флору» Г. жалуется на непостоянство вкусов читателей и на хвастливых поэтов. В послании «К Августу» подчеркивается культурное и моральное знач. поэзии, ведется полемика с архаистами. «Послание к Писонам» (близкому лит. аристокр. семейству) явл. памятником рим. литературной критики. Здесь разбираются вопросы о значении поэзии, таланте и иск-ве, единстве формы и содержания, языке, роли критики, о традиции. Г. использует трактат эллин, теоретика Неоптолема «О поэзии», но насыщает послание собств. мыслями, дает советы в форме непринужденной беседы, легко переходя от одной темы к др. По мн. автора, поэт должен быть образованным и мыслящим человеком, чему надо учиться у греков; необходимо также профессиональное мастерство, достигаемое упорным трудом. Поэту следует тщательно работать над языком, к-рый должен полностью соответствовать избр. жанру. Неотъемлемой частью любого произв. иск-ва должны быть единство, простота и цельность, чему Г. и следует во всех своих стихотв., не признавая смешения стилей.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)